Социальная сущность семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить и проанализировать социальные представления об особенностях ролевых отношений в современной семье.
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих теоретических и эмпирических задач:
1. Изучить семью как особую социально-психологическую группу.
2. Рассмотреть ролевую структуру современной семьи и выявить специфику ролевых отношений в современной семье.
3. Изучить социальные представления о ролевых отношениях в современной семье.
4. Разработать модель современной семьи в контексте теории социальных представлений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2


ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ

1.1 Социальная сущность семьи………………………………….4

1.2 Функции семьи…………………………………………………5


ГЛАВА 2 ПОЛОЖЕНИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ

2.1 Гендерные роли в семье……………………………………….10

2.2 Положение мужчины в семье………………………………….14

2.3 Положение женщины в семье………………………………….17


ГЛАВА 3 ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В СЕМЬЕ

3.1 Гендерное равенство в современной России…………………..19

3.2 Мероприятия направленные на достижение гендерного равенства в семье………………………………………………………………24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая по гендрологии. Семья как социальное явление положение мужчины и женщины в семье.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

В России гендерное равенство  существует де-юре. Российская Федерация  подписала и ратифицировала ряд  базовых международных документов, направленных на достижение гендерного равенства. Международные обязательства  России подразумевают, что государство  должно определить гендерное равенство одним из своих основных приоритетов и сформировать национальную гендерную политику, а также механизмы для ее реализации. Однако вплоть до настоящего времени существует ряд препятствий, существенно влияющих на фактическое установление гендерного паритета.

Государственная политика по достижению гендерного равенства  требует правовых и институциональных  изменений, призванных устранить гендерную  дискриминацию, а также специальных  программ по преодолению  гендерных стереотипов общественного сознания, которые в России практически не осуществляются. Необходима работа по совершенствованию национального законодательства в области гендерной политики, приведению его в соответствие с международными правовыми стандартами, принятие правовых, организационных, административных мер, направленных на повышение статуса женщин, защиту их  прав и интересов, поощрение равенства между мужчинами и женщинами. Гендерное  равенство должно достигаться в контексте всей осуществляемой политики, а все должностные лица, принимающие решения, должны знать, каким образом интегрировать в политику измерение гендерного равенства, и это знание должно стать обязательной квалификацией ответственных лиц. Всего этого в России, к сожалению, еще нет.

Политика по обеспечению равенства полов должна включать  антидискриминационные законы, так как правовая база обеспечивает необходимую основу для развития равенства, служит предохранительной мерой против практики дискриминации по половому признаку, в частности, на рынке труда.

До настоящего времени не созданы действенные специальные подразделения по гендерной проблематике в органах исполнительной и законодательной власти, работающие на постоянной основе; комитеты в структурах исполнительной власти и специальные комиссии в органах законодательной власти. На уровне законодательства и практики осталась нерешенной проблема насилия в отношении женщин и детей:  существуют серьезные проблемы со сбором доказательственной базы по делам о насилии в семье, защитой прав потерпевших и свидетелей, межведомственным взаимодействием, обеспечением потерпевших юридической, психологической и социальной помощью, предоставлением мест в убежищах; отсутствует правовые механизмы по изоляции обидчика от потерпевших, неадекватны правовые акты о сексуальном домогательстве, о возмещении ущерба – морального и финансового, о разрешении жилищной проблемы.

В приведённых ниже графиках отражена официальная статистика отношения  молодёжи к браку и распределению  гендерных ролей в семье.

 

 

 

 

 

В графике 1 приведено  процентное соотношение возраста молодых  людей, принявших участие в опросе.

 

Путём сравнения данных графиков 2 и 3, мы видим, что число девушек, положительно относящихся к гражданскому браку, гораздо больше чем юношей. 

 

 

 

Исходя из данных графиков 4,5,6 мы приходим к выводу, что большинство парней и девушек приемлют для себя брак основанный на любви.

 

 

75% опрашиваемых хотели  бы вступить в брак.

 

 

 

 

По данным статистики, большинство молодых людей считают, что оптимальный возраст для  вступления в брак 20-30лет.

Данные графиков 10 и 11, позволяют нам сделать вывод, что с возрастом отношение  молодых людей к браку, основанному  на любви, меняется.

 

 

Графики 12 и 13 отображают статистику распределения гендерных  ролей в семье. Из неё мы видим, что роль главы семьи и добытчика, по мнению опрашиваемых, должна принадлежать мужчине. Но женщина, в некоторых сложившихся обстоятельствах, тоже может взять на себя обязанность приносить доход в семью.

 

Мнение о причинах, по которым может распасться семья, оказалось весьма не однозначным.

 

Согласно приведённым  данным, по моему мнению, просто необходимо разработать ряд мероприятий, направленных на достижение гендерного равенства в семье и её укрепления.

 

3.2 Мероприятия направленные  на достижение гендерного равенства  в семье

 

Целью данных мероприятий является, укрепление института семьи и семейно-брачных отношений, повышение престижа семьи, пропаганда ценностей брака и семьи, достижение гендерного равенства в семейных отношениях,  обеспечивающих социальную и культурную преемственность поколений и являющихся фактором стабильности и устойчивого развития гражданского общества. Формирование новых моделей эгалитарной семьи, ориентированных на принципы гендерного равенства. Вовлечение мужчин в сферу домашнего труда и процесс воспитания детей.

Стратегические  задачи национальной политики, направленной на достижение гендерного равенства в семье:

   - Дальнейшее совершенствование национального брачно-семейного законодательства и улучшение социальной поддержки семьи.

   - Создание соответствующих социально-экономических, жилищно-бытовых условий для самореализации членов семьи и воспитания детей.

   - Достижение гендерного равенства в семейных отношениях. Повышение престижа семьи, укрепление брачно-семейных отношений, пропаганда ценностей брака и семьи.

   - Возрождение нравственных ценностей и культивирование позитивного образа семьи и брака.

   - Формирование эгалитарной семьи. Равное разделение ответственности за воспитание детей и выполнение домашних обязанностей.

   - Улучшение информационно-правового просвещения населения по вопросам гендерного равенства в брачно-семейных отношениях.

 

План мероприятий направленных на достижение гендерного равенства в семье:

  - Совершенствовать законодательство по укреплению брачно-семейных отношений и повышению статуса семьи. Обеспечить нормативную базу по регулированию вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в  том числе многодетных семей.

  - Возродить лучшие семейные, этнокультурные традиции, способствующие укреплению духовных и нравственных основ брака и семьи.

  - Обеспечить необходимые условия для реализации экономической, воспроизводительной и культурно-психологической функций семьи, повысить качество жизни семей.

  - Обеспечить фактическое равенство прав и обязанностей мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях и воспитании детей.

  - Развивать действующие специализированные институты социального обеспечения семьи и детей, службы специализированной психолого-педагогической помощи семьям по выходу из кризисных ситуаций и социально-психологической адаптации к новым условиям.

  - Проводить многоплановые исследования положения семьи в Казахстане с определением перспектив и направлений развития института семьи и брака с учетом национальных традиций и менталитета народа. На основании данного исследования  разработать комплексную программу повышения статуса семьи в РФ.

  - Рассмотреть возможность организации постоянных передач  (программ) на радио-, телеканалах, в других средствах массовой информации на темы брачно-семейных отношений с привлечением специалистов различных сфер.

  - Развивать сеть клубов знакомств и других форм общения одиноких граждан различных возрастных групп.

  - Упростить процедуру усыновления детей  гражданами Казахстана и решить проблемные вопросы международного усыновления.

  - Развивать механизмы усиления социальной поддержки семьи, в том числе предоставление льгот родителям-одиночкам, семьям, имеющим несовершеннолетних детей, в том числе многодетным семьям.

  - Предусмотреть возможность стимулирования работодателей, поощряющих равное распределение семейных обязанностей и создающих для работающих матерей условия, облегчающие грудное вскармливание.

  - Рассмотреть возможность введения в учебные курсы для школ и вузов раздела «Гендерное равенство в семье».

  - Трансформировать представление о воспитательной функции как исключительно женской. Поднять авторитет отца. Создать условия, чтобы материнство не было препятствием карьерному росту и личной самореализации женщин.

  - Изменить оценку домашнего труда, выявлять его социальные и экономические функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья – это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношения супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.

Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.

Многофункциональная роль женщины и мужчины  в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение мужчин и женщин в малой социальной группе и создание условий для практического применения в жизни эгалитарной теории.

Государственная семейная политика должна быть адекватной к новым социально-экономическим и политическим реалиям российского общества, направлена на выполнение международных документов, в том числе и Конвенции ООН, посвященных женщинам. Должны быть долгосрочные перспективы на укрепление и развитие семьи, формирование равенства и уважения.

Соблюдение и расширение принципов семейной  политики всеми институтами общества является залогом стабильности семьи. Повышение нравственного и воспитательного потенциала семьи зависит не только от активности женщины, но мужчины – отца детей. Необходим поиск оптимального решения данной проблемы. Только активное вмешательство общества, соответствующих организаций может обеспечить укрепление семьи и формирование новых семейных отношений.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Современная Западная социология Словарь М., 1990.

2. Дюркгейм Э.  О  разделении общественного труда.  Метод социологии /  Пер.  с фр.  и послесловие А. Б. Гофмана.  М., 1990.

3. Щепаньский Я. Элементарные  понятия социологии. М., 1969.

4. Гиддингс Ф.  Г.  Основания социологии.  Анализ явлений ассоциации и социальной организации М., 1898.

5. Гульбин Г.К. Гендерология  и феминология: Учебное пособие  / Г.К. Гульбин. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005.

6. Жеребкина И. О  статусе гендерных исследований: взгляд культуролога / И. Жеребкина // Высшее образование в России. - 2001.

7. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии / И.С. Клецина // Общественные науки и современность. - 2002. - №3.

8. Пол и гендер в  науках о человеке и обществе / Под ред. В. Успенской. - Тверь: Феминист-Пресс, 2005.

9. Словарь гендерных  терминов / Под. ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация 21 век, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Анкета.

 

1. Ваш пол?

    а) мужской  

    б) женский 

 

2. Ваш возраст?

     а) от 16-18 лет                                                                        

               б) от 18-20 лет 

 

3. Место вашего рождения?

     а) деревня, село                                                                       

     б) город 

 

4. Состоите ли вы в браке?

     а) да                                                                                          

     б)нет                                              

 

           5.Какие формы брака для вас приемлемы?   

 а) по договору                                                                               

   б) по расчету                                                                                  

 в) только по любви 

 

          6. Как вы относитесь к гражданскому браку?

  а) положительно                                                                           

  в) отрицательно                                                                               

 

        7. Одобряете ли вы то, что парни вступают в брак чтобы «откосить» от армии?

    а) да, если деваться некуда                                                       

    б) это несерьёзно

Информация о работе Социальная сущность семьи