Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа
Болезни современного общества порождают множество проблем, которые подчас требуют неотложного решения. Постоянный рост подростковой преступности - одна из них. Асоциальность личности, как правило, формируется в ответ на трудно преодолимые жизненные коллизии. Преступление совершает индивид, смирившийся со своим низким социальным статусом, потерявший самоуважение, принимающий себя в качестве "плохого" человека.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин, есть и особые. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.6
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т. е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.7
2. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
2.1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
Первоосновой системы
защиты детства выступает правовая
база, которая включает международное
законодательство, российские государственные
законы и местные положения, инструкции,
методики. В качестве государственной
правовой базы социальной защиты подростков
следует назвать Конституцию
РФ, Закон о семье, Закон об образовании.
В России действует президентская
программа «Дети России» (Указ Президента
РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании
системы государственных
Созданы и функционируют приюты для беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей и взрослых. Эти мероприятия основываются на Указе Президента РФ от 01.06.92 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», Указе от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав». Летом 1999 г. Вышел Федеральный закон, касающийся детской безнадзорности и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних. В письме Правительства РФ от 04.02.94 г. определено примерное положение «О создании и основных направлениях деятельности специальных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». [20]
Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.
Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует наиболее полному его развитию, а в последующем нормальной адаптации в обществе предупреждению отклоняющегося развития.
Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированы на работу с различными категориями детей, нуждающихся в педагогической реабилитации, — восстановлении утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации. [19]
2.2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения
Как быть в отношении тех девиантов, которые уже стали алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают сексуальными расстройствами? Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи.
Исправительно-трудовая система (тюрьмы, следственные изоляторы и колонии) имеет целью наказание и исправление осужденных. Но тюрьма не столько исправляет, сколько карает человека, порой на весь остаток его жизни на свободе.
Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школой, где завершается формирование девиантного поведения и самосознания. [29]
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни не может этого сделать. Наличие девиантной группы определяет и прививает склонности облегчает пути к совершению противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт за участие в них, уменьшает эффективность способов социального контроля. [21]
К основным факторам социального контроля можно отнести следующие:
1. Методы и средства
социального контроля должны
быть адекватны конкретным
2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишения свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и, главное, изменение условий содержания.
Создание гибкой и
разветвленной системы
Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни — важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
Изменение менталитета
российских граждан, выросших
в условиях тоталитаризма.
Подготовка и переподготовка кадров: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов, врачей – наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает с девиантами.8
Общество всегда прилагало
усилия в борьбе с нежелательными
формами поведения с целью
сохранения стабильности и порядка.
Совокупность средств и механизмов
воздействия общества на нежелательные
формы отклоняющегося поведения
с целью их устранения или минимизации
и приведение в соответствие
с социальными нормами есть социальный
контроль. Поэтому социальные технологии
профилактики и коррекции девиантного
поведения непосредственно
Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц, не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи. [37]
Наша исправительно-трудовая
система не, сколько исправляет,
сколько карает человека. Именно места
лишения свободы являются основными
рассадниками гомосексуализма, школами,
в которых завершается
К институтам социального контроля относят семью, государство и его учреждения, общественное мнение. По форме различают формальный и неформальный контроль. Формальный контроль (официальный), осуществляется компетентными организациями (полиция, суд), неформальный (неофициальный) – обществом, его мнением (общественным мнением). Методами контроля выступают профилактика и санкции.
Под предупреждением (профилактикой) различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. В современной зарубежной литературе различают 3 уровня превенции (профилактики): 1) т.н. «общесоциальная профилактика» - воздействие на среду, экологию, экономические, социальные условия жизни с целью их улучшения; 2) т.н. «специальная профилактика» - она рассчитана на обеспечение мер безопасности, воздействие на «группы риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений; 3) т.н. «индивидуальная профилактика» в отечественной криминологии. [ 29]
Такие девиации, как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество требуют, прежде всего, организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров, домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройство, «телефоны доверия». В то же время в отношении преступного поведения нужны запретительно-репрессивные меры.
Проблема социального контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия достаточно ясна: необходим перенос акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, факторы, ему способствующие.
Выделяют два уровня мер (технологий) социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный). Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне – одно из направлений социальной политики государства. Из внедряемых в практику технологий общесоциального контроля, можно назвать следующие: технологии, направленные на сокращение безработицы; технологии, направленные на расширение доступа и законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице; технологии, направленные на замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии полезной деятельностью. Так, например, если потребление алкоголя выполняет определенные социальные функции, то, надо искать альтернативные средства и способы реализации соответствующих функций (если алкоголь – для поднятия настроения – надо находить и предполагать что-то другое для поднятия настроения). Это же относится и употреблению наркотиков. В этой связи важное значение имеют программы поддержки семьи и детей, программы поддержки и помощи тем, кто злоупотребляет наркотиками и алкоголем, кто освободился из мест лишения свободы (это система мер превентивного характера). В числе технологий общесоциального контроля – система мер по оказанию помощи лицам девиантного поведения (т.е. это уже не профилактика, а состоявшиеся девианты). Это – создание домов-приютов временного содержания для тех, у кого возникли конфликты в семье; увеличение числа обществ и групп взаимопомощи, содействующих избавлению от алкогольной или наркотической зависимости («Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы» и т.д.); создание организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической), служб реабилитации лиц, оказавшихся на обочине общества; развитие сети негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов девиантности; умеющие уменьшение практических возможностей для совершения преступления (патрулирование, охрана, освещение улиц); оказание помощи жертвам преступлений (государственная помощь, моральная и материальная поддержка); развитие системы психологической помощи преступникам, которая должна включать в себя семейное консультирование, использование механизмов психотерапии. [36, 38, 39, 44]
Специальные технологии (меры) или технологии специального (индивидуального) контроля – это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь, опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках; психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу «групп риска», анализу работы «телефонов доверия» и т.д. Это уже работа психологов, социальных педагогов, социальных работников.