Социальная работа с безработной молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть формы и методы социальной работы с безработной молодежью. Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи: Рассмотреть методы социальной работы с безработной молодежью; Проанализировать социальные службы как форму социальной работы с безработной молодежью; Изучить клубы ищущих работу как форму социальной работы с безработной молодежью..

Оглавление

Введение
Глава 1. Формы социальной работы с безработной молодежью
1.1 Службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью
1.2 Формы социальной политики государства в области занятости безработной молодежи
1.2.1 Социальные гарантии
1.2.2 Пособие по безработице
1.2.3 Социальное страхование
Глава 2. Методы социальной работы с безработной молодежью
2.1 Консультирование как метод социальной работы с безработной молодежью
2.2 Методы профориентационной работы с молодыми людьми для профилактики безработицы
Глава 3. Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной молодежью
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

социальная работа с безработной молодежью.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, безработные являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту  МОТ к безработным относятся  трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период соответствовали трем критериям:

     а) не имели работы (доходного занятия);

     б) занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или  помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

     в) были готовы приступить к работе.

     По  методологии МОТ, при отнесении  к безработным должны быть соблюдены все три категории.

     Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются  в качестве безработных, если они  занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

     Зарегистрированные  органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия). 

     1.2.1 Социальные гарантии

     Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при  потере им работы и безработице.

     Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе  развития.

     Согласно  Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.11 Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2001 с. 74

     Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

     -гарантии  и компенсации работникам, высвобождаемым  из организации, предоставляемые  согласно ст. 180, 181 ТК;

     -выплату  пособий зарегистрированным безработным  в установленном порядке;

     -выплату  стипендий в период профессиональной  подготовки, переподготовки или  повышения квалификации по направлению  органов службы занятости;

     -возможность  участия в оплачиваемых общественных  работах, организуемых местными  органами самоуправления;

     -компенсацию  затрат по переезду в другую  местность на новую работу  по предложению органа службы  занятости;

     -выплату  в период безработицы пособия  по временной нетрудоспособности  в размере причитающегося пособия  по безработице;

     -оказание  материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

     Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям  социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата. 

     1.2.2 Пособие по безработице

     Пособие по безработице - гарантированная государством материальная поддержка безработных  в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице  осуществляется за счет средств федерального бюджета.11 Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2003 с. 127

     Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом  службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т. е. на третьем этапе регистрации.

     Размер  пособия по безработице и порядок  его выплаты установлены ст. 30--35 Закона о занятости. Размер пособия  устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы -- 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы -- 60%; в дальнейшем -- 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При непредставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума.11 Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007 с. 208

     Размер  пособия по безработице во всех случаях  не должен быть ниже 100 руб.

     Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

     Безработным гражданам, имеющим достаточный  трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

     Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

     Законом предусматривается увеличение размера  пособия по безработице для следующих  категорий безработных граждан:

     К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся  другие лица. При этом размер пособия  по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном  порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

     К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.11 Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - М. 2001 С. 81-83

     Дети  считаются находящимися на иждивении  обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

     Ко  второй категории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

     И, наконец, третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие:

     - постоянно проживающим на территории  зоны проживания с льготным  социально - экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года - в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;

     - постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;

     - постоянно проживающим в зоне  отселения до их переселения в другие районы - в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.

     С пособий по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основании судебного решения) в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

     Гражданам, признанным в установленном порядке  безработными, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, но не трудоустроенных по окончании обучения, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

     - гражданам, уволенным из организаций  по любым основаниям в течение  12 месяцев, предшествовавших началу  безработицы, и имевшим в этот  период оплачиваемую работу не  менее 26 календарных недель на  условиях полного рабочего дня  (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей;

     - гражданам, уволенным из организаций  по любым основаниям в течение  12 месяцев, предшествовавших началу  безработицы, но не имевшим  в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

     Основным  условием выплаты пособия по безработице  является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия  по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости. 11 Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007 С. 49-55

     Гражданам, признанным в установленном порядке  безработными, пособие по безработице  начисляется с первого дня  признания их безработными.

     Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде  безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Информация о работе Социальная работа с безработной молодежью