Социальная работа с безработной молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть формы и методы социальной работы с безработной молодежью. Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи: Рассмотреть методы социальной работы с безработной молодежью; Проанализировать социальные службы как форму социальной работы с безработной молодежью; Изучить клубы ищущих работу как форму социальной работы с безработной молодежью..

Оглавление

Введение
Глава 1. Формы социальной работы с безработной молодежью
1.1 Службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью
1.2 Формы социальной политики государства в области занятости безработной молодежи
1.2.1 Социальные гарантии
1.2.2 Пособие по безработице
1.2.3 Социальное страхование
Глава 2. Методы социальной работы с безработной молодежью
2.1 Консультирование как метод социальной работы с безработной молодежью
2.2 Методы профориентационной работы с молодыми людьми для профилактики безработицы
Глава 3. Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной молодежью
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

социальная работа с безработной молодежью.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Второй  этап

     На  втором этапе психолог, по возможности  пытаясь привести в соответствие с проблемой оптанта условия  и свою готовность к консультированию, определяет пути дальнейшей работы. Также  уточняется профессиональная предварительная гипотеза или выдвигается новая.

     Основная  задача этапа — выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста  и уточнение либо изменение предварительной  гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом психолог может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

     Третий  этап

     Особенно  важен потому, что здесь начинается конструктивное сотрудничество с подростком. Если на первом этапе консультант  пытался увидеть профориентационную проблему глазами самого подростка, на втором этапе – глазами специалиста (выдвижение или уточнение профконсультационной гипотезы), то на третьем этапе важно найти общий язык и прийти к совместному определению проблемы оптанта и наметить план дальнейшей работы.

     Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия. Здесь также могут помочь профориентационные задачи, разбираемые с помощью понятных и простых схем.

     Четвертый этап

     Консультант и консультируемый совместно  стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей).

     Диагностико-корректирующая цель традиционно достигается путем  использования различных методик (тестов). Однако многие специалисты  считают, что не следует переоценивать  роли психодиагностики и построенных  на ее основе профконсультационных рекомендаций. Ценность использования таких методик нередко состоит в том, что у оптанта повышается интерес к своим ПВК (профессионально-важным качествам) и он более осознанно может строить индивидуальную программу саморазвития и подготовки к конкретному профессиональному труду, т.е. совместными с психологом усилиями корректировать свое развитие. Не принижая значение тестов, стоит отметить, что опытные специалисты могут получить не менее ценную диагностическую информацию о подростке из умело организованного наблюдения или беседы, не разрушая пространства общения и установившегося эмоционального контакта.

     Для достижения формирующей цели эффективно использование метода разбора профориентационных задач и профориентационных игр. Более качественно такая работа проходит в индивидуальных и групповых карточных процедурах. Однако достижение формирующей цели возможно лишь при одновременном решении других целей, что может занять немало времени и потребует систематической работы с конкретным оптантом.

     Эмоциональная поддержка клиента основывается на владении психологом невербальными  средствами общения, его способности  укреплять в себе положительное  отношение к каждому консультируемому подростку, вселять в него уверенность  в собственных силах. Такая поддержка необходима, когда подростку не хватает уверенности в собственных силах и возможностях, что часто является результатом «выученной беспомощности» возникшей из-за ряда неудач в различных видах деятельности и закрепившейся установки «зачем это делать – всё равно ничего не получиться». Здесь задача психолога – помочь клиенту изменить установку «я – не могу» на позицию «у меня всё получится».

     Выбор средств зависит от конкретной проблемы, но для достижения устойчивого результата преимущественно используются активизирующие средства. Например, для достижения информационной цели, — активизирующие вопросы типа: "Что Вы об этом думаете?", "Подскажите, как это называется". Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. В диагностических целях применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, знание определённых типологий и умение правильно с помощью направляющих вопросов выявить тип личности клиента. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же через проведение профориентационных игр.

     Пятый этап

     На  этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных  или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая — составляется более совершенный вариант профессионального плана. На этом этапе также формулируются "домашние задания" или рекомендации для самостоятельной подготовки оптанта к будущей профессии. Желательно, чтобы подросток сначала сам высказал свое мнение об итогах консультации. Иногда помочь в этом могут некоторые схемы анализа личного профессионального плана, которые школьник осваивает предварительно, в ходе решения профориентационных задач, а также повторные использования карточных игровых методик, которые покажут, насколько закрепилось в сознании оптанта то, что было предметом совместного рассмотрения на предыдущих встречах. Конечно, подлинные результаты совместной работы могут проявиться и быть осознанными много позже, но такая "обратная связь" полезна и оптанту, для лучшего осмысления проделанной в ходе консультации совместной работы, и психологу, для совершенствования себя как профессионала. Если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку.

     При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее молодого человека.

     Шестой  этап

     Этот  этап выделяется формально и заключается  в протоколировании. Протокол ориентировочно содержит следующие сведения:

     • анкетные данные

     • общие выводы по предварительным данным

     • первоначальное понимание клиентом своей проблемы

     • профконсультационная гипотеза консультанта

     • совместно определённая цель

     • шаги, предпринятые для достижения цели

     • итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом

     • примечание (особенности поведения  консультируемого, уровень достигнутого контакта).

     Протоколировать беседу с клиентом желательно не в  ее процессе, а во время перерывов  либо тогда, когда консультируемый  работает с методиками. К протокольным материалам относятся также заполненные бланки методик и письменные работы, выполненные в ходе консультации.

     Данная  схема носит самый общий характер. В зависимости от ситуации отдельным  этапам консультации может уделяться  разное внимание. Детализация общей схемы зависит от особенностей ситуации и профконсультанта, выбора конкретных методических приемов и процедур.

     Реализация  этих целей позволит подростку органично, без внутреннего сопротивления  включиться в процесс профессионального  самоопределения и пройти весь цикл профориентационного обучения.[28]

 

      Глава 3. Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной молодежью 

     Клубы ищущих работу (далее – клубы) осуществляют обучение клиентов методам самостоятельного поиска работы, оказывают им практическую помощь в применении полученных знаний и навыков, составлении индивидуальных планов поиска работы, создают условия для реализации этих планов, в том числе осуществляют информационное обеспечение поиска работы. Клубы решают непосредственно задачу социально-психологической адаптации безработных граждан к условиям рынка труда, способствуют раскрепощению клиентов, укреплению уверенности в себе и повышению мотивации к трудоустройству, обучают общению, вырабатывают коммуникативную компетентность как личностное качество. В этот процесс включаются такие важнейшие задачи, как формирование психологической зрелости и навыков саморегуляции, жизненного и профессионального самоопределения. Ставится задача понимания реальности, в связи с чем ведется информирование клиентов по правовым и экономическим вопросам.

     Клуб, в частности, способствует осуществлению контактов безработных друг с другом, с психологами и психотерапевтами, профконсультантами и другими специалистами, участвующими в процессе адаптации. В клубе проводятся тестирования и собеседования, встречи с предпринимателями, представителями городской администрации и службы занятости, лекции и консультации, тренинги, а также применяются иные формы групповой и индивидуальной работы. В основном клуб организует неформальное общение безработных для снятия стрессов, вызванных проблемами трудоустройства, для взаимной моральной поддержки и организации культурных программ. На базе клуба могут также создаваться организации для взаимной материальной поддержки: кассы взаимопомощи, кредитные товарищества и т. п.

     Членом  клуба может быть любой совершеннолетний гражданин, не имеющий работы или находящийся под угрозой ее потери, независимо от наличия официального статуса безработного. Основной состав членов клуба формируется преимущественно из безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, трудоустройство которых вызывает затруднения, вследствие чего признается целесообразной ориентация их на самозанятость в форме предпринимательства или самостоятельный поиск работы по найму. Участие в адаптационных программах оплачивается из средств службы занятости. Другие члены клуба оплачивают адаптационные мероприятия самостоятельно.

     Массовые  мероприятия клуба (встречи с  представителями администрации, службы занятости, публичные лекции по вопросам занятости, не являющиеся элементами специальных лекционных циклов) открыты для всех граждан, не имеющих работы или находящихся под угрозой ее потери.

     Исключение  из клуба осуществляется только в  случае нанесения клубу, его членам или сотрудникам (консультантам, преподавателям, администрации и др.) материального или морального ущерба. Трудоустроенные члены клуба сохраняют или прекращают свое членство в нем исключительно по собственному желанию.

     К сотрудничеству привлекаются любые  организации и физические лица, способные внести свой вклад в работу клуба. С этой целью организуется информационная кампания в средствах массовой информации.

     Принципы  деятельности клуба:

     1. Опора на лидера: использовать в работе примеры достижений бывших безработных, добившихся успеха в жизни благодаря успешной адаптации.

     2. Взаимность: нет адаптации адаптируемого без адаптации адаптирующего.

     3. Синергизм: развивать и использовать способность к эффективному взаимодействию, взаимодополнению сотрудников (консультантов, преподавателей и др.) и членов клуба, вовлекая их в совместную деятельность по осуществлению адаптации.

     4. Безопасность: в клубе никто и ни в каких целях не может нанести ущерб никому из его членов, сотрудников или гостей. Клуб является моделью общества, построенного на взаимном уважении, признании прав каждого на собственную точку зрения по любому вопросу. Стрессовые и конфликтные ситуации, создаваемые в специальных адаптационных мероприятиях (тренингах и т.п.) профессионалами-психологами (психотерапевтами), должны быть решены каждым из участников под руководством и под ответственность тех же специалистов, которые участвовали в их создании. При этом определение срока и формы разрешения указанных ситуаций относится к исключительной компетенции этих специалистов.

     5. Максимальная мотивация: использовать любую возможность для усиления мотивации членов клуба, особенно вновь вступивших, к участию в адаптационной деятельности и в иных мероприятиях.

     6. Социальная востребованность продукта: поддерживать любые мероприятия, кем бы они ни проводились, если они способствуют выполнению миссии системы адаптации, используя средства, допустимые с точки зрения морали и закона.

     В программу включается:

     • тестирование профконсультантом для  определения степени готовности безработного гражданина работать по своей профессии;

     • технологию повышения мотивации  к трудоустройству, укрепление уверенности в себе для каждого безработного;

     • оценку сильных сторон личности;

     • обучение безработных приемам психологической  разгрузки;

     • составление плана действий по поиску работы;

     • ознакомление с основами Закона РФ «О занятости населения в РФ»;

     • пошаговую технологию поиска работы, подкрепленную конкретными примерами;

     • обучение наиболее эффективным способам общения и действиям при поиске работы;

     • разъяснение: где, когда и как  искать работу. Это занятие необходимо проводить отдельно с безработными, имеющими достаточно высокую мотивацию к поиску работы и имеющими «нулевую» мотивацию.

Информация о работе Социальная работа с безработной молодежью