Социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 09:33, реферат

Краткое описание

Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере (наследование, брак, собственность и т. п.) В социологии понятие «институт» сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД ПО институтам.docx

— 30.49 Кб (Скачать)

В начале 20 века Т. Веблен определил социальный институт как совокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых  воплощены образ мысли и образ  жизни людей и которые передаются из поколения в поколение. Многие современные социологи трактуют социальный институт как сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

       Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко замечают.

       Некоторые обычаи, например, встречи выпускников  какого-нибудь учебного заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча  Нового года, повторяются, время от времени; с другими обычаями приходится сталкиваться на дню по несколько  раз, например, приветствие при встрече, пожелание здоровья, выражение благодарности, извинения и т.д. Редко повторяющиеся  обычаи называют обычаями и традициями, а повседневные – привычками.

       Усвоение  культурных обычаев начинается с  двухлетнего возраста и может  продолжаться всю жизнь.

       Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются аморальным, безнравственным и осуждается обществом.

       Условности – этот термин употребляется в двух значениях. Будучи разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев и нравов. Их сфера – область вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.

       Этикет – кодекс вежливого поведения. который часто путают с манерами. Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Существуют хорошие и дурные манеры, но дурного этикета – нет.

       Традиции  – можно уподобить тенденциозно изложенной истории. Писаные традиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды, предания, сказания и прочие. Когда говорят о каких-то национальных традициях, например, о традиции гостеприимства или о традиции демократичного общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений, представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность

5 Динамика социальных институтов

Под динамикой  социальных институтов понимают три  взаимосвязанных процесса:

    1. жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
    2. функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
    3. эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном  цикле института как социальной организации выделяют несколько  стадий, которые качественно отличаются друг от друга.

      1. – зарождение организации.
      2. период эффективности, когда институт  достигает полной зрелости.
      3. период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
      4. период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность.
      5. После этого институт  ликвидируется или реорганизуется в новый.
 

Помимо  жизненного цикла института и  его исторической эволюции, в понятие  «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др.

       Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право  диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры  чуть ли не со школьной скамьи, проводя  рекламные кампании и организуя  профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.

       Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.

Вывод.Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п

       Развитие  социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию  сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно  находятся в изменении и самообновлении. 
 
 

 

Информация о работе Социальный институт