Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель исследования - выявить и проанализировать социальные представления об особенностях ролевых отношений в современной семье.
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих теоретических и эмпирических задач:
1. Изучить семью как особую социально-психологическую группу.
2. Рассмотреть ролевую структуру современной семьи и выявить специфику ролевых отношений в современной семье.
3. Изучить социальные представления о ролевых отношениях в современной семье.
4. Разработать модель современной семьи в контексте теории социальных представлений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ
1.1 Социальная сущность семьи………………………………….4
1.2 Функции семьи…………………………………………………5
ГЛАВА 2 ПОЛОЖЕНИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ
2.1 Гендерные роли в семье……………………………………….10
2.2 Положение мужчины в семье………………………………….14
2.3 Положение женщины в семье………………………………….17
ГЛАВА 3 ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В СЕМЬЕ
3.1 Гендерное равенство в современной России…………………..19
3.2 Мероприятия направленные на достижение гендерного равенства в семье………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...29
В России гендерное равенство
существует де-юре. Российская Федерация
подписала и ратифицировала ряд
базовых международных
Государственная политика по достижению гендерного равенства требует правовых и институциональных изменений, призванных устранить гендерную дискриминацию, а также специальных программ по преодолению гендерных стереотипов общественного сознания, которые в России практически не осуществляются. Необходима работа по совершенствованию национального законодательства в области гендерной политики, приведению его в соответствие с международными правовыми стандартами, принятие правовых, организационных, административных мер, направленных на повышение статуса женщин, защиту их прав и интересов, поощрение равенства между мужчинами и женщинами. Гендерное равенство должно достигаться в контексте всей осуществляемой политики, а все должностные лица, принимающие решения, должны знать, каким образом интегрировать в политику измерение гендерного равенства, и это знание должно стать обязательной квалификацией ответственных лиц. Всего этого в России, к сожалению, еще нет.
Политика по обеспечению равенства полов должна включать антидискриминационные законы, так как правовая база обеспечивает необходимую основу для развития равенства, служит предохранительной мерой против практики дискриминации по половому признаку, в частности, на рынке труда.
До настоящего времени не созданы действенные специальные подразделения по гендерной проблематике в органах исполнительной и законодательной власти, работающие на постоянной основе; комитеты в структурах исполнительной власти и специальные комиссии в органах законодательной власти. На уровне законодательства и практики осталась нерешенной проблема насилия в отношении женщин и детей: существуют серьезные проблемы со сбором доказательственной базы по делам о насилии в семье, защитой прав потерпевших и свидетелей, межведомственным взаимодействием, обеспечением потерпевших юридической, психологической и социальной помощью, предоставлением мест в убежищах; отсутствует правовые механизмы по изоляции обидчика от потерпевших, неадекватны правовые акты о сексуальном домогательстве, о возмещении ущерба – морального и финансового, о разрешении жилищной проблемы.
В приведённых ниже графиках отражена официальная статистика отношения молодёжи к браку и распределению гендерных ролей в семье.
В графике 1 приведено процентное соотношение возраста молодых людей, принявших участие в опросе.
Путём сравнения данных графиков 2 и 3, мы видим, что число девушек, положительно относящихся к гражданскому браку, гораздо больше чем юношей.
Исходя из данных графиков 4,5,6 мы приходим к выводу, что большинство парней и девушек приемлют для себя брак основанный на любви.
75% опрашиваемых хотели бы вступить в брак.
По данным статистики,
большинство молодых людей
Данные графиков 10 и 11, позволяют нам сделать вывод, что с возрастом отношение молодых людей к браку, основанному на любви, меняется.
Графики 12 и 13 отображают статистику распределения гендерных ролей в семье. Из неё мы видим, что роль главы семьи и добытчика, по мнению опрашиваемых, должна принадлежать мужчине. Но женщина, в некоторых сложившихся обстоятельствах, тоже может взять на себя обязанность приносить доход в семью.
Мнение о причинах, по которым может распасться семья, оказалось весьма не однозначным.
Согласно приведённым данным, по моему мнению, просто необходимо разработать ряд мероприятий, направленных на достижение гендерного равенства в семье и её укрепления.
3.2 Мероприятия направленные
на достижение гендерного
Целью данных мероприятий является, укрепление института семьи и семейно-брачных отношений, повышение престижа семьи, пропаганда ценностей брака и семьи, достижение гендерного равенства в семейных отношениях, обеспечивающих социальную и культурную преемственность поколений и являющихся фактором стабильности и устойчивого развития гражданского общества. Формирование новых моделей эгалитарной семьи, ориентированных на принципы гендерного равенства. Вовлечение мужчин в сферу домашнего труда и процесс воспитания детей.
Стратегические задачи национальной политики, направленной на достижение гендерного равенства в семье:
- Дальнейшее совершенствование национального брачно-семейного законодательства и улучшение социальной поддержки семьи.
- Создание соответствующих социально-экономических, жилищно-бытовых условий для самореализации членов семьи и воспитания детей.
- Достижение гендерного равенства в семейных отношениях. Повышение престижа семьи, укрепление брачно-семейных отношений, пропаганда ценностей брака и семьи.
- Возрождение нравственных ценностей и культивирование позитивного образа семьи и брака.
- Формирование эгалитарной семьи. Равное разделение ответственности за воспитание детей и выполнение домашних обязанностей.
- Улучшение информационно-правового просвещения населения по вопросам гендерного равенства в брачно-семейных отношениях.
План мероприятий направленных на достижение гендерного равенства в семье:
- Совершенствовать законодательство по укреплению брачно-семейных отношений и повышению статуса семьи. Обеспечить нормативную базу по регулированию вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей.
- Возродить лучшие семейные, этнокультурные традиции, способствующие укреплению духовных и нравственных основ брака и семьи.
- Обеспечить необходимые условия для реализации экономической, воспроизводительной и культурно-психологической функций семьи, повысить качество жизни семей.
- Обеспечить фактическое равенство прав и обязанностей мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях и воспитании детей.
- Развивать действующие специализированные институты социального обеспечения семьи и детей, службы специализированной психолого-педагогической помощи семьям по выходу из кризисных ситуаций и социально-психологической адаптации к новым условиям.
- Проводить многоплановые исследования положения семьи в Казахстане с определением перспектив и направлений развития института семьи и брака с учетом национальных традиций и менталитета народа. На основании данного исследования разработать комплексную программу повышения статуса семьи в РФ.
- Рассмотреть возможность организации постоянных передач (программ) на радио-, телеканалах, в других средствах массовой информации на темы брачно-семейных отношений с привлечением специалистов различных сфер.
- Развивать сеть клубов знакомств и других форм общения одиноких граждан различных возрастных групп.
- Упростить процедуру усыновления детей гражданами Казахстана и решить проблемные вопросы международного усыновления.
- Развивать механизмы усиления социальной поддержки семьи, в том числе предоставление льгот родителям-одиночкам, семьям, имеющим несовершеннолетних детей, в том числе многодетным семьям.
- Предусмотреть возможность стимулирования работодателей, поощряющих равное распределение семейных обязанностей и создающих для работающих матерей условия, облегчающие грудное вскармливание.
- Рассмотреть возможность введения в учебные курсы для школ и вузов раздела «Гендерное равенство в семье».
- Трансформировать представление о воспитательной функции как исключительно женской. Поднять авторитет отца. Создать условия, чтобы материнство не было препятствием карьерному росту и личной самореализации женщин.
- Изменить оценку домашнего труда, выявлять его социальные и экономические функции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношения супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.
Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.
Многофункциональная роль женщины и мужчины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение мужчин и женщин в малой социальной группе и создание условий для практического применения в жизни эгалитарной теории.
Государственная семейная политика должна быть адекватной к новым социально-экономическим и политическим реалиям российского общества, направлена на выполнение международных документов, в том числе и Конвенции ООН, посвященных женщинам. Должны быть долгосрочные перспективы на укрепление и развитие семьи, формирование равенства и уважения.
Соблюдение и расширение принципов семейной политики всеми институтами общества является залогом стабильности семьи. Повышение нравственного и воспитательного потенциала семьи зависит не только от активности женщины, но мужчины – отца детей. Необходим поиск оптимального решения данной проблемы. Только активное вмешательство общества, соответствующих организаций может обеспечить укрепление семьи и формирование новых семейных отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Современная Западная социология Словарь М., 1990.
2. Дюркгейм Э. О
разделении общественного
3. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
4. Гиддингс Ф. Г. Основания социологии. Анализ явлений ассоциации и социальной организации М., 1898.
5. Гульбин Г.К. Гендерология
и феминология: Учебное
6. Жеребкина И. О
статусе гендерных
7. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии / И.С. Клецина // Общественные науки и современность. - 2002. - №3.
8. Пол и гендер в науках о человеке и обществе / Под ред. В. Успенской. - Тверь: Феминист-Пресс, 2005.
9. Словарь гендерных терминов / Под. ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация 21 век, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета.
1. Ваш пол?
а) мужской
б) женский
2. Ваш возраст?
а) от 16-18 лет
б) от 18-20 лет
3. Место вашего рождения?
а) деревня, село
б) город
4. Состоите ли вы в браке?
а) да
б)нет
5.Какие формы брака для вас приемлемы?
а) по договору
б) по расчету
в) только по любви
6. Как вы относитесь к гражданскому браку?
а) положительно
в) отрицательно
7. Одобряете ли вы то, что парни вступают в брак чтобы «откосить» от армии?
а) да, если деваться некуда
б) это несерьёзно