Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:51, курсовая работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Введение
1. Принципы и функции социальной защиты населения
2. Сущность социальной защиты населения
3. Государственная политика в области социальной защиты
4. Перспективы развития социальной защиты населения
Заключение
Библиографический список литературы
Социальная защита
также предусматривается в
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения -- финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.
Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
Основными формами социальной защиты являются:
- законодательно
определенные социальные
- регулирование доходов и расходов населения;
- социальное страхование;
- социальное вспомоществование;
- социальные услуги;
- целевые социальные программы.
Действующая система социальной защиты в России ориентируется на поддержку отдельных слоев населения по принципу заявительности - по мере обращения граждан; патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее защищенным слоям населения.
Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.
Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.
В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провиденные фонды -- обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.
Характерной особенностью
частных форм социальной защиты является
то, что они создаются не в обязательном
порядке в силу принятия соответствующего
законодательства, а в силу частной
инициативы отдельных субъектов
отношений в данной среде, которые
принимают на себя обязательства
по осуществлению социальной защиты
ограниченного круга лиц, представляющих
для них определенный интерес. Частные
формы могут применяться в
таких видах социальной защиты, как
обеспечение временной
Таким образом, социальная защита в любом государстве -- это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная
защита предполагает проведение политики,
адекватно реагирующей на социальное
самочувствие людей, способной улавливать
рост социального недовольства и
социальной напряженности, предупреждать
возможные конфликты и
3. Государственная политика в области социальной защиты
Проводимая в
современной России социальная политика
строится по принципу, когда государство,
признавая климат рыночных отношений,
лишь дополняет и корректирует рыночные
механизмы перераспределения
Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г. утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы.
К ним относятся:
* граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;
* участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны;
одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и другим основаниям);
* вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время;
* бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
* зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
* лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;
* лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно-воспитательного учреждения;
* лица без определенного места жительства;
* семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики;
* семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;
* семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
* семьи с низким уровнем дохода;
* многодетные семьи; * неполные семьи;
* семьи несовершеннолетних родителей;
* молодые, в том числе студенческие семьи;
матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
* беременные женщины и кормящие матери;
* самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);
* дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
* безнадзорные дети и подростки;
* дети и подростки с девиантным поведением;
* дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;
* разводящиеся семьи;
* семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;
граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.
Государство реализует
политику социальной защиты населения
через социальные программы и
систему социального
В настоящее время в России осуществляется более 80 федеральных программ, в том числе социальных:
Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 -- 2000 гг.;
* Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда, 1998-2000 гг.;
* Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка
инвалидов»;
Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 1997--
1999 гг. (продлена);
* Президентская программа «Дети России»;
* Программа пенсионной реформы в России и др.
Система социального
обслуживания населения формируется
в рамках Федерального закона «Об
основах социального
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; геронтологические центры и т. д.
Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений.
Учреждение социальной защиты (УЗС) является не только организационной структурой комплексной системы социальной защиты населения, но и действующим субъектом в системе общественных отношениях государства. Поэтому оно подвергается воздействию многочисленных факторов, определяющих жизнь общества в целом.
Для УСЗ эти факторы являются факторами окружающей среды, которые оказывают на него прямое или косвенное воздействие.
К числу таких факторов относятся идеология, политика, культура, экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация общества, природно-климатические условия и другие.
Кроме того, на деятельность учреждений социальной защиты оказывают свое воздействие конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как клиенты и поставщики.
В переходный период многие факторы внешней среды существенно изменяются. Эти изменения требуют, в свою очередь, изменений как в самом учреждении, так и в его деятельности.
С другой стороны, деятельность учреждений социальной защиты может косвенно оказывать свое воздействие на различные факторы окружающей их среды, влияя на характер развития политики, права, экономики и других общественных институтов.
4. Перспективы развития социальной защиты населения
Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством,1 включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления. В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:
1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.