Социальная работа с детими-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и анализ социальной работы с детьми, лишенными родительского попечительства.
Задачи исследования:
Исследование: особенностей социальной работы с детьми, лишенными родительского попечительства.
Исследование деятельности государства по оказанию помощи и устройству детей – сирот.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 66.94 Кб (Скачать)

     Усыновление (удочерение) ребенка — это государственный  акт, в связи с которым между  усыновленными и их потомством, а  также усыновителями и их родственниками, родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные  и имущественные права и обязанности  по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме  лиц, которые, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию  здоровья и т. д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она  может быть сокращена. Для усыновления  ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется  его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные  вопросы усыновления подробно регламентированы в “Положении о порядке передачи детей”, утвержденном Постановлением Правительства РФ 15 сентября 1995 г. .№ 917. Закон гарантирует тайну усыновления  ребенка. Разглашение тайны усыновления  является уголовным преступлением. Уголовным преступлением также  является незаконное усыновление.

     Практика  показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети старших  возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В последнее время отмечается рост числа усыновлений иностранными гражданами.

     Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально  к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

     Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей. В этой связи необходимо: тщательно изучить  психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а  также» культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения;

     Следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от: индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играют семейный уклад, отношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.

     Опека (попечительство) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях  их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и  интересов; опека устанавливается  над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны  являются представителями подопечных и совершают от их имени и в  их интересах все необходимые  сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся  под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стоны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

     Приемная  семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании  договора между органами опеки и  попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют  функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и  приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и  предоставляют соответствующие  льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

     Передача  ребенка в приемную семью в  возрасте старше 10 лет требует его  согласия. Запрещается, как и при  усыновлении, разъединять братьев  и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в  интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях в настоящее  время воспитывается от 5 до 10% детей-сирот.

     Основные  направления оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Меры по предоставлению гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, основываются на государственных  минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

     Финансовое  обеспечение. Расходы на реализацию мер по их обеспечению производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных  законом, источников.

     Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных  пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при  трудоустройстве и поступлении  в образовательные учреждения в  соответствии с нормами обеспечения  воспитанников детских домов  утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Приказом  Министерства образования РФ № 199 от 19 августа 1999 г. утверждено Положение  о порядке выплаты денежных средств  на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

     Дополнительные  гарантии права на образование. Дети — сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей, имеют право  на получение основного общего или  среднего (полного) образования. Получившие такое образование зачисляются  на курсы по подготовке к поступлению  в учреждения среднего и высшего  профессионального образования  без взимания с них платы за обучение; могут получать бесплатно  второе начальное профессиональное образование.

     Лица  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных  или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального  образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих  или единственного родителя, зачисляются  на полное государственное обеспечение  до окончания ими данного образовательного учреждения.

     Выпускники  этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным  учреждением сезонной одеждой и  обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 200 руб. (в ред. Федерального закона от № 122-ФЗ 07.08.2000). Помимо полного государственного обеспечения им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с  размером стипендии, установленной  для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

     Кроме того, им выплачивается ежегодное  пособие на приобретение учебной  литературы и письменных принадлежностей  в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации (в ред. Федеральных законов № 122-ФЗ от 07.08.2000, № 34-ФЗ от 08.04.02).

     При предоставлении обучающимся из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное  учреждение содействует организации  их лечения.

     Дополнительные  гарантии права на медицинское обслуживание. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также  лицам из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное  лечение в любом государственном  и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

     В основные обязанности медицинских  работников учреждения входят: наблюдение за состоянием здоровья, физическим и  нервно-психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи; организация  и проведение два раза в год  углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных  мероприятий, оценка их эффективности; медицинский контроль над выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и вне учебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья; работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний.

     Дополнительные  гарантии прав на имущество и жилое  помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).

     В случае, если они не имели такого закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).

     Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место  закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, с регистрационного учета  по месту жительства или по месту  пребывания осуществляется только с  согласия органов опеки и попечительства.

     При отсутствии необходимого жилого фонда  таким лицам может предоставляться  целевая безвозвратная ссуда  на приобретение жилого помещения жилой  площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации.

     Требование  законодательства о необходимости  предварительного разрешения органов  опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных  жилых помещений, собственниками которых  являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых  несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют  на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем  права.

Информация о работе Социальная работа с детими-сиротами