Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:13, реферат
Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид — это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью.
Учет
психологии личности
в управлении. Учет
социального статуса
личности в управлении.
Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид — это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.
Личность — это сознательный индивид», то есть человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью (Б.Ф. Ломов). В ней можно выделить три основные подсистемы (сферы):
1)
когнитивную, в которой
2)регулятивную,
включающую в себя
3)
коммуникативную, которая
Человек как личность также обладает такими свойствами, которые непосредственно определяют его индивидуальность, индивидуальную неповторимость, — темпераментом, характером, направленностью и способностями.
Человек всегда проявляет свои индивидуальные качества в процессах трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого работника организации с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, то есть личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой. Каждый человек как личность обладает системой индивидуальных качеств, но одним людям удается ярко и продуктивно проявить индивидуальность в своей деятельности, у других же индивидуальность проявляется весьма скромно. Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю, менеджеру по персоналу для реализации индивидуального подхода к сотрудникам, работникам организации, более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, для оптимального стимулирования и мотивации, достижения эффективной деятельности и развития каждого человека и организации в целом.
Психологическая структура личности формируется в онтогенезе (процессе формирования и развития психики отдельного человека), начиная от природных задатков и кончая внешними социально и личностно опосредованными формами поведения.
Эффективность протекания
1. Объективные факторы связаны с социальными и природными процессами, с воздействиями людей друг на друга, организацией производственной деятельности. К ним относятся:
— рациональная организация производственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);
— методика обучения (технические средства, наглядность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей познавательных процессов восприятия, памяти и др.);
— опыт и мастерство руководителя, его авторитет, управленческий такт и др.;
-
содержание и уровень
— организация систематического контроля и адекватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической и деловой готовности к самостоятельной профессиональной деятельности;
— индивидуальный подход в общении и воспитании сотрудников.
2.
Субъективные факторы
—
мотивационные установки, определяющие
отношение людей к
— уровень предшествующей подготовленности, профессиональный опыт, тренированность в решении определенных задач;
— одаренность, общие и специальные способности;
— психологические свойства личности (тип нервной системы, ра- ' ботоспособность, уравновешенность, эмоциональность и др.);
—
характерологические
—
стрессоустойчивость и
— отношение сотрудника к личности руководителя, а также к своей рабочей группе.
Система
познавательных процессов образует
сферу интеллекта и является определяющим
компонентом сферы сознания личности.
К
индивидуально-психологическим
1.
Темперамент — это сочетание
индивидуальных
К числу собственно личностных качеств человека темперамент можно отнести в определенной степени условно, так как он представляет собой в большей степени физиологическую, индивидную особенность человека. Особенности темперамента в своей основе биологически обусловлены и являются врожденными.
Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, его деятельность, иногда определяет его поступки, его индивидуальность. В связи с этим учет особенностей темперамента важен в управлении, деятельности по управлению персоналом,
Учет свойств темперамента важен при осуществлении воздействия на работника в процессе управления персоналом, а также для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределенность внимания, стрессоустойчивость и другие качества. Следует помнить, что, определяя динамические стороны поведения, деятельности человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о характеристиках темперамента не как о положительных или отрицательных, а как о более или менее благоприятных и своеобразных в отношении их влияния на индивидуальный стиль деятельности.
Поскольку
темперамент есть устойчивая природная
основа поведения индивида, следует
стремиться не к переделке типа,
а к нахождению для человека с
определенным темпераментом наиболее
подходящих способов реализации его качеств,
благоприятных для конкретного вида деятельности;
ибо каждый человек, занимаясь выполнением
определенных профессиональных задач,
вырабатывает некоторый приемлемый темп
и стиль деятельности. Однако люди приходят
к этому оптимальному результату за счет
различных нервно-психических затрат,
каждому необходим определенный резерв
времени, и все же в итоге они показывают
различную надежность в отношении различных
видов труда и различные возможности к
исполнительной и руководящей деятельности,
к общению и взаимодействию с сотрудниками
в системах управления.
Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется человек с тем или иным типом темперамента.
Холерик— сильный, неуравновешенный, возбуждаемый тип, высокотревожный экстраверт. Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая активность и т.п. Но его следует по возможности отстранить от конфликтных ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание.
Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип, малотревожный экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания, высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Его можно использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации совместных действий, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они малопродуктивны в условиях монотонной деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности.
Флегматик — сильный, уравновешенный инертный тип, малотревожный интроверт. Он незаменим в ситуациях, требующих пристального внимания, обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Однако он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого ориентирования на изменение ситуаций, быстрого принятия решений, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Мало пригоден он и для скоростной переработки учебной и производственной информации; социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и малоэмоционален.
Меланхолик — слабый тип нервной системы, высокотревожный интроверт. Это сложный, высокочувствительный тип, требующий тактичного подхода и ^щадящего» образа жизни. Мало пригоден к нервным перегрузкам, к преодолению стрессовых ситуаций, в которых часто теряется, затормаживается; не конфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не разрешать. Не претендует на лидерство, но в хорошем коллективе исполнителен, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В спокойной жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять высокую интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость, ответственность, исполнительность.
В
зависимости от темперамента человек
изначально предрасположен к доминированию
определенных эмоций: одни изначально
склонны к интересу, радости, удивлению
(сангвинический темперамент), другие
— к гневу, отвращению, враждебности (холерический
темперамент), третьи — к грусти (меланхолики).
В ходе управления персоналом к представителям указанных типов темпераментов следует подходить, опираясь на следующие принципы:
— «Ни минуты покоя» — в подходе к холерику, учитывая его высокую активность и инициативность. Он должен быть все время загружен работой, решением производственных или учебных задач, иначе он может использовать свою энергию неадекватно.
— «Доверяй, но проверяй» —в подходе к сангвинику, обладающему оптимизмом и жизнерадостностью, общительному и эмоциональному, но в то же время склонному к рассеянности и торопливости в выполнении производственных задач.
— «Не торопи» — в подходе к флегматику, который обладает терпеливостью, старательностью, но надежен только в неторопливом, стабильном и не стрессовом режиме работы.
—
«Не навреди» — в подходе к
меланхолику, который способен вполне
продуктивно работать только в благоприятных
условиях, надежен в условиях быстрой
переадаптации, нервно-психических перегрузок,
эмоционально травмирующих его.
2.
Характер — это индивидуальное
сочетание устойчивых черт, психических
особенностей человека, обусловливающих
типичные для данного человека
способы поведения в
Характер — это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. Чтобы формировать характер, нужны определенные усилия; нужен другой человек (родитель, образец, идеал для подражания); нужны средства формирования — внешние воспитательные средства, культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства: самоуговоры, самообманы, собственные усилия самосовершенствования.
Структура
характера рассматривается