Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:44, реферат
Целью написания индивидуальной работы является изучение социальных норм, социальных ценностей, как форм регуляции поведения людей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие определениям «социальная норма» и « социальная ценность».
2.Рассмотреть основные виды и функции.
3. Дать определение понятия социальные отклонения, рассмотреть их основные виды и главный фактор обучения моральным ценностям и поведенческих нормам.
4. Рассмотреть сведения о социальном контроле.
Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Ценностные ориентации
относятся к важнейшим
В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.
М. Рокич (Milton Rokeach) предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в рамках когнитивного подхода) и представил действенный инструмент их измерения (Milton Rokeach Value Survey). И теория, и методика широко используются психологами, экономистами, а также специалистами в области политических наук. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что люди ценят и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.
В качестве основного
диагностического конструкта автор
теста рассматривает
Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). М. Рокич приводит свою типологию:
Инструментальные ценности подразделяются на группы:
В теории Парсонса
различают пары ценностных ориентаций,
регулирующих выбор альтернатив
действия:
- аффективная либо аффективно-нейтральная;
- специфичная либо диффузная;
- универсальная либо партикулярная;
- коллективная либо индивидуальная;
- ориентация на предписание либо на достижение
цели.
Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Термин «социальное отклонение» или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.
Можно выделить два идеальных типа отклонений:
1) индивидуальные
отклонения, когда отдельный индивид
отвергает нормы своей
2) групповое
отклонение, рассматриваемое как
конформное поведение члена
Однако в реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.
Кроме того, выделяют
первичное и вторичное
Под первичным
отклонением подразумевается
Вторичным отклонением
называют отклонение от существующих
в группе норм, которое социально
определяется как девиантное. Личность
при этом идентифицируется как девиант.
Иногда в случае совершения даже единственного
отклоняющегося действия (гомосексуализм,
употребление наркотиков и т.д.) либо
ошибочного или ложного обвинения
к индивиду приклеивается ярлык
девианта. Этот процесс навешивания
ярлыка может стать поворотным пунктом
на жизненном пути индивида. Действительно,
совершивший первичное
Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. Таким образом, отклонения можно разделить на культурно одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. Сюда можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, какими-то положительными личными качествами, известные актёры, спортсмены и т.д. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. К ним относятся преступники, алкоголики, наркоманы. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке.
Попытаемся разобраться в причинах девиантного поведения. В первую очередь культурно осуждаемого поведения.
Ответ на вопрос: почему появляются девианты, пытаются дать социологические или культурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определённым нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся поведение.
Когда процессы
социализации успешны, индивид сначала
адаптируется к окружающим его культурным
нормам, затем воспринимает их так,
что одобряемые нормы и ценности
общества или группы становятся его
эмоциональной потребностью, а запреты
культуры - частью его сознания. Он воспринимает
нормы культуры таким образом, что
автоматически действует в
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
Вообще люди по-разному определяют, что следует, а что не следует считать отклонением от нормы. Поэтому возникает вопрос, какие индивиды и социальные группы смогут придать своим определениям превалирующее значение.
Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить.
Кроме того нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а скорее как некоторая зона. Даже у достаточно специфичных и строго контролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где нормы имеют целый диапазон допустимых стилей поведения, которые тем не менее могут не отклоняться от буквы закона.
Следовательно, норма обычно предполагает некий вариант поведения, новый или отличающийся от нормативного поведения, но не выходящий за рамки допустимого.
В общем, ни один
стиль поведения не является отклонением
сам по себе; отклонение есть предмет
социальных определений. Одно и то же
поведение может
Социальный контроль
Социальный контроль,
механизм, с помощью которого общество
и его подразделения (группы, организации)
обеспечивают соблюдение определённых
ограничений (условий), нарушение которых
наносит ущерб функционированию
социальной системы. В качестве таких
ограничений выступают правовые
и моральные нормы, обычаи, административные
решения. Действие социального контроля
сводится главным образом к применению
различных санкций к
Социальный контроль присутствовал в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда его роль возросла, а его структура усложнилась. Возникли социальные институты, занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем в настоящее время функции такого контроля осуществляет практически любой социальный институт или группа.
Информация о работе Социальные нормы и социальные ценности как формы регуляции поведения людей