Социальная сущность семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить и проанализировать социальные представления об особенностях ролевых отношений в современной семье.
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих теоретических и эмпирических задач:
1. Изучить семью как особую социально-психологическую группу.
2. Рассмотреть ролевую структуру современной семьи и выявить специфику ролевых отношений в современной семье.
3. Изучить социальные представления о ролевых отношениях в современной семье.
4. Разработать модель современной семьи в контексте теории социальных представлений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2


ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ

1.1 Социальная сущность семьи………………………………….4

1.2 Функции семьи…………………………………………………5


ГЛАВА 2 ПОЛОЖЕНИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ

2.1 Гендерные роли в семье……………………………………….10

2.2 Положение мужчины в семье………………………………….14

2.3 Положение женщины в семье………………………………….17


ГЛАВА 3 ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В СЕМЬЕ

3.1 Гендерное равенство в современной России…………………..19

3.2 Мероприятия направленные на достижение гендерного равенства в семье………………………………………………………………24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая по гендрологии. Семья как социальное явление положение мужчины и женщины в семье.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Следующая важнейшая функция семьи — экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно,  что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни,  находит бескорыстную самоотдачу,  готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание,  что человек нужен и дорог кому-то, что его любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

Следующая важнейшая  функция семьи —  экономическая  и хозяйственно - бытовая.  Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества,  с индивидуальной —  в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Социально-статусная  функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Рекреативная,  восстановительная  функция направлена на восстановление и укрепление физических,  психологических,  эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.  Эта функция недостаточно изучена,  но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует  (прямо или косвенно)  возникновению таких серьезных заболеваний,  как гипертония,  неврастения,  язва.  Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов,  причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга,  кроме того,  удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Сексуальная функция  семьи осуществляет сексуальный  контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Фелицитологическая функция  представляет в этом перечне особый интерес.

Безусловно,  понятие гедонизма,  основанного на любви в семье,  свойственно не только современной семье.  Считать,  что фелицитологическая функция не существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи,  а не репродуктивные и экономические соображения.

Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Итак, завершая разговор о природе и социальных функциях семьи, постараемся ответить на вопрос, поставленный в начале лекции. В чем неистребимая сила семьи?

Сила и притягательность семьи,  ее сущность заключаются  в той целостности, которая присуща  семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту.  Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов,  создающих  «единое андрогинное существо»,  некую целостность,  не сводимую ни к сумме членов семьи,  ни к отдельному члену семьи.

«Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое  они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении»6

Семья создается для удовлетворения не одной-двух,  а целого комплекса жизненно важных потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп,  союзов и корпораций,  объединяет всю целостность своего существования,  тогда как,  например,  члены производственного коллектива объединяют только свои профессиональные интересы.

Как никакое другое социальное образование,  семья обладает уникальной способностью соединять личные -  коллективные - общественные интересы благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека,  благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как неразрывной клеточки большого социального организма, именуемого обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПОЛОЖЕНИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ

 

2.1 Гендерные роли в  семье

 

 

Три десятилетия назад  родителям и учителям советовали прилагать усилия к тому, чтобы  дети усвоили характерное для  своего пола поведение к моменту  поступления в школу. Так как  дети, не справившиеся с этой задачей, могли ожидать в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадатпацией. Однако в настоящее время в психологической литературе берет верх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие, как мужчин, так и женщин.7

Удар по убеждению  о том, что мужчины и женщины  от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M. Mead) в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам.

Многообразие гендерных  ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И.С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль.8 Сейчас практически во всех культурах в отношении гендерных ролей происходят радикальные изменения, в частности, и на постсоветском пространстве, однако не так быстро, как хотелось бы.

Идеалы маскулинности и феминности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в  них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу «вечной женственности», женщина должна быть нежной, красивой, ласковой, зависимой и т.п. Однако в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, предприимчивой, энергичной, т.е. обладать некоторыми свойствами, «которые раньше составляли монополию мужчин (только в принципе)» (И.С. Кон).

Неоднозначен и образ мужчины. Раньше мужчине приписывалось быть сильным, смелым, агрессивным, выносливым, энергичным, но не особенно чувствительным. Сегодня же наряду с этими качествами мужчина начинает ценить в себе и другие: терпимость, способность понять другого, эмоциональная отзывчивость т.е. качества, которые раньше рассматривались как признаки слабости.

Таким образом, нормативные наборы социально-положительных черт мужчин и женщин перестают казаться полярными, взаимоисключающими и открывается  возможность самых разнообразных  индивидуальных сочетаний.

Высокая вариабельность гендерных ролей, характеризуется тенденцией отвечать на воздействия среды целесообразным адекватным поведением. Инвариабельность можно характеризовать как приспособительную ригидность, когда индивид проявляет тенденцию упорно придерживаться жёстких стереотипных схем деятельности и поведения, традиционно приписываемого его полу, т.е. приспосабливать ситуацию к себе, а не приспосабливаться самому (О. Микшик). Действующий субъект должен проявлять достаточный уровень активности, компетентности, гибкости, использовать широкий арсенал средств, но при этом не теряться в выборе возможностей.

Мотивационные характеристики стереотипов  способствует их участию в нормативной  регуляции общественных отношений  посредством таких социально-психологических  механизмов, как внушение, заражение, идентификация и подражание. Это определяет такой способ заданности гендерных ролей субъекту, когда он воспринимает их неосознанно, а порой и чисто внешне.

Особенности гендерных ролей субъекта могут служить условием, благоприятствующим в достижении его же собственной цели, а также могут служить и условием, препятствующим ему в достижении его цели. В первом случае гендерные роли приобретают позитивное, а во втором — негативное действие. Позитивным в действии гендерных ролей Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества.

Негативное воздействие гендерных  ролей проявляется в том, что  они могут отрицательно сказываться  на самореализации человека, выступать  барьером в развитии индивидуальности (И.С. Клецина). Следование гендерным ролям часто связано с механизмами долженствования.

Так, женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с  традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственными представлениями о себе как о личности. Женщины работают и в тоже время несут большую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. Часто женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности. Но и мужчину гендерные стереотипы также оказывают негативное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т.п.

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком  к разработке С. Бэм концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Понятие психологической андрогинии распространяется не на соматические качества, а именно на поведение и установки. Андрогиния является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности.

Эта идея была развита дальше, и  Дж. Плек в своих работах начал  говорить о расщепленности, или фрагментарности, гендерных ролей. Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных  ролей (жены, матери, деловой женщины и т.д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Для полноценного развития и самореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом  мышления на поведение мужчин и женщин, и которые представляют собой  лишь условность. Свобода от подобных стереотипов (а по сути — предрассудков) дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.

Так, по данным А. Heilbrun высокомаскулинные  женщины характеризуются трудностями  в установлении и поддержании межличностных контактов, особенно в геторесексуальных отношениях, агрессивностью; низкомаскулинные – беспомощностью, пассивностью, пугливостью, изолированностью, одиночеством, склонностью к депрессии, низкой самооценкой, нерешительностью в вопросах карьеры; высокофеминные – тревожностью и низкой самоуверенностью; низкофеминные – трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов, агрессивностью.

Высокомаскулинные мужчины испытывают меньшее количество проблем по сравнению  с низкомаскулинными, но отличаются обедненной коммуникацией, у них наблюдается снижение эмоциональных проявлений; низкомаскулинные характеризуются зависимостью, беспомощностью, пассивностью, пугливостью, изолированностью, одиночеством, склонностью к депрессии, низкой самооценкой, тревожностью, низким уровнем достижений, нерешительностью; высокофеминные – изолированностью, одиночеством, склонностью к депрессии, низкой самооценкой, тревожностью, низким уровнем достижений; низкофеминные мужчины испытывают трудности в установлении и поддержании межличностных контактов, нерешительностью в профессиональной деятельности.

Было проведено исследование с  целью выявления влияния гендерных  ролей на личность. На основании  полученных результатов можно сформулировать следующие выводы. Мужчины, придерживающиеся традиционных гендерных ролей, менее подвержены депрессии чем женщины, более склонны к вытеснению, регрессии и отрицанию затруднений, у них преобладает такой тип защит как «реинтерпретативная активность» (прибегают к таким защитным механизмам как рационализация, интеллектуализация), более выражена фиксация на психотравме, чем у женщин. Это говорит о «застревании» аффекта и интеллекта на психической травме. Женщины, придерживающиеся традиционных гендерных ролей, более озабочены своим здоровьем, чем мужчины. Женщины, придерживающиеся противоположных традиционных гендерных ролей (маскулинных), имеют более высокие показатели по всем шкалам по сравнению с мужчинами. Они более депрессивны, чем мужчины, также более агрессивны. Более склонны к вытеснению, регрессии и отрицанию, более чем у мужчин выражена «реинтерпретативная активность», также преобладает фиксация на психотравме, и, наконец, такие женщины более озабочены своим здоровьем, чем мужчины. Также было выявлено, что женщины и мужчины, придерживающиеся эгалитарных гендерных ролей (андрогинны) более адаптированы к жизни в социальной среде, в том числе в семейных отношениях. Они более гибкие в отношениях по сравнению с женщинами и мужчинами, придерживающихся традиционных гендерных ролей.

Информация о работе Социальная сущность семьи