Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:44, реферат
Целью написания индивидуальной работы является изучение социальных норм, социальных ценностей, как форм регуляции поведения людей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие определениям «социальная норма» и « социальная ценность».
2.Рассмотреть основные виды и функции.
3. Дать определение понятия социальные отклонения, рассмотреть их основные виды и главный фактор обучения моральным ценностям и поведенческих нормам.
4. Рассмотреть сведения о социальном контроле.
Характер социального контроля определяется господствующими общественными отношениями и, в свою очередь, оказывает серьёзное влияние на функционирование и развитие социальной системы. С одной стороны, неэффективный контроль приводит к её неустойчивости, благоприятствует распространению различных форм антисоциального, отклоняющегося поведения. С другой стороны, всеобъемлющий социальный контроль, который в условиях военно-фашистских диктатур основывается на системе массового террора, насаждает всеобщий конформизм, ведёт к застою во всех сферах общественной жизни. [14]
Различают два вида социального контроля -- неформальный и формальный. К первому виду относится процесс взаимного контроля участников какого-либо процесса, например покупателей и продавцов, членов производственного коллектива, а также различные формы реакции общественного мнения на поведение людей (осуждение, отказ от контактов и т. д.). К неформальным методам относится и самоконтроль личности. Значение неформальных методов контроля во многом зависит от того, в какой степени обществу удаётся обеспечить эффективность воспитания, социализации в соответствии с господствующей системой ценностей.
Одной из предпосылок динамического развития общества является постоянное изменение социального контроля, его адаптация к новым условиям и целям, возникающим в процессе социального развития.
Для определения
сущности социального контроля полезно
рассмотреть способы его
Социальный контроль через социализацию. Э. Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда "его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества"
Люди в любом
обществе контролируются в основном
с помощью социализации таким
образом, что они выполняют свои
роли бессознательно, естественно, в
силу обычаев, привычек и предпочтений.
Как заставить человека со свободной
волей подчиняться законам и
нравственным нормам, ограничивающим
его свободу, часто тяжелым для
него? Только культивируя у него
те чувства, желания и стремления,
которые приведут к желанию упорядочить
свою жизнь и подчиниться законам
общества, чтобы чувствовать
Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.
Следовательно,
возможность осуществления
Эффективность
и своевременность применения социального
контроля далеко не всегда одинаковы
во всех первичных коллективах. Групповое
давление на индивида, нарушающего
нормы, зависит от многих факторов,
и прежде всего от статуса данного
индивида. К лицам, имеющим высокие
и низкие статусы в группе, применяются
совершенно разные способы группового
давления. Личность с высоким статусом
в первичной группе или лидер
группы имеет в качестве одной
из своих основных обязанностей изменение
старых и создание новых культурных
образцов, новых способов взаимодействия.
За это лидер получает кредит доверия
и сам может в той или
иной степени отступать от групповых
норм. Более того, чтобы не потерять
свой статус лидера, он не должен быть
полностью идентичным членам группы.
Однако при отступлении от групповых
норм у каждого лидера существует
грань, через которую он не может
перейти. За этой гранью он начинает испытывать
действие группового социального контроля
со стороны остальных членов группы
и его лидерское влияние
Степень и вид
группового давления зависят также
от характеристик первичной
Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.
Таким образом,
при наличии высокой
Функционалисты
и конфликтологи по-разному
В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля:
1) процессы, побуждающие
индивидов к интернализации
2) процессы, организующие социальный опыт индивидов;
3) процессы, применяющие
различные формальные и
Итак, человек
следует нормам своего общества, так
как знает, что в противном
случае его ожидает наказание. К
людям, нарушающим правила, окружающие
относятся недоброжелательно, враждебно,
о них злословят, их подвергают остракизму.
Последствиями отступления от норм
могут стать тюремное заключение
и даже смерть. Конформист же получает
одобрение, популярность, престиж и
прочие социально определяемые вознаграждения.
Люди весьма быстро осознают невыгодность
нонконформизма и преимущества конформизма
Резюме
Для того чтобы придти к своей конечной цели, а именно рассмотреть социальные нормы и социальные ценности как форму регуляции поведение людей, в своей индивидуальной работе я поставила перед собой несколько задач. Рассмотрим их и поймем, что каждая из них являлась следующей ступенькой и способствовала продвижению к результату.
1 задача. Для начала
я дала в своей индивидуальной
работе понятие «социальная
Далее я перешла
на вторую ступень и преступила ко
2 задаче. Рассмотрела основные виды
социальных норм (Страница
6), а именно: правовые нормы, моральные
нормы, политические нормы, эстетические
нормы, религиозные нормы, корпоративные
нормы, нормы обычаев, традиций
и социальных ценностей;
увидела масштабность их разнообразия
и узнала исход этого, конкретно: поскольку
разнообразны и регулируемые ими общественные
отношения. ( Страница 5) Также
я выяснила, что социальные нормы, ценности
выполняют очень важные функции в обществе
и объяснила причины этого. Покажем, какими
именно основными функциями они обладают:
социальные нормы -регулируют общий ход
социализации, интегрируют индивидов
в группы, а группы в общество, контролируют
отклоняющееся поведение, служат образцами,
эталонами поведения(страница 3); социальные
ценности - определяют уровень развития
личности, определяют содержательную
сторону направленности личности и составляют
основу ее отношений к окружающему миру,
к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения
и ядро мотивации жизнедеятельности, основу
жизненной концепции и «философии жизни».
(страница 9)
Показала разделение личностью социальных ценностей, соответственно узнала про ценностную ориентацию, про ее основные типы: духовные, социальные, материальные, моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические. (страница 11) Все это помогло мне понять систему рассматриваемого.
3 задача. В ней
приведено определение
4 задача наконец-то
приводит нас к поставленной
цели - рассмотреть социальные нормы
и социальные ценности как
формы регуляции поведения
Для того, чтобы более ясно понять способы регуляции поведения людей, я рассказываю о таких вещах, как виды социального контроля: неформальный и формальный ( Страница 19 ), подробно описываю каждый , привожу примеры; показываю, что полезно рассмотреть для определения сущности социального контроля способы его осуществления, а именно: социальный контроль через социализацию, социальный контроль через групповое давление, социальный контроль через принуждение. (Страница 19), рассказываю про три основных типа процессов социального контроля: процессы, побуждающие индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества; процессы, организующие социальный опыт индивидов; процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции. ( Страница 23).
Итак, благодаря
4 задачам – ступенькам, по которым
я поднималась, я подробно узнала про
социальный контроль - способ регуляции
поведения людей, который включает в себя
совокупность норм, ценностей и санкций.
Таким образом, я полностью выполнила
цель данной индивидуальной работы.
Информация о работе Социальные нормы и социальные ценности как формы регуляции поведения людей