Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:09, реферат
Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Объективный метод
рассматривает социальный класс
как статистическую категорию; это
обусловило его название "объективный",
вовсе не означающее, что он более научный
или беспристрастный, чем другие два: он
объективен скорее в том смысле, что для
отнесения индивидов к определенному
классу используются численно измеряемые
критерии. Чаще всего индивидов относят
к социальным классам исходя из их дохода,
рода занятий или образования (или комбинации
этих показателей), изучают корреляты
класса: среднюю продолжительность жизни,
психические заболевания, численность
браков и разводов, политические взгляды,
преступность и т.п. Это самый простой
и дешевый метод, поскольку статистические
данные можно получить от государственных
учреждений. Однако "сырых" статистических
данных недостаточно. В повседневной жизни
люди оценивают друг друга по целому ряду
стандартов, и помимо дохода, рода занятий,
образования большое значение имеет смысл,
вкладываемый окружающими в эти понятия.
Метод самооценки
(называемый также субъективным) заключается
в том, что человек идентифицирует
социальный класс исходя из своей к нему
принадлежности. Исследователи обычно
просят респондентов назвать свой социальный
класс. Класс рассматривается как социальная
категория, т.е. сообщество, в котором индивиды
группируются по признаку общности некоторых
атрибутов. В этом смысле классовые различия
могут соответствовать, а могут и не соответствовать
тому, что социологи считают объективными
логическими линиями раздела.
Основные преимущества
субъективного подхода состоят
в том, что его можно применять
к изучению больших масс населения; кроме
того, он является особенно полезным инструментом
для прогнозирования политического поведения,
поскольку самооценка человека определяет
то, за кого он будет голосовать. Недостатки
этого метода сводятся к следующему: класс,
с которым человек себя отождествляет,
может отражать его устремления, а не состояние
в данный момент или оценки окружающих.
Кроме того, определяя свое место в классовой
структуре, человек обычно использует
меньше категорий, чем в случае, когда
он имеет дело с реальными людьми и оценивает
их на основе более тонких различий.
Репутационный
метод состоит в том, что респондентов
просят определить положение, занимаемое
в обществе другими. Сторонники этого
метода рассматривают класс как социальную
группу, члены которой ощущают единение
и связаны друг с другом относительно
стабильными отношениями. Таким образом,
определение класса основывается на знании
конкретных взаимодействий между людьми.
Данный метод
получил признание в 1930-е гг., когда
У. Ллойд Уорнер и его сотрудники
изучали классовую структуру трех небольших
американских городков. Они выделили шесть
классов в двух городах (высший класс,
низы высшего класса, верхушку среднего
класса, низы среднего класса, верхушку
низшего класса и самый низший класс) и
пять классов в одном городе (высший класс,
два средних класса и два низших класса);
здесь жители не проводили различий между
высшим классом и низами высшего класса:
первый из них - "класс старых семей"
- был представлен "аристократией по
богатству и рождению", а второй состоял
из "новых семей"). Очень важным при
определении принадлежности человека
к классу "старых семей" (верхушке
высшего класса) было его происхождение.
В том, что касается богатства, члены "новых
семей" (низы высшего класса) были в
состоянии пройти тест на средства, но
не выдерживали тест, связанный с родословной,
что являлось решающим условием для членства
в высшем обществе.
Большинство социологов
считает, что при рассмотрении классовых
различий достаточно использовать понятия
"высший класс", "средний класс",
"рабочий класс" и "низший класс"
(бедняки). Они вполне соответствуют объективным
показателям класса, таким, как доход,
образование, уровень профессиональной
подготовки, т.е. имеют реальный смысл
для большинства людей. Однако данные
термины не раскрывают важные различия
и интересы групп, из которых состоит общество.
Более того, они не всегда совпадают с
самооценкой.
Список
литературы
Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков. Социология 1998г.
Философский словарь, 1991,- под ред. И.Т. Фролова.
Основы политологии: Курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов /Н.Сазонов, Б.Решетняк 1993.
Интернет