Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:54, курсовая работа
К середине XIX в.повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие «социальное государство».
План
ВВЕДЕНИЕ
1.
Теоретические основы правопонимания
в юриспруденции.
1.1. Правопонимание
прошлого.
1.2. Современное
понимание права
2. Сущность
узкого и широкого понимания
права
2.1. Современные
учения о сущности права
2.2. Социальная
концепция права
2.3. Юридико-позитивистские
концепции
2.4. Узкое и
широкое понимание права
3. Основные
теории (школы) права
3.1 Теория естественного
права
3.2. Историческая
школа права
3.3. Юридический
позитивизм, нормативизм
3.4. Социологическая
теория права
3.5. Психологическая
теория права
3.6. Марксистско-ленинская
теория права
4. Проблема
современного правопонимания
4.1. Типы правопонимания
4.2.Трактовки сущности права и теории права в современной России. 30
4.3. Влияние
правопонимания на процессы
и правопонимания
4.4. Пути
преодоления позитивистской трактовки
права в юридической практики в современной
России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список
используемой литературы
Введение.
Право как категория философии и теории, будучи наполненным реальным содержанием, выполняет инструментальную роль. Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться в мнениях на сущность и назначение права и т.д., но если вопрос ставится в практическую плоскость, следует искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. На самом деле: если правом руководствуются граждане, если юрист-практик обращается к праву для вынесения правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граждан и должностных лиц, если это всеобщий масштаб поведения, то должна быть полная определенность хотя бы в одном – к каким источникам следует обращаться, из каких источников черпать решение.
Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права – исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях.
Существующие в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстрируют сказанное. Граждане при переезде из одной страны в другую быстрее адаптируются к жизни, а юристы без больших усилий могут осуществлять судейскую деятельность, если правовые системы этих стран родственны, относятся к одной семье, например, романо-германской. Единое понимание права способствует экономической и культурной интеграции народов Европы, сближению народов разных континентов.
Разные подходы к праву согласуются с демократизацией общества, признанием, в частности, плюрализма мнений. Разные силы, общественные движения и партии могут иметь свои взгляды на нашу жизнь, на системы вообще и право в частности.
Новый импульс к поиску того, что есть (что представляет собой) право, дает ориентация на построение правового государства. Доктрина правового государства и теория «государства права» изначально ориентировались на установление соответствия между законом и правом, подчиненное положение актов государственной власти.
В
ракурсе формирования правового
государства становится очевидным
значение рассматриваемого вопроса
для практической деятельности. Что
охранять, чему подчиняться и что игнорировать
– эти вопросы встают перед каждым практическим
работником.
1.1.
Правопонимание прошлого.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Они употребляли право в нескольких смыслах. Во-первых, право означало то, что всегда является справедливым и добрым, - каково естественное право. В другом смысле право - это то, что полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право.
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.
Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как право собственности, наследования, купли-продажи и многих других.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что знаменитый Кодекс Наполеона или гражданский Кодекс Франции 1804 года был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права.
В
нем, например, под сильным влиянием
принципов и различных
Следует отметить, что многие институты римского права в качестве своеобразного первоисточника постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов и в других странах. Подобное влияние римского права на правовые системы других стран, восприятие последними наиболее важных принципов и институтов римского права, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.
В полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например, положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра.
Будучи «регулирующей нормой политического общения», право, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить «критерием справедливости». Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно понять, с чем, с какими явлениями оно связано и откуда оно происходит. Нужно помнить, прежде всего, что «оно получило свое название от justitia - правда, справедливость», что право есть «искусство добра», «равенства и справедливости».
Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики, в особенности для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, касающиеся естественного права.
Что такое «истинный закон»? - вопрошал Цицерон. И тут же отвечал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но с самой природой, естественным бытием человека, что - это «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга...»
Право, по Цицерону, устанавливая
те или иные ограничения и запреты, «запрещая,
от преступления отпугивает; однако оно
ничего, когда это не нужно, не приказывает
честным людям и не запрещает им и не воздействует
на бесчестных, приказывая им что-либо
или запрещая».
1.2.
Современное понимание
права
Идеи
и основные положения естественного
права нашли свое отражение в
конституционном и текущем
Наряду с названными факторами, оказывающими большое влияние на формирование представления о сущности и содержании права, а также на его определение, важную роль в данном процессе играют и другие факторы. Среди них следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.
Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих классов, стоящих у власти социальных слоев, групп, прослоек. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно и реально. В чем это проявляется? В первую очередь в том, что право на всех стадиях его развития освящает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей.
Явно
выраженное или завуалированное
неравенство людей
Право изначально порождается и развивается не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей. Оно является порождением всего общества и результатом естественного развития всего общества. Право есть величайшая ценность и элемент культуры всего человечества. В равной мере это относится как к национальному, так и международному праву.
Убедиться в этом позволяют такие, например, имеющие огромную общечеловеческую значимость акты нашего времени, как Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая 14 декабря 1960 года Генеральной Ассамблеей ООН; и другие им подобные акты. В них закреплены не только высокогуманные, общечеловеческие интересы, но и непреходящие общечеловеческие ценности.