Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:27, контрольная работа
Целью написания данной контрольной работы – описание социальных типов личности.
Для реализации данной цели мы обратимся к следующим вопросам:
1)Понятие «личность», научные подходы и факторы, влияющие на развитие личности (дадим определения основным понятиям, опишем различные научные подходы, охарактеризуем факторы, влияющие на развитие личности);
2)Социальные типы личности (обратимся к типологиям личности Э.Фромма, К.Г. Юнга, Ленгарда).
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие «личность» 4
1.1.Научные подходы к понятию личность 4
1.2.Факторы, влияющие на развитие личности 6
2.Социальные типы личности 11
2.1.Гуманистическая теория Э.Фромма: основные концепции и принципы 12
2.2.Социальные типы личности Э.Фромма 17
2.3. Акцентуации характера 20
2.4.Типология характеров К.Г. Юнга 22
Заклюение 26
Список использованной литературы 27
1. Мазохист-садист. Этот тип характера отличается склонностью человека видеть причины своих неудач или в самом себе (мазохист), или в окружающих людях (садист). Соответственно, борясь против неудач, такой человек или изводит самого себя, проявляя мазохистские склонности, или подавляет, издевается над другими людьми, демонстрируя садистские склонности. Этот тип людей обладает тщательно скрываемым от окружающих людей чувством собственной неполноценности. Такие люди публично могут упиваться самокритикой, принимать на себя вину и тем самым привлекать к себе, вызывать сочувствие окружающих людей. Вместе с тем, получив в свои руки власть над людьми, они подчиняют их себе, своим планам или идеям при помощи различного принуждения. Они лишают людей свободы, ограничивают ее и в случае активного сопротивления применяют садистские методы. Э. Фромм находил немало людей такого типа среди известных диктаторов.
2. Разрушитель. Это тип человека, который отличается ярко выраженной агрессивностью, активным стремлением к уничтожению того, что, по его мнению, представляет для него серьезную угрозу, порождает его неудачи и фрустрацию. Стремясь как-то избавиться от гнетущего чувства бессилия, люди такого типа начинают все разрушать. В периоды революций, социальных потрясений, государственных переворотов они выступают в качестве основной социальной силы, разрушающей старое, в том числе и то, что не стоило бы разрушать, например, материальные ценности, культуру, ни в чем не повинных людей.
3. Конформист-автомат. Это человек, который, столкнувшись с трудностями, угрожающими ему неудачей, предпочитает не бороться с этими трудностями, а обходить их, приспосабливаясь к сложившейся ситуации. Он бездумно и беспрекословно подчиняется обстоятельствам, авторитетам, любым требования и любым социальным влияниям, даже если они противоречат его собственным принципам и взглядам, и делает это исключительно из соображений конъюнктуры и личной выгоды.
Продуктивные и непродуктивные типы личности по Э. Фромму
Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди.
Все характеры он разделил на две группы8:
Продуктивные
Непродуктивные
Непродуктивные:
1. Рецептивная ориентация (берущая) - человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.
2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) - человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
3. Стяжательская ориентация (сберегающая) - в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
4. Рыночная ориентация (обменивающая) - личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
Продуктивная:
Плодотворная ориентация, в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики - человек воспринимает себя как воплощение своих сил - способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви - разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения - творить.
Э. Фромм является единственным из всех, кто, предложив свою типологию характеров, не являлся врачом-психиатром по базовому образованию. Он получил философское и социологическое образование, одно время числился учеником и последователем З.Фрейда, увлекался психоанализом и социальной психологией, известен не только как психолог, но также как философ и социолог. Следствием всего этого стало то, что Э. Фромм построил свою типологию характеров на сравнении, анализе и обобщении социального поведения разных людей в современном обществе.
2.3. Акцентуации характера.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим9.
Гипертимный тип - таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жёсткой дисциплины, вынужденное одиночество.
Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьёзны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.
Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъёма они ведут себя по гипертимному типу, спада - по дистимному.
Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надёжность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.
Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.
Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединённых размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.
Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.
Садомазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.
Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это - тип сознательных и бессознательных приспособленцев.
Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить всё до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.
Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Всё принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.
Последнее время приобретает всё большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К.Юнгом в его работе «Психологические типы». Рассмотрим некоторые её положения в порядке дополнения к уже приведённой типологии10.
У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Мыслители - экстраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, почётными академиками и удачливыми антрепренёрами.
У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное» или «хорошее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие тоже считают.
Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жизнью», жизнью «на полную катушку». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей.
Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что скрыто «за личиной» человека, видеть с крытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.
Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей упрям, неподатлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (этакий «рассеянный профессор»).
Интровертный чувствующий тип отдаёт себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.
Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой. Про людей этого типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в полночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что есть, индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь вообразить, что могло бы быть.
Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии.
В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций11.
Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.
У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм - с самодисциплиной и самоконтролем.
Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.
Заключение.
Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.
Иными словами, проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Возможна, конечно, экстраполяция этих качеств на отдельную личность, взятую в качестве модели. Проблема типического как отражение общего в отдельном хорошо разработана применительно к художественному творчеству. Многие литературные персонажи потому столь долго и сохраняют свое значение, что выражают нечто большее, чем конкретное лицо и конкретный характер. Достаточно сослаться на людей, которых порой соотносят с гамлетовским и донкихотским типами.