Социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

К середине XIX в.повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие «социальное государство».

Файлы: 1 файл

Современные подходы к пониманию права..doc

— 178.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, для социологической теории характерны: функциональный подход к  праву; выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права; «несводимость» права к закону.

        Положительным моментом такого  подхода является стремление  познать право в действии, в  процессе функционирования, что  дает возможность сделать шаг вперед в развитии социологии и психологии права. При этом исследования правовых явлений и институтов преследуют цель преобразования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп. Это сближает социологическую теорию права с так называемой солидаристской (социальной) концепцией права.

      2.2. Социальная концепция права

      В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку оно ставится над экономическими отношениями.

      Основной  тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

      Возникновение естественно-правовой теории связано  с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII–XVIII вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

      Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует  идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

      Согласно  теории возрожденного естественного  права (современная модификация  естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению  к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. 

    1. Юридико-позитивистские концепции
 

      Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через  его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с  его текстуальной формой, рассматривают  право либо в качестве фактических  результатов правоприменительной  деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

      Действительно, текстуальная форма права – необходимый  его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального  феномена с текстуальностью как  одним из признаков атрибутов  права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

      Во  второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том  числе марксизм, исходившие из материалистического  понимания истории и классовой природы государства и права. Они отражали обнажившиеся классовые противоречия раннего капитализма, факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной для вывода, сделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, о закономерности классовой борьбы, классовой природы государства, его законов и права. В системе марксистского учения было закономерно и понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, буржуазии, определяемой материальными условиями жизни этого класса.

      Социалистические  учения не сводились только к марксизму  и затем к ленинизму. Так называемые правые социалисты (меньшевики – в  России), анархисты, социалисты-революционеры проповедовали другие пути освобождения трудящихся от эксплуатации: использование мирного перерастания капитализма в социализм, демократических, парламентских и законных средств борьбы. Соответственно они и право, закон рассматривали как средство обеспечения общего демократического и социального порядка, которое рабочий класс должен использовать в своих целях.

      В теориях анархизма и других левосоциалистических учениях не было выработано теоретической  модели отношения к праву, кроме  отрицания существующего порядка.

      Приоритет прав человека, уважение прав и свобод личности становится, по новым воззрениям, основным критерием оценки права. Эти идеи нашли свое воплощение во Всеобщей декларации прав человека ООН и международных пактах и конвенциях о правах человека. В конституциях ряда государств основные права человека прямо признаются действующим правом (например, в Германии) либо устанавливается недопустимость законодательного ограничения ряда основных прав государством (в США). 

      2.4. Узкое и широкое  понимание права 

      В 60–70-е годы текущего столетия внимание советских правоведов привлекла дискуссия об определении общего понятия права, развернувшаяся между сторонниками «широкого» и «узкого» понимания права.

      Что представляет собой так называемый узконормативный (или собственно нормативный) подход к праву?

      Признавая право сложным явлением, имеющим разнообразные связи с политикой, экономикой, культурой, сторонники собственно нормативного подхода (И.С. Самощенко, С.С. Алексеев, А.С. Пиголкин и др.) включают в понятие права лишь главные, существенные, по их мнению, признаки и основной акцент делают на таких его свойствах, как формальная определенность, нормативность, обеспеченность государственным принуждением (принудительность). Право рассматривается как система норм и соответственно нормативность права – как самое существенное его свойство.

      Нормативность права, очевидно, предполагает возможность  государственного принуждения.

      Важнейшей отличительной чертой права, таким  образом, является связь его с  государством как с источником правовых установлений. Подчеркивается определенное единство права и закона. Причем закон рассматривается как юридическая форма, важнейший источник права.

      Собственно  нормативное понимание права, по мнению его приверженцев, не исключает  рассмотрения права во взаимодействии с другими явлениями общественной жизни, исследования социального механизма формирования и действия права в обществе, признания общечеловеческих ценностей как идейно-нравственной основы юридического права и законодательства.

      Сторонники  «широкого» понимания права (Д.А. Керимов, В.А. Туманов, B.C. Нерсесянц, Р.З. Лившиц и др.) исходят из того, что право не тождественно законодательству.

        В понимании права подчеркивается  особая роль нравственно-правовых, политических и других принципов. По их мнению, «узконормативный» подход не дает возможности в полной мере оценить процессы формирования права, правового статуса гражданина, а также реально действующий правопорядок. Право не может быть сведено только к системе норм, установленных либо санкционированных государством.

      Ценность  права здесь усматривается в  том, что оно выступает как мера свободы, получившей благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту. Право определяется как объективно обусловленная и выражающая требование справедливости общая мера (форма, норма) свободы и равенства, а закон (право в форме закона) – как официальное, формально определенное и нормативно-обязательное выражение права.

      Право есть нормативно закрепленная справедливость. В свою очередь, закон, не соответствующий  справедливости, не есть право, а справедливый закон – это правовой закон.

      «Широкое» толкование права включает в его понятие не только нормы, но и правоотношения (нередко и правосознание, субъективные права граждан). Сторонники такого толкования исходят из различения права и закона. При этом подчеркивается, что норма права, взятая вне регулируемых общественных отношений, лишается своих регулятивных свойств, утрачивает свою сущность. Это не мешает, однако, рассматривать нормативность как важнейшее качество права. Речь идет не об отказе от понимания права как системы норм, а о поиске более емкого определения, которое должно охватить все богатство правовой материи.

      Нормы–  важнейший, но не единственный элемент  права как сложного, единого, целостного явления. Нормы, если они действующие, не могут застыть в кодексах и предписаниях закона; они воплощаются в правоотношениях.

        Таким образом, право выражается  двояко, в предписаниях закона  и правоотношениях.

      Приверженцы «широкой» концепции права понимают (и видят в этом его социальную ценность) право как систему норм свободы, которые объективно обусловлены, отражают идеалы равенства и справедливости и приобретают юридическую силу посредством их официального признания.

      Право формируется обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или складывается) в обществе. При этом важно, чтобы официальный закон был справедливым, то есть правовым. В правовом государстве должен господствовать правовой закон, отвечающий идеям демократии, свободы, справедливости и гуманности.

      Следует подчеркнуть, что сторонники и той, и другой позиции «широкого» и собственно нормативного понимания права сходятся в том, что определение права в качестве основного, главного элемента включает систему норм, установленных либо санкционированных и охраняемых государством.

      Позитивное  право действительно вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом все, что имеет правовое значение.

      Такое широкое понимание права под  предлогом несводимости права к  закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.

      Новые идеи различения права и закона, признания правовых или нравственных, но обязательных для самого государства и его политики постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни сами законы демократического и правового государства, сейчас только начинают складываться в российском праве и правоведении.

      В этих правовых конституционных идеях  отражены общечеловеческие идеи о сущности права как средстве общественного  согласия, учета интересов всех социальных групп общества, принятые демократическими государствами современного мирового сообщества.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
  1. Основные  теории (школы) права
 

      Рассматривая  этот вопрос необходимо начать с уяснения основных, наиболее важных теорий права. Это позволит получить определенные представления о тех трактовках понятия права, которые встречаются  в мировой и отечественной юриспруденции и о том, на каких идеях основывают свои представления о праве современные российские ученые. К наиболее важным теориям, на которые нужно обратить внимание, относятся: теория естественного права, историческая школа права, юридический позитивизм, нормативизм, социологическая теория права, психологическая теория права и марксистско-ленинская теория права. Посмотрим, что же говорят эти теории о понятии права.  

Информация о работе Социальное государство