Социальные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Система управления муниципальными финансами представляет собой систему стандартов, отвечающих по своим требованиям нормам действующего законодательства и добровольно принимаемых и выполняемых органами местного самоуправления.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы управления муниципальными финансами 6
Сущность и параметры муниципальных финансов 6
Финансовая политика муниципального образования 8
Доходы и расходы местного самоуправления 12

Глава 2. Проблемы и пути реформирования управления финансами на местном уровне 16

2.1 Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях 16

2.2 Минимальный местный бюджет и проблема его обеспечения 18

Заключение 24

Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА № 1.docx

— 51.13 Кб (Скачать)

    - иметь сбалансированный бюджет.

    Для реализации этих целей муниципальное  образование заинтересовано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории увеличении доходов бюджета  и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств.

    Увеличение  доходов местного бюджета может  происходить за счет внешних поступлений (увеличение размеров отчислений по регулирующим налогам, дотации, субвенции, финансирование участия в федеральных и региональных программах развития) и за счет внутренних источников.

    Возможности увеличения внешних источников достаточно ограничены. Здесь главным направлением политики муниципальной власти является грамотное обоснование потребности  в бюджетных средствах, как на решение вопросов местного значения, так и на выполнение государственных полномочии и защита этой потребности перед субъектом РФ. При этом всегда желательно сокращение встречных финансовых потоков. Не - редки случаи, когда субъект РФ оставляет в распоряжении муниципального образования малую долю собираемых на его территории налогов и в то же время дотирует это муниципальное образование. Такой политике можно противостоять объединенными усилиями муниципальных образований региона. Внутренними источниками увеличения доходов бюджета могут быть:

    - увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет  поддержки развития промышленности  и малого бизнеса на территории  муниципального образования:

    - повышение эффективности использования  муниципальной собственности, включая  собственность на землю и иные  природные ресурсы. В качестве  регуляторов могут выступать  ставки арендной платы за землю,  нежилые помещения и другое  имущество, их умелая дифференциация  в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

    - использование в отдельных случаях  заемных средств.

    Серьезной проблемой для обеспечения доходов  местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют  с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией.

    Источниками сокращения расходов бюджета являются:

    - повышение эффективности хозяйственной  деятельности муниципальных предприятий  и учреждений, снижение их дотаций, нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг, контроль над деятельностью муниципальных предприятий и учреждений;

    - регулирование цен и тарифов  на продукцию и услуга муниципальных  предприятий и учреждений, расширение  платности муниципальных услуг,  устранение необоснованных льгот  и привилегий:

    - привлечение частного капитала  к оказанию отдельных видов  муниципальных услуг, создание  эффективно действующей системы  муниципального заказа с использованием  конкурсов:

    - поддержка, а в отдельных случаях  прямое финансирование внедрения  ресурсосберегающих технологий  в муниципальном хозяйстве.

    Более подробно возможности и условия  использования перечисленных источников увеличения доходов и сокращения расходов местного бюджета будут  рассмотрены в последующих разделах работы.

    Важным  инструментом муниципальной финансовой политики является мониторинг финансового  положения муниципального образования  и прогнозирование на его основе финансовых потоков в зависимости  от изменения отдельных факторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Доходы и расходы местного  самоуправления

    Доходы  местных бюджетов состоят из собственных, то есть закрепленных, и регулирующих. Они также могут включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

    К собственным доходам относятся:

    - местные налоги и сборы:

    - доли федеральных и региональных  налогов и акцизов, законодательно  закрепленные за местными бюджетами  на постоянной основе:

    - доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального  имущества, а также установленная  законодательством доля доходов  от приватизации государственного  имущества, находящегося на территории  муниципального образования:

    - платежи за пользование недрами  и природными ресурсами, установленные  в соответствии с федеральными  законами:

    - доходы от проведения муниципальных  займов и лотерей;

    - часть прибыли рентабельных муниципальных  предприятий;

    - доходы от муниципальных ценных  бумаг:

    - штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты в соответствии  с законодательством;

    - государственная пошлина, установленная  федеральным законодательством;

    - отчисления в местный бюджет  от некоторых региональных налогов  и сборов;

    - безвозмездные перечисления из  бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

    - доходы от имущества, находящегося  в муниципальной собственности;

    - часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;

    - добровольные пожертвования;

    - другие платежи, установленные  федеральными и региональными  законами.

    К регулирующим доходам относятся:

    - отчисления от федеральных и  региональных налогов, устанавливаемые  ежегодно (или на срок не менее  трех лет) законодательством субъектов  РФ для каждого муниципального  образования индивидуально в  целях бюджетного регулирования;

    - финансовая помощь в различных  формах.

    Особое  место в составе доходов местных  бюджетов занимают финансовые средства, передаваемые органами государственной  власти органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных  государственных полномочий, для  реализации федеральных и региональных законов (в основном связанных с  предоставлением социальных льгот  отдельным группам населения) или  для компенсации потерь, вызванных  решениями органов государственной  власти в процессе исполнения бюджета.

    Органы  местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы основная часть их доходов формировалась за счет собственных  источников. Однако фактически для  разных муниципальных образований  эта доля составляет от 10 до 50%. Бюджетное  регулирование со стороны субъекта РФ чаше всего сводится к выравниванию финансового положения муниципальных  образований региона, независимо от уровня их собственной доходов финансового  положения муниципальных образовании  региона, независимо от уровня их собственной  доходной базы. При такой ситуации в максимальном проигрыше оказываются  так называемые "города-доноры", которые вносят основной вклад в  формирование консолидированного бюджета  субъекта РФ. Для них становится выгодным иждивенчество и невыгодным наращивание собственной доходной базы, ибо это приведет на следующий год к сокращению налоговых нормативов. В результате этого не увеличивается размер консолидированного бюджета субъекта РФ и с каждым годом становится все труднее обеспечивать финансирование действительно дотационных территорий.

    Основными статьями бюджета текущих расходов (без учета расходов на выполнение государственных полномочий) являются:

    - Финансирование муниципального  хозяйства. Различные муниципальные  образования расходуют на эти  цели от трети до половины  расходов бюджета. Столь значительная  доля этой статьи расходов  объясняется высокой дотационностью  жилищно-коммунальной сферы и  городского транспорта, наличием  многочисленных социальных льгот  для отдельных слоев населения.

    - Финансирование социально-культурной  сферы (образование, здравоохранение,  культура, социальная помощь и  др.). На эти цели расходуется  30-40% местного бюджета. Всего на  перечисленные два главных направления  тратится пятьдесят и более  процентов бюджетных расходов.

    - Расходы на управление.

    - Расходы, связанные с обслуживанием  и погашением муниципального  долга по займам и ссуда.

    - Ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов  муниципальной собственности, а  так же гражданской ответственности  и предпринимательского риска.

    - Прочие расходы, в том числе  непредвиденные.

    В бюджете текущих расходов могут  выделяться так называемые «защищенные» статьи, сокращение расходов по которым  недопустимо ни при каких обстоятельствах. К защищенным статьям обычно относятся  расходы на заработную плату, на оплату коммунальных и транспортных услуг  бюджетных организаций, на питание  в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.), на медикаменты, на выплату пособий и компенсаций  и др. Однако при существенном недовыполнении доходов бюджета сохранить в целости защищенные статьи не удается, о чем свидетельствовали массовые задержки выдачи заработной платы в бюджетных организациях. Ряд муниципальных образований уже отказался от выделения защищенных статей своих бюджетов.

    Средства  бюджета развития расходуются на капитальное строительство, капитальный  ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях экономического кризиса  и неплатежей по текущим расходам большинство муниципалитетов сегодня  не в состоянии сформировать бюджет развития и все имеющиеся у  них средства направляют на неотложные текущие нужды. Но и в экономически благополучных странах прямые бюджетные  расходы на цели развития обычно невелики, и основная доля средств формируется  за счет займов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Проблемы и пути реформирования управления финансами на местном уровне.

     2.1 Участие органов местного самоуправления  в финансово-кредитных отношениях

    Существенным  инструментом муниципальной финансовой политики может быть использование  финансово-кредитных отношений. В  соответствии с законом органы местного самоуправления вправе выпускать муниципальные  займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные  банки и другие финансово-кредитные  учреждения.

    Законодательство  требует, чтобы кассовое исполнение бюджетов всех уровней осуществлялось территориальными органами Банка России. Если по каким-либо причинам это невозможно, то орган местного самоуправления вправе выбрать для этой цели на конкурсной основе уполномоченный коммерческий банк. На уполномоченный банк может быть возложено:

    - кассовое исполнение местного  бюджета и кассовое обслуживание  органов местного самоуправления;

    - размещение (инвестирование) свободных  остатков средств местного бюджета  с обязательным зачислением доходов  в местный бюджет;

    - размещение муниципальных облигаций  и билетов, муниципальных денежно-вещевых  лотерей.

    В некоторых крупных городах были созданы муниципальные банки. Работа с муниципальным банком требует  отношения к нему не просто как  к коммерческой структуре, а как  к учреждению, готовому разделить  ответственность с администрацией за состояние дел в муниципальном  образовании. Этот банк должен пользоваться определенным доверием администрации  и представительного органа местного самоуправления. Между муниципальным  образованием и банком должен быть заключен договор, предусматривающий  взаимную ответственность. Выбор банка, обслуживающего местный бюджет, должен производиться на конкурсной основе.

    Муниципальное образование может также создавать  другие муниципальные или смешанной  формы собственности финансово-кредитные  учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и др. Страховые компании и пенсионные фонды могут стать дополнительным источником инвестиционных ресурсов местного самоуправления, поскольку доверие  населения к муниципальной власти на сегодня выше, чем к акционерным  и частным финансовым структурам.

Информация о работе Социальные проблемы