Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение и анализ социальной работы с детьми, лишенными родительского попечительства.
Задачи исследования:
Исследование: особенностей социальной работы с детьми, лишенными родительского попечительства.
Исследование деятельности государства по оказанию помощи и устройству детей – сирот.
В
случае смерти родителей, а также
в иных случаях утраты попечения
родителей, если в жилом помещении
остались проживать исключительно
несовершеннолетние, органы опеки и
попечительства, руководители учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, опекуны
(попечители), приемные родители или
иные законные представители
Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других, не запрещенных законом источников.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.
Социально-правовые услуги. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Им оказывается помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовое просвещение.
Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за несоблюдение положений Федерального закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством Российской Федерации.
Психологическая
помощь. Психологическое обеспечение
образовательного процесса в учреждении,
консультативную и
Таким
образом, можно выделить несколько направлений
социальной политики государства: профилактика
социального сиротства (ликвидация таких
социальных болезней, как асоциальное,
дезадаптированное поведение, употребление
алкоголя, наркомания и т. д.; эффективная
семейная политика; оказание помощи одиноким
матерям, половое просвещение и т. д.) и
развитие системы социальной защиты и
воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей [9,с 137-153].
Основное содержание социальной работы с детьми –сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, учете и избрании форм устройства, контроле за условиями их содержания их содержания, социально –медицинской реабилитации и адаптации, образовании, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Всё большее значение в работе по профилактике и преодолению сложившейся ситуации на ряду с традиционными образовательными учреждениями приобретает в настоящее время новый тип образовательного учреждения - центр психолого - педагогической и медикосоциальной помощи детям.
Исходя из задач в социально - реабилитационных учреждениях работают следующие отделения:
отделение реализации программ социальной реабилитации – поэтапное выполнение индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечение утраченных контактов с семьёй и внутри семьи, оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе и прочее;
Основными функциями социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних являются следующие:
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Трудовая и бытовая адаптации выпускников спецшколы – интерната далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие настроения. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом.
Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и патронированию аномальных подростков, малочисленные специальные службы, призванные осуществить помощь в адаптации аномальных людей.
Успех подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся, складывающийся из нескольких звеньев, где ведущем звеном является социальные коррекционные занятия по социально–бытовой ориентировке. Специальные коррекционные занятия по социально–бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития детей-сирот.
Важнейшим звеном системы, является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочное время не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формы и методы. И, тем не менее, исходя из того, что все звенья работы должны, быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни детей повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизировать имеющиеся умения и организовать приобретение новых, формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки детей-сирот к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы.
Программа по социально–бытовой ориентировке должна служить для воспитателя ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма и последованности работы; воспитатель должен придерживаться того же, что и учитель, уровня требований, предъявляемых к выполнению учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий, к соблюдению их правил поведения, санитарно – гигиенических правил, т.е. он организует повседневную жизнь детей с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований. Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий; конкурсов, праздников.
Воспитатели продумывают сценарии этих праздников, вместе с воспитанниками группы, подбирают конкурсы, интересные игры, загадки, дети готовят различную выпечку, делают салаты, бутерброды и т.д., т.е. используют знания, полученные на уроках СБО.
Основная
цель социальной адаптации – помочь
детям приобрести жизненный опыт,
занимаясь различными вещами деятельности,
выработав у воспитанников
Формы работы по этим направлениям различны, как групповые, так и индивидуальные.
Главное,
чтобы каждый ребёнок овладел
жизненно необходимыми знаниями и умениями
– познавательными
В систему воспитательных занятий входят разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций [14,с 98-107].
Таким
образом, учреждения по социальному
обслуживанию детей – сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
обеспечивают минимально необходимый
уровень социальной реабилитации и социального
обслуживания всем детям, которые попали
в сферу их деятельности. Однако вне зависимости
от уровня и качества работы данных учреждений
они не в состоянии заменить ребенку настоящую
семью, поэтому ребенок – сирота или ребенок,
оставшийся без попечения родителей, направляется
в такие учреждения только после того,
как исчерпаны все возможности его устройства
в семью.
Заключение
Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав.
А непосредственными причинами сиротства являются: