Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель исследования - выявить и проанализировать социальные представления об особенностях ролевых отношений в современной семье.
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих теоретических и эмпирических задач:
1. Изучить семью как особую социально-психологическую группу.
2. Рассмотреть ролевую структуру современной семьи и выявить специфику ролевых отношений в современной семье.
3. Изучить социальные представления о ролевых отношениях в современной семье.
4. Разработать модель современной семьи в контексте теории социальных представлений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ
1.1 Социальная сущность семьи………………………………….4
1.2 Функции семьи…………………………………………………5
ГЛАВА 2 ПОЛОЖЕНИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ
2.1 Гендерные роли в семье……………………………………….10
2.2 Положение мужчины в семье………………………………….14
2.3 Положение женщины в семье………………………………….17
ГЛАВА 3 ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В СЕМЬЕ
3.1 Гендерное равенство в современной России…………………..19
3.2 Мероприятия направленные на достижение гендерного равенства в семье………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...28
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...29
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ
1.1 Социальная сущность семьи……………
1.2 Функции семьи…………………………………………………5
ГЛАВА 2 ПОЛОЖЕНИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ
2.1 Гендерные роли в семье……………………………………….10
2.2 Положение мужчины в семье………………………………….14
2.3 Положение женщины в семье………………………………….17
ГЛАВА 3 ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В СЕМЬЕ
3.1 Гендерное равенство в современной России…………………..19
3.2 Мероприятия направленные на достижение
гендерного равенства в семье………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе ценность семьи и брака снижается в силу разных причин. Среди них либерализация взглядов на характер половых отношений; девальвация многих моральных ценностей, связанных с отношениями между людьми, смещение функциональных обязанностей между членами семьи, финансовая самостоятельность и, как следствие, обособленность членов семьи друг от друга и т.д. Этим и обусловлена актуальность темы исследования.
Для здоровой семьи, как правило, характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими образцами отношений и поведения, сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями. Основные категории, используемые для описания идеальной семьи, как правило, относятся к области межличностных отношений. Идеальная семья - это взаимопонимание между членами семьи, целостность, спокойствие, любовь, уважение и взаимопомощь.
Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.
Проблема исследования. Во-первых, у специалистов, рассматривающих вопросы семьи и брака с разных позиций, нет общего определения семьи. Но не только потому, что проявления семьи многолики и семейные отношения отличаются большой сложностью и многогранностью, но и потому, что существует множество критериев, которые можно положить в основание этого понятия (социальное предназначение, качество связей, структура, принцип организации и т.д.). Многие определения, даваемые специалистами, страдают односторонностью, так как учитываются лишь некоторые ее формы и стороны.
Во-вторых, для сохранения стабильных ролевых отношений и семье важна гармонизация работы и семьи. В особо тяжелом положении оказываются молодые женщины, которые подвергаются двойной дискриминации — как по признаку пола, так и по признаку возраста.
Таким образом, в сложившихся современных условиях (особенно в условиях мегаполиса), «женщина-домохозяйка» вынуждена работать и, следовательно, иметь двойную занятость; женщинам и мужчинам сложно сочетать профессиональные и семейные обязанности; в семье как малой: группе нет четких распределений функциональных обязанностей между членами семьи.
Объект исследования - ролевые отношения в современной семье.
Предмет исследования: социальные представления о ролевых отношениях в современной семье.
Цель исследования - выявить и проанализировать социальные представления об особенностях ролевых отношений в современной семье.
Реализация поставленной
цели предполагала решение следующих теоретически
1. Изучить семью как
особую социально-
2. Рассмотреть ролевую структуру современной семьи и выявить специфику ролевых отношений в современной семье.
3. Изучить социальные
представления о ролевых
4. Разработать модель современной семьи в контексте теории социальных представлений.
При достижении поставленной цели и задач в работе были использованы деятельностный, феноменологический, структурно-функциональный, системный подходы.
Практическая значимость исследования представляет собой возможность использования материалов дипломной работы в курсе лекционных и практических занятий по гендерологии и социологии, а также для продолжения исследования семьи и гендерных ролей мужчины и женщины.
Структура курсовой работы состоит из введения,
трех глав, в которые входят семь параграфов,
заключения и списка использованной литературы
9 наименований, приложения. Всего в работе
содержатся 30 страниц, 15 графиков.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ
1.1 Социальная сущность семьи
Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
- Почему люди живут семьями?
- Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
- Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
- Всегда ли существовала семья?
- Сохранится ли семья в будущем?
- Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше
общество сегодня?
Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков.
Что это? Почему люди женятся и выходят замуж?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Методологической основой
Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на:
1) физиологические и сексуальные потребности;
2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
3) социальные потребности в общении;
4) престижные потребности в признании;
5) духовные потребности в самореализации.1
1.2 Функции семьи
Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.
Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. «Мужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются»2. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие.
Функции женщины и
функции мужчины настолько
Одним словом, разделение полового труда — вот источник супружеской солидарности 3, утверждает Э. Дюркгейм.
И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.
Итак, физиологические
и сексуальные потребности
Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Например, Мэрдок, исследуя 250 различных обществ, обнаружил, что добрачные половые связи (за исключением кровосмесительных) дозволены в 65 обществах, допустимы в определенных условиях в 43, осуждаются в 6, запрещены в 44, в 92 нет точных данных.4
Однако, общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.
В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей.
Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Человеческое общество санкционирует, делает выбор, отдает предпочтение тому или иному устройству семьи, той или иной форме семьи, определяет состав, внутреннюю организацию семейных групп. Происходит сознательный отбор и приспособление семьи к социальному разуму (Ф. Г. Гиддингс).5
Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и в конце концов приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.
Благодаря социально-биологической
функции семья как малая
Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.
Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.
Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся «сенситивные пики» развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я».
Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия.
По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка.
Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.