Учет психологии личности в управлении. Учет социального статуса личности в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:13, реферат

Краткое описание

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид — это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью.

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

    Учет  психологии личности в управлении. Учет социального статуса  личности в управлении. 

    Личность  рассматривается в психологии как  носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид — это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.

    Личность  — это сознательный индивид», то есть человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью (Б.Ф. Ломов). В ней можно выделить три основные подсистемы (сферы):

    1) когнитивную, в которой результируются  функции познания и которая  включает в себя познавательные  процессы: восприятие, память, мышление  и др.;

    2)регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые  процессы и обеспечивающую способность  к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;

    3) коммуникативную, которая реализуется  в общении и взаимодействии  с другими людьми.

    Человек как личность также обладает такими свойствами, которые непосредственно  определяют его индивидуальность, индивидуальную неповторимость, — темпераментом, характером, направленностью и способностями.

    Человек всегда проявляет свои индивидуальные качества в процессах трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого работника организации  с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, то есть личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой. Каждый человек как личность обладает системой индивидуальных качеств, но одним людям удается ярко и продуктивно проявить индивидуальность в своей деятельности, у других же индивидуальность проявляется весьма скромно. Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю, менеджеру по персоналу для реализации индивидуального подхода к сотрудникам, работникам организации, более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, для оптимального стимулирования и мотивации, достижения эффективной деятельности и развития каждого человека и организации в целом.

    Психологическая структура личности формируется  в онтогенезе (процессе формирования и развития психики отдельного человека), начиная от природных задатков и  кончая внешними социально и личностно  опосредованными формами поведения.

      Эффективность протекания познавательных  процессов связана с двумя  видами факторов деятельности  человека в организации.

    1.         Объективные факторы связаны  с социальными и природными  процессами, с воздействиями людей  друг на друга, организацией производственной деятельности. К ним относятся:

    —        рациональная организация производственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);

    —        методика обучения (технические средства, наглядность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей познавательных процессов восприятия, памяти и др.);

    —        опыт и мастерство руководителя, его  авторитет, управленческий такт и др.;

    -        содержание и уровень трудности  профессиональных задач для сотрудников;

    —        организация систематического контроля и адекватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической  и деловой готовности к самостоятельной  профессиональной деятельности;

    —        индивидуальный подход в общении и воспитании сотрудников.

    2.         Субъективные факторы успешности  управления персоналом и профессиональной  деятельности — это индивидуальные  свойства личности сотрудников:

    —        мотивационные установки, определяющие отношение людей к профессиональной деятельности, ее целям и результатам;

    —        уровень предшествующей подготовленности, профессиональный опыт, тренированность  в решении определенных задач;

    —        одаренность, общие и специальные  способности;

    —        психологические свойства личности (тип нервной системы, ра-   ' ботоспособность, уравновешенность, эмоциональность и др.);

    —        характерологические особенности  личности (коммуникативность, организованность, ответственность, самоконтроль и др.);

    —        стрессоустойчивость и саморегуляция;

    —        отношение сотрудника к личности руководителя, а также к своей  рабочей группе.

    Система познавательных процессов образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы сознания личности. 

    К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.

    1. Темперамент — это сочетание  индивидуальных психофизиологических  характеристик нервной системы  человека, определяющих динамическую  сторону поведения. Темперамент  — это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, изменение и прекращение.

    К числу собственно личностных качеств  человека темперамент можно отнести  в определенной степени условно, так как он представляет собой в большей степени физиологическую, индивидную особенность человека. Особенности темперамента в своей основе биологически обусловлены и являются врожденными.

    Тем не менее темперамент оказывает  существенное влияние на формирование характера и поведения человека, его деятельность, иногда определяет его поступки, его индивидуальность. В связи с этим учет особенностей темперамента важен в управлении, деятельности по управлению персоналом,

    Учет  свойств темперамента важен при осуществлении воздействия на работника в процессе управления персоналом, а также для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределенность внимания, стрессоустойчивость и другие качества. Следует помнить, что, определяя динамические стороны поведения, деятельности человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о характеристиках темперамента не как о положительных или отрицательных, а как о более или менее благоприятных и своеобразных в отношении их влияния на индивидуальный стиль деятельности.

    Поскольку темперамент есть устойчивая природная  основа поведения индивида, следует  стремиться не к переделке типа, а к нахождению для человека с  определенным темпераментом наиболее подходящих способов реализации его качеств, благоприятных для конкретного вида деятельности; ибо каждый человек, занимаясь выполнением определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый темп и стиль деятельности. Однако люди приходят к этому оптимальному результату за счет различных нервно-психических затрат, каждому необходим определенный резерв времени, и все же в итоге они показывают различную надежность в отношении различных видов труда и различные возможности к исполнительной и руководящей деятельности, к общению и взаимодействию с сотрудниками в системах управления. 

    Поэтому при индивидуальном подходе к  сотрудникам необходимо подбирать  формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется человек с тем или иным типом темперамента.

    Холерик—  сильный, неуравновешенный, возбуждаемый тип, высокотревожный экстраверт. Он наиболее продуктивен там, где требуется  высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая активность и т.п. Но его следует по возможности отстранить от конфликтных ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание.

    Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип, малотревожный экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания, высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Его можно использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации совместных действий, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они малопродуктивны в условиях монотонной деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности.

    Флегматик — сильный, уравновешенный инертный тип, малотревожный интроверт. Он незаменим  в ситуациях, требующих пристального внимания, обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Однако он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого ориентирования на изменение ситуаций, быстрого принятия решений, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Мало пригоден он и для скоростной переработки учебной и производственной информации; социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и малоэмоционален.

    Меланхолик  — слабый тип нервной системы, высокотревожный интроверт. Это  сложный, высокочувствительный тип, требующий тактичного подхода и ^щадящего» образа жизни. Мало пригоден к нервным перегрузкам, к преодолению стрессовых ситуаций, в которых часто теряется, затормаживается; не конфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не разрешать. Не претендует на лидерство, но в хорошем коллективе исполнителен, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В спокойной жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять высокую интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость, ответственность, исполнительность.

    В зависимости от темперамента человек  изначально предрасположен к доминированию  определенных эмоций: одни изначально склонны к интересу, радости, удивлению (сангвинический темперамент), другие — к гневу, отвращению, враждебности (холерический темперамент), третьи — к грусти (меланхолики). 

    В ходе управления персоналом к представителям указанных типов темпераментов  следует подходить, опираясь на следующие  принципы:

    —        «Ни минуты покоя» — в подходе к холерику, учитывая его высокую активность и инициативность. Он должен быть все время загружен работой, решением производственных или учебных задач, иначе он может использовать свою энергию неадекватно.

    —        «Доверяй, но проверяй» —в подходе  к сангвинику, обладающему оптимизмом и жизнерадостностью, общительному и эмоциональному, но в то же время склонному к рассеянности и торопливости в выполнении производственных задач.

    —        «Не торопи» — в подходе  к флегматику, который обладает терпеливостью, старательностью, но надежен только в неторопливом, стабильном и не стрессовом режиме работы.

    —        «Не навреди» — в подходе к  меланхолику, который способен вполне продуктивно работать только в благоприятных  условиях, надежен в условиях быстрой  переадаптации, нервно-психических перегрузок, эмоционально травмирующих его. 

    2. Характер — это индивидуальное  сочетание устойчивых черт, психических  особенностей человека, обусловливающих  типичные для данного человека  способы поведения в определенных  жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.

    Характер  — это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к  себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. Чтобы формировать характер, нужны определенные усилия; нужен другой человек (родитель, образец, идеал для подражания); нужны средства формирования — внешние воспитательные средства, культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства: самоуговоры, самообманы, собственные усилия самосовершенствования.

    Структура характера рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений:

Информация о работе Учет психологии личности в управлении. Учет социального статуса личности в управлении