Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:41, контрольная работа
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно, сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали.
1.Введение………………………………………………………3
2.Социальный конфликт……………………………………….4
2.1.Основные характеристики…………………………………6
2.2.Этапы развития…………………………………………….10
3.Типология социальных конфликтов……………………….16
4.Социальные функции конфликтов…………………………22
5.Заключение…………………………………………………..25
6.Список литературы………………………………………….26
Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на противоположную сторону; информация; власть; связи; союзники, на поддержку которых можно рассчитывать.
Первоначально участники конфликта ищут пути достижения целей без воздействия на соперничающую сторону. Когда такие попытки оказываются тщетными, индивид, коллектив, социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его вины, степень возможного противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Бывают ситуации, когда причина фрустрации скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для социального конфликта, который не имеет отношения к блокированию потребности, то есть происходит ложная идентификация. Иногда ложная идентификация создается искусственно с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации, социального напряжения. В сложнейшем переплетении социальной жизни опытные политики довольно часто выпускают пар социального напряжения, создавая ложные объекты фрустрации. Например, руководитель предприятия, не умея разумно распорядиться финансовыми ресурсами, объясняет невыплату заработной платы действиями центрального правительства.
Предконфликтная стадия характеризуется также выработкой каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев своих действий, выбором способов воздействия на противоборствующую сторону. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес для управленцев, социологов, поскольку при правильном выборе стратегии, способов воздействия на участников можно тушить возникающие конфликты или, наоборот, их раздувать, используя определенные политические или иные цели.
Инициирующей является стадия,
на которой происходит событие, играющее
роль спускового крючка. Оно заставляет
стороны начать действовать открыто
и активно. Это могут быть словесные
прения, митинги, депутации, голодовки,
пикеты, экономические санкции и
даже физическое воздействие и т.п.
Иногда действия участников конфликта
могут носить и скрытый характер,
когда соперники пытаются обмануть,
запугать друг друга.
По своему содержанию социальные конфликты
делятся на рациональные и эмоциональные,
хотя на практике трудно отделить одно
от другого. Когда конфликт протекает
в рациональной форме, то его участники
не переходят на личностный уровень, не
стремятся формировать в своем сознании
образ врага. Уважение к сопернику, признание
за ним права на долю истины, умение войти
в его положение - характерные признаки
рациональных по своему характеру конфликтов.
Однако чаще всего в ходе конфликтных взаимодействий агрессия его участников переносится с причины конфликта на личности, формируется неприязнь и даже ненависть к соперникам. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ чужой нации, как правило, некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется на всю нацию без исключения.
Развитие эмоциональных
конфликтов непредсказуемо, и в большинстве
случаев они трудно управляемы, поэтому
желание некоторых
Пиковая стадия - критическая точка конфликта, этап, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Важно уметь определить прохождение этой точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. И в то же время вмешательство в конфликт на пиковой точке бесполезно и даже опасно.
· После прохождения критической точки возможно несколько сценариев развития конфликта:
1. разрушение ядра забастовки и переход к угасанию конфликта, но возможны формирование нового ядра и новая эскалация;
2. достижение компромисса как результата переговоров;
3. эскалирующий вариант превращения забастовки в трагическую,тупиковую по своему содержанию, когда требуется поиск альтернатив, новых позиций конфликтующих сторон. В ином варианте - голодовки, погромы, действия боевиков, разрушение оборудования.
Угасание конфликта связано либо с исчерпанием ресурсов одной из сторон, либо с достижением соглашения. Если конфликт - силовое взаимодействие, то участие в конфликте требует наличия некоторой силы, способа воздействия на соперника, противоборствующую сторону.
Под силой понимается потенциал социальной группы, которая своим действием или угрозой действия может заставить другую социальную группу уступить, удовлетворить требования.
Среди основных источников такой силы можно выделить:
1. формальную власть;
2. контроль над дефицитными ресурсами (финансы, контроль над информацией, процессами принятия решений, контроль над технологией). Положение авиадиспетчеров в гражданской авиации, шахтеров, энергетиков в зимний отопительный период и т.п.
Потенциал отдельной социальной группы складывается из личностного, социального потенциала, финансовых ресурсов, экономического потенциала, технологического потенциала, ресурсов времени и некоторых других факторов.
К внешним ресурсам конфликтующих сторон можно отнести: природную среду (позиции теплоэнергетиков на Крайнем Севере), связи со средствами массовой информации, политические (суд, правоохранительные органы), возможные союзники и т.п. Естественно, что внешние ресурсы могут работать на одну из сторон конфликта, и тогда последняя получает преимущество.
Конечно, каждой из сторон конфликта двигают определенные социальные интересы, которые выражаются в целях, потребностях, политике. Интересы могут быть действительными, реальными и неадекватными - завышенными, гипотетическими (надуманными), транслированными, то есть не являющимися интересами данной группы, а представляющими интересы других социальных групп.
Интересы социальной группы выражаются во время конфликта в определенных требованиях. Это могут быть требования о выплате задолженности по зарплате или ее повышении, споры о границах ответственности, вопросы занятости и перемещений по работе, акции в поддержку других коллективов или социальных групп. Кроме того, конфликтная ситуация вбирает в себя всю совокупность условий и причин, предшествующих ему. В конфликте разряжаются накопившиеся в социальной организации противоречия, они сравнимы с разрядом молнии, который вбирает в себя всю накопленную энергию.
3.Типология социальных конфликтов.
Существует множество классификаций типов конфликтов в зависимости от их оснований.
По форме проявления конфликты можно разделить на два вида: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые).
Для аогнистических конфликтов характерны:
1) конфронтация - пассивное
противостояние социальных
2) соперничество - борьба
за признание достижений и
способностей отдельного
3) конкуренция - особый тип конфликта, цель которого - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Антагонистические конфликты делятся на следующие виды:
1)смута - неясно выраженное
недовольство существующим
2)бунт и мятеж - целенаправленное
выражение личной или
3)восстание - целенаправленное
выражение личной или
4)революция - высшая форма
конфликта, крайняя форма
Существуют различные тактики конфликтов: разногласие и доминирование. Разногласие - основная переменная, которая указывает состояние и ориентацию взглядов, интересов участников, выраженных в требованиях или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих сообществах, борьбу за приоритетные позиции, это система человеческих действий, основанная на применении силы.
Если за критерий принять объект конфликтов, то можно выделить следующие виды конфликтов:
1)экономические - в их
основе лежит столкновение
2)социально-политические - в
их основе лежат противоречия,
касающиеся политики
3)идеологические - в их
основе находятся противоречия
во взглядах людей на самые
разные проблемы жизни
4)социально-психологические - могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причинами возникновения могут быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т. д.;
5)социально-бытовые - связаны
с разными представлениями
Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.
В зависимости от целей и последствий конфликты подразделяются на: позитивные, негативные, конструктивные, деструктивные; по характеру потребностей, которые оказались блокированными и вызвали конфликт, конфликты бывают материальные, статусно-ролевые и духовные; по направленности - горизонтальные (между коллегами и т. д.), вертикальные (между начальством и подчиненными) и смешанные (наиболее часто встречаются вертикальные и смешанные конфликты); по временным параметрам -кратковременные и длительные.
Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то конфликты можно разделить на следующие типы:
1)бурные и быстротекущие
- отличаются большой
2)острые и длительные
- возникают преимущественно в
тех случаях, когда
3)слабовыраженные и вялотекущие - характерны для противоречий, носящих неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна конфликтная сторона, вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации;
4)слабовыраженные и быстротекущие - о благоприятном прогнозе можно говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным.
Если за критерий принять уровень организации общественной жизни, то конфликты могут быть: 1) глобальные; 2) региональные; 3) межгосударственные; 4) межнациональные; 5) межклассовые или между разными слоями общества; 6) межгрупповые; 7) межпартийные; 8) межличностные политические.
Если за критерий взять количество участвующих сторон, т. е. круг участников, то конфликты бывают двух-, трех-, и многосторонними.
Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты делятся на невооруженные (таможенные войны) и вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий.
Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают агрессивные и компромиссные. Также могут быть конфликты по основным и по неосновным вопросам.
Однако нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему. Есть конфликты типа схваток, где разрешение может быть только в случае победы одной из сторон, и типа дебатов, где возможен компромисс.
С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации конфликты можно разделить на следующие группы:
1)ложный - субъект воспринимает
ситуацию как конфликтную,
2)потенциальный - существуют реальные основания для возникновения конфликтов, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин еще не осознали ситуацию как конфликтную. Конфликт может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется;