Социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

К середине XIX в.повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие «социальное государство».

Файлы: 1 файл

Современные подходы к пониманию права..doc

— 178.00 Кб (Скачать)

План

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3

1. Теоретические основы правопонимания в юриспруденции.                    5

1.1. Правопонимание прошлого.                                                                     5

1.2. Современное  понимание права                                                                 7

2.   Сущность  узкого и широкого понимания  права                                       13

2.1. Современные  учения о сущности права                                                   13

2.2. Социальная  концепция права                                                                     16

2.3. Юридико-позитивистские  концепции                                                       17

2.4. Узкое и  широкое понимание права                                                            18

3.   Основные  теории (школы) права                                                                 22

3.1 Теория естественного  права                                                                         22

3.2. Историческая  школа права                                                                          23

3.3. Юридический  позитивизм, нормативизм                                                   24

3.4. Социологическая  теория права                                                                    25

3.5. Психологическая  теория права                                                                    26

3.6. Марксистско-ленинская  теория права                                                        27

4.   Проблема  современного правопонимания                                                  29

4.1. Типы правопонимания                                                                                  29

4.2.Трактовки сущности права и теории права в современной России.          30

4.3. Влияние  правопонимания на процессы законотворчества 

и правопонимания                                                                                                    31

4.4. Пути преодоления позитивистской трактовки права в юридической практики в современной России.                                                                         32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    33

Список  используемой литературы                                                                      34 
 

  
 

      Введение.

      Право как категория философии и  теории, будучи наполненным реальным содержанием, выполняет инструментальную роль. Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться в мнениях на сущность и назначение права и т.д., но если вопрос ставится в практическую плоскость, следует искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. На самом деле: если правом руководствуются граждане, если юрист-практик обращается к праву для вынесения правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граждан и должностных лиц, если это всеобщий масштаб поведения, то должна быть полная определенность хотя бы в одном – к каким источникам следует обращаться, из каких источников черпать решение.

      Право утратило бы свою ценность, перестало  бы выполнять свою роль по стабилизации упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права – исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях.

      Существующие  в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстрируют сказанное. Граждане при переезде из одной страны в другую быстрее адаптируются к жизни, а юристы без больших усилий могут осуществлять судейскую деятельность, если правовые системы этих стран родственны, относятся к одной семье, например, романо-германской. Единое понимание права способствует экономической и культурной интеграции народов Европы, сближению народов разных континентов.

      Разные  подходы к праву согласуются  с демократизацией общества, признанием, в частности, плюрализма мнений. Разные силы, общественные движения и партии могут иметь свои взгляды на нашу жизнь, на системы вообще и право в частности.

      Новый импульс к поиску того, что есть (что представляет собой) право, дает ориентация на построение правового  государства. Доктрина правового государства  и теория «государства права» изначально ориентировались на установление соответствия между законом и правом, подчиненное положение актов государственной власти.

      В ракурсе формирования правового  государства становится очевидным  значение рассматриваемого вопроса  для практической деятельности. Что охранять, чему подчиняться и что игнорировать – эти вопросы встают перед каждым практическим работником. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1. Теоретические основы правопонимания в юриспруденции.
 

      1.1.  Правопонимание прошлого.  

      Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

      Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще  римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается  одним каким-либо признаком или значением. Они употребляли право в нескольких смыслах. Во-первых, право означало то, что всегда является справедливым и добрым, - каково естественное право. В другом смысле право - это то, что полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право.

      По  мере развития общества и государства  у людей, естественно, менялось и  представление о праве. Появилось  множество различных правовых идей, теорий и суждений.

      Однако  изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как право собственности, наследования, купли-продажи и многих других.

      Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что знаменитый Кодекс Наполеона или гражданский Кодекс Франции 1804 года был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права.

      В нем, например, под сильным влиянием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, которое определялось, как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами» (ст.544).

      Следует отметить, что многие институты римского права в качестве своеобразного первоисточника постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов и в других странах. Подобное влияние римского права на правовые системы других стран, восприятие последними наиболее важных принципов и институтов римского права, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.

      В полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например, положения, сформулированные древнеримскими и  древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и  справедливости, права и добра.

      Будучи  «регулирующей нормой политического общения», право, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить «критерием справедливости». Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно понять, с чем, с какими явлениями оно связано и откуда оно происходит. Нужно помнить, прежде всего, что «оно получило свое название от justitia - правда, справедливость», что право есть «искусство добра», «равенства и справедливости».

      Не  утратили своего значения для современной  юридической теории и практики, в особенности для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, касающиеся естественного права.

      Что такое «истинный закон»? - вопрошал Цицерон. И тут же отвечал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но с самой природой, естественным бытием человека, что - это «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга...»

        Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запрещая, от преступления отпугивает; однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая». 

      1.2. Современное понимание права 

      Идеи  и основные положения естественного  права нашли свое отражение в  конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст.17, п.2). Тем самым подчеркивается, что они не даруются и не устанавливаются свыше каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин.

      Наряду  с названными факторами, оказывающими большое влияние на формирование представления о сущности и содержании права, а также на его определение, важную роль в данном процессе играют и другие факторы. Среди них следует  выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.

      Общепризнанным  является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и  закрепляет волю и интересы господствующих классов, стоящих у власти социальных слоев, групп, прослоек. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно и реально. В чем это проявляется? В первую очередь в том, что право на всех стадиях его развития освящает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей.

      Явно  выраженное или завуалированное  неравенство людей прослеживается во множестве других, изданных ранее или на последующих этапах развития человеческого общества актах. Широко известное в марксистской и немарксистской литературе положение - выдержка из «Манифеста Коммунистической партии» о том, что право буржуазии есть лишь возведенная в закон воля класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни класса, несомненно, имеет под собой реальную основу, по существу адекватно отражает реальную действительность.

        Право изначально порождается и развивается не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей. Оно является порождением всего общества и результатом естественного развития всего общества. Право есть величайшая ценность и элемент культуры всего человечества. В равной мере это относится как к национальному, так и международному праву.

      Убедиться в этом позволяют такие, например, имеющие огромную общечеловеческую значимость акты нашего времени, как Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая 14 декабря 1960 года Генеральной Ассамблеей ООН; и другие им подобные акты. В них закреплены не только высокогуманные, общечеловеческие интересы, но и непреходящие общечеловеческие ценности.

Информация о работе Социальное государство