Социальная сущность семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить и проанализировать социальные представления об особенностях ролевых отношений в современной семье.
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих теоретических и эмпирических задач:
1. Изучить семью как особую социально-психологическую группу.
2. Рассмотреть ролевую структуру современной семьи и выявить специфику ролевых отношений в современной семье.
3. Изучить социальные представления о ролевых отношениях в современной семье.
4. Разработать модель современной семьи в контексте теории социальных представлений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2


ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ

1.1 Социальная сущность семьи………………………………….4

1.2 Функции семьи…………………………………………………5


ГЛАВА 2 ПОЛОЖЕНИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ

2.1 Гендерные роли в семье……………………………………….10

2.2 Положение мужчины в семье………………………………….14

2.3 Положение женщины в семье………………………………….17


ГЛАВА 3 ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В СЕМЬЕ

3.1 Гендерное равенство в современной России…………………..19

3.2 Мероприятия направленные на достижение гендерного равенства в семье………………………………………………………………24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая по гендрологии. Семья как социальное явление положение мужчины и женщины в семье.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Позитивный потенциал данного феномена заключается в достижении психологической целостности индивида, влекущей за собой социальную устойчивость и успешность. Будучи андрогинным, человек осознает факт гендерной асимметрии, что включает в себя нивелирование дискриминации на разных уровнях. В конечном итоге, трудно переоценить ценность андрогинии для здоровья и потенциала развития личности и общества.

В заключении следует сказать, что  изучение влияния гендерных ролей  на различные аспекты жизни человека нуждаются в специальных исследованиях.  

 

2.2 Положение мужчины в семье

 

 

Говоря о современной  семье, следует вначале определиться, какую семейную модель считать таковой: поскольку эти модели подвержены изменениям в соответствии с внешними условиями и социальными потребностями. Многие специалисты в области семьи – социологи, психологи, семейные терапевты – отмечают, что сегодня так называемая "традиционная модель семьи" испытывает определенный кризис: но точнее будет сказать, что имеет место скорее некоторый переходный период. С одной стороны, современный уровень производства снижает востребованность  прежней кланово-патриархальной, многопоколенной семьи (мегасемьи) как «экономической ячейки общества».  С другой стороны,  постепенно теряют свое социальное значение гендерно-семейные роли: все чаще семьи уходят от привычных строго бинарных стандартов «мужчина – добытчик, женщина -  хозяйка». Однако достаточно ригидные представления большинства о «семейных ролях» до сих пор тяготеют к патриархальному пониманию: в силу этого мужчине до сих пор предлагаются (а часто активно навязываются) две абсолютно противоположные семейные роли, которые при этом требуется сочетать в одной социальной матрице. Подобный поведенческий диссонанс оказывает не самое позитивное влияние на здоровье мужчины, особенно если помнить, что по определению ВОЗ здоровье – не только физическое, но еще и социально-психологическое благополучие.

Первая, основная роль мужчины  в семье, активно предлагаемая СМИ  и социальными стандартами – это тот самый «добытчик, защитник, глава семьи». От мужчины нередко ждут полного материального обеспечения жены и детей, единоличного принятия сложных решений (и взятия на себя всей полноты ответственности за них), и т.п. Многие мужчины сами психологически готовы к решению таких задач (и только по мере возникновения этой готовности создают семью). Однако это часто превращается в требование вида «Мужчина в семье должен…», причем должен уже несколько больше, чем материальное обеспечение и физическая сила: во многих случаях подоплека всех ставящихся перед ним  задач сводится к проявлению выраженной агрессивности, обозначаемой как «смелость, уверенность и мужественность». При этом мужчина,  согласно данным требованиям, должен быть всегда сильным не только физически, но и психологически (он не имеет права, к примеру, болеть, испытывать депрессию, сомневаться); мужчина должен быть всегда патентным во всех отношениях (и не имеет права на неудачу в сексе даже вследствие сильной усталости или психологических проблем); мужчина должен быть всегда состоятельным (и не имеет права даже периодически переживать финансовые кризисы, характерные для любого бизнеса и для современной стадии экономического развития как таковой). В том числе мужчина не имеет права обращаться за какой-либо помощью, даже консультативной: собственно, в том числе и поэтому соотношение мужчин и женщин в кабинетах многих психотерапевтов до сих пор составляет примерно 1 к 4.

Но это лишь одна сторона  социальной «медали», пропагандируемой в нашем обществе. Вторая сторона, практически диаметрально противоположная – мужчина должен быть «хорошим мальчиком», в первую очередь для своей матери и супруги.

Традиционное для последних  нескольких поколений воспитание мальчиков  практически не включает участия  отцов (в предлагаемых мужчине семейных ролях практически не упоминается роль отца как воспитателя). В результате мальчиков воспитывают женщины, создавая главный критерий хорошего поведения мальчика: быть смирным, усидчивым и слушаться маму. Во многих случаях формируется буквально диктат матери, не ослабевающий со временем. В том числе это может быть отражением вышеупомянутого строго бинарного разделения «мужчина – добытчик, женщина – хозяйка», когда женщина становится хозяйкой не только в плане всего «ведения дома», но еще и в плане воспитания детей (в данном случае сыновей), даже выросших. Это дополнительно потенцируется тяготением к той самой устаревшей модели семьи - патриархально-клановой, многопоколенной, в которой мужчина часто не меняет социальный статус и социальную матрицу. Даже создавая семью, он де-факто не столько становится мужем и отцом, сколько остается сыном, а его семья оказывается не самостоятельной «ячейкой общества», а одним из ответвлений родительской клановой семьи с родительским (зачастую материнским) диктатом.

В результате мужчина  попадает под выраженный прессинг несовместимых, противоречивых требований, которые  независимо друг от друга достаточно активно педалируются в нашем  социуме: "Быть главой семьи и  сильным лидером" и "Быть послушным мальчиком, подчиняющимся своей маме – или, как вариант, маме своих детей"). В подобной ситуации социальная дезориентация и гиперстресс провоцируют психологическое напряжение, что естественным образом негативно сказывается на мужском здоровье: от инфарктов и язвенной болезни до импотенции и других расстройств.

Механизм влияния подобного  двойственного положения на физическое и социально-психическое состояние  проиллюстрировал известный физиолог М.Хананашвили, который провел серию  опытов над собаками.  Вначале он вырабатывал у собаки примитивный павловский рефлекс, скажем, на сигнал высокого тона: звучит сигнал – собака может нажать лапой на педаль у кормушки и получить еду. Потом он выработал у животных другой рефлекс – на сигнал низкого тона: при таком сигнале собака получала ощутимый удар током. И естественно, уходила от кормушки подальше. Дальше вроде бы течение эксперимента проблем не вызывало: высокий сигнал – собака бежит к кормушке, низкий сигнал – держится от нее в отдалении. А потом экспериментаторы начали постепенно сближать тоны сигналов: высокий становился все ниже, а низкий – все выше. И хоть у собак довольно тонкий слух, все равно однажды наступал момент, когда собака переставала различать эти сигналы – и соответственно, не могла предугадать, что же она получит: поощрение или наказание. В итоге при любом сигнале собака начинала вести себя совершенно неадекватно: металась по клетке, забивалась в угол и оттуда лаяла, вопреки ударам током бросалась на кормушку, а если получала удар, то кусала собственную пострадавшую лапу. А вскоре собаки, живущие в условиях такого эксперимента, заболевали, теряли аппетит, линяли, и в конце концов погибали. И на вскрытии выявлялись, как правило, множественные язвенные процессы в области желудочно-кишечного тракта.

Точно так же и люди, находящиеся в двойственном социальном положении, испытывают соматический и психологический дискомфорт от нахождения в состоянии неопределенности и невозможности адаптироваться к требованиям одной социальной матрицы. В шутку можно сказать, что положение такого мужчины прекрасно иллюстрируется давней цитатой из школьных сочинений: «Лев Толстой одной ногой стоял в прошлом, а другой приветствовал будущее».  А кроме того, даже стараясь выполнять подобные требования, мужчина не получает никаких ответных дивидендов: потому что все требования опять сводятся к формулировке «Не будь подкаблучником, но будь хорошим мальчиком». Или – «Решай все сам, но так, как скажет мама». Если же мужчина начинает пользоваться хотя бы каким-то дивидендами роли «защитника, добытчика и главы семьи» - это тут же социально осуждается.

Возможное художественное выражение подобной ситуации – картина  Врубеля «Демон сидящий»: по словам самого Врубеля, «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Образ молодого человека с напряженно сцепленными руками, сильного, но бесправного, словно стремящегося вдаль, но не имеющего возможности реализовать это стремление. Даже композиция подчеркивает его стесненность, зажатость между верхней и нижней границами картины, точно так же, как наш современный мужчина зажат между противоречивыми и несочетаемыми социальными требованиями.

Неудивительно, что мужчины  при подобном раскладе не спешат обзаводиться семьями: однако и нежелание это  также осуждается социумом, где распространено стандартное убеждение «Мужчина непременно должен жениться».

Многие мужчины от подобных навязанных долгов, часто  уже создав семью,  уходят в алкоголизм, трудоголизм, ведут суицидально обусловленный образ жизни, ставя под угрозу прежде всего собственную жизнь и здоровье. И в данных условиях невозможно применять известный подход "семья как психотерапевт", ибо в семье мужчина как раз и зажат в эти социально-гендерные противоречивые рамки. Одним из действующих решений в подобных проблемных ситуациях представляется  создание мужчиной семьи нового поколения, так называемой мононуклеарной, и построение в ней не гендерно-полярных, а партнерских взаимоотношений,  основанных на взаимоуважении и взаимопомощи мужа и жены. Собственно, многие специалисты отмечают, что сама по себе «грубая мужская сила» в современных условиях развитого технического прогресса теряет свою ценность и значимость для существования семейной единицы: ситуация явно меняется, проблема лишь в том, что социально-моральные требования, предъявляемые к представителям обоих полов, и в частности к мужчине, в силу своей ригидности меняются значительно медленнее, что и создает основную вышеупомянутую проблематику. В современной мононуклеарной семье актуальна уже не столько сила сама по себе, сколько интеллект, знания, а также умение поддерживать внутрисемейное сотрудничество, выгодное и приятное обоим супругам, снижающее необходимость в поведенческих различиях и как следствие – в гендерных противоречиях. Безусловно, в силу той же ригидности социальных устоев многим трудно отказаться от «борьбы полов», подчас откровенно искусственно нагнетаемой в различных СМИ, но гендерные противоречия в социуме с достаточно высоким интеллектуальным уровнем носят скорее исключительный, чем закономерный характер.

С другой стороны, сегодня  для выживания отдельной семейной ячейки не требуется целый земледельческий  клан, и мононуклеарная семья вполне способна отделиться территориально и  финансово от семьи родительской с целью построения своей отдельной социальной матрицы. Таким образом, излишнее давление на мужчину с обеих сторон существенно снижается, и он получает не только обязанности, но и определенные права и дивиденды от своего семейного статуса: что уже достаточно позитивно влияет на его здоровье и долголетие.

 

2.3 Положение женщины  в семье

 

Гендерная роль — это  поведение в соответствии с набором  определенных социальных предписаний, которые адресуются обществом людям в зависимости от их пола. Это проявляется в «соответствующих» мужскому или женскому полу внешнем виде, поведении, речи, манерах, жестах, сферах активности и пр. Исходя из биологических и психологических особенностей, традиционная феминная (т. е. женская) гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей.

Культурно-исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что современные проблемы отношения к женщине в обществе берут свое начало в патриархальном религиозном наследии. Именно в религиях заложены основы безраздельного доминирования мужчин в публичной и духовной сферах, а также большинство традиционных предрассудков в восприятии женщин, предполагающих ограничение их активности в жизни, разные права и возможности мужчин и женщин.

Социологические исследования, проведенные в нашей стране, показали относительную живучесть этой старой, патриархальной точки зрения на роль женщины в семье. У женщин, получивших много прав в обществе, появилось значительно больше обязанностей.

Современная женщина, совмещая семейно-бытовые и профессиональные роли, предельно перегружена. К традиционным семейно-бытовым ролям добавились и совершенно новые: распорядитель бюджета, организатор, психотерапевт, главный воспитатель. Данные по распределению обязанностей между мужем и женой в зависимости от социального статуса свидетельствуют о том, что суммарная нагрузка у женщин больше, чем у мужчин, практически в два раза. Семейная нагрузка у женщин разного социального статуса различается не сильно, но все же она больше у безработных женщин, женщин-рабочих и женщин-руководителей.

Трудности, связанные с совмещением профессиональных и семейных ролей, во многих случаях отрицательно сказываются на производственной и социальной активности женщин: они недостаточно участвуют в творческой и рационализаторской деятельности, в работе общественных организаций. Те же трудности нередко порождают конфликтные ситуации и напряженность в семье.

Стереотип, согласно которому только жена должна выполнять обязанности по дому, все больше разрушается в сознании женщины. Лишь незначительная часть работниц считает, что мужа не следует обременять

домашними обязанностями. Это, как правило, женщины пожилого возраста со сравнительно низким уровнем как профессиональной, так и общей культуры.

Социальные роли женщин и мужчин взаимно дополняют друг друга, изменение первых неизбежно повлечет за собой изменение вторых, и наоборот. Равенство в профессиональной, политической, общественной сферах приводит к изменению понимания семейных обязанностей мужчин и женщин. Изменение мировоззренческих установок и, соответственно, перераспределение хозяйственных обязанностей в семье в пользу мужа чаще происходит у молодежи. Справедливое разделение домашнего труда более характерно для молодых семей, где супругам не более 24—25 лет, и для семей с уровнем образования не ниже среднего.

В России распространена ситуация, когда там, где главой семьи, выполняющим функции кормильца, является мужчина, решения по планированию семейного бюджета принимает женщина (супруга либо мать).

Прослеживается определенная тенденция — ответственная обязанность заботиться о повседневных нуждах семьи и принимать решения чаще перекладывается на женщину, даже если при этом она не признается главой домохозяйства.

Таким образом, в современной  семье сохраняются традиционные представления о главенствующей роли мужчины в материальном обеспечении и защите семьи.

В то же время мужчины (преимущественно молодые) берут  либо готовы взять на себя часть забот по ведению домашнего хозяйства. И, что немаловажно, молодые представительницы прекрасного пола готовы переложить часть семейных обязанностей на мужчин.

 

ГЛАВА 3 ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО  В СЕМЬЕ

 

3.1 Гендерное равенство  в современной России

 

Гендерное равенство - один из международно-правовых индикаторов  уровня демократизации общества и степени его цивилизованности. В современном мире развитие "культуры равенства" обеспечивается политикой ряда ведущих международных организаций, выдвигающих на первый план задачу обеспечения равенства между мужчинами и женщинами.

Культуру равенства  можно определить как наличие политической воли со стороны государства и общества к разработке и реализации мер, направленных на достижение равного распределения экономических, социальных и политических ресурсов между полами. Именно наличие или отсутствие этой культуры характеризует общее состояние с правами мужчин и женщин в отдельно взятой стране. ООН, Совет Европы, МОТ, Европейский парламент, принимая конвенции, резолюции, рекомендации и директивы способствуют проведению определенных реформ в этом направлении.

Информация о работе Социальная сущность семьи