Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение и анализ социальной работы с детьми, лишенными родительского попечительства.
Задачи исследования:
Исследование: особенностей социальной работы с детьми, лишенными родительского попечительства.
Исследование деятельности государства по оказанию помощи и устройству детей – сирот.
Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.
Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Продолжает увеличиваться
Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.
Таким образом, непосредственными причинами сиротства назовем следующие:
Вывод к главе 1: Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав.
А непосредственными причинами сиротства назовем следующие:
2
. Организация социальной работы по решению
проблемы сиротства детей
2.1.
Помощь и устройство детей, лишенных родительского
попечительства
Полное государственное
Однако если судить по
-
В период появления сиротства
(неблагополучные семьи,
-
В период прохождения
- В постинтернатный период - на выходе из системы госопеки и начала самостоятельной жизни.
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это приоритетная форма устройства таких детей. Российское социальное законодательство предполагает следующие виды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, помещение ребенка в приемную семью, а также в детские дома семейного типа.
Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, например, “Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (1995). Это Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данное Типовое положение выполняет функции примерного. Важную роль в осуществлении социальной помощи детям-сиротам играют ведомственные акты (Министерства труда и социального развития, Министерства образования, МВД и т. д.), а также правовые акты субъектов Российской Федерации.
Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле над условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства детей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития.
Основные субъекты, и формы оказания социальной помощи. Социальная помощь детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей, осуществляется разветвленной системой, которая включает в себя несколько уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федеральные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-психологической помощи; учреждения, созданные общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями как благотворительные центры. Усилия каждого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения. Которая связана с формированием ценностных ориентации детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д. Назовем наиболее распространенные формы социальной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей.
Передача детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения. К ним относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Дети
в возрасте от 0 до 3 лет помещаются
в дома ребенка. По достижении возраста
3 лет сироты переводятся в детские
дома для детей дошкольного и.
школьного возраста, специализированные
интернаты для детей с
На
каждого ребенка, определяемого
в учреждение, направляющие органы
(учреждения) представляют: решение
соответствующего государственного органа
или органа местного самоуправления
о направлении в учреждение; направление
в учреждение, выданное учредителем
или ведомством, в ведении которого
находится учреждение; свидетельство
о рождении (подлинник), а при его отсутствии
— заключение медицинской экспертизы,
удостоверяющее возраст ребенка; медицинские
документы о состоянии здоровья; документы
об образовании (для детей школьного возраста);
акт обследования условий жизни ребенка;
сведения о родителях или лицах, их заменяющих
(копии свидетельства о смерти родителей,
приговора или решения суда, справка о
болезни или розыске родителей и другие
документы, подтверждающие отсутствие
родителей или невозможность воспитания
ими своих детей); справка о наличии и местожительстве
братьев, сестер и других близких родственников;
опись имущества, оставшегося после смерти
родителей, сведения о лицах, отвечающих
за его сохранность; документы о закреплении
жилой площади, занимаемой несовершеннолетним
или его родителями; пенсионная книжка
ребенка, получающего пенсию, копия решения
суда о взыскании алиментов, ценные бумаги
(при получении их на ребенка родителями
или лицом, их заменяющим); заключение
психолого-медико-
Несмотря
на то, что в данной области происходят
заметные позитивные изменения (дифференциация
детских домов, появление социальных
приютов и социально-
Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. При организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание следующим задачам: приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными “семьями”, поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; не разделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями (в случаях социального сиротства); развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников.