Социальная работа с безработной молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть формы и методы социальной работы с безработной молодежью. Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи: Рассмотреть методы социальной работы с безработной молодежью; Проанализировать социальные службы как форму социальной работы с безработной молодежью; Изучить клубы ищущих работу как форму социальной работы с безработной молодежью..

Оглавление

Введение
Глава 1. Формы социальной работы с безработной молодежью
1.1 Службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью
1.2 Формы социальной политики государства в области занятости безработной молодежи
1.2.1 Социальные гарантии
1.2.2 Пособие по безработице
1.2.3 Социальное страхование
Глава 2. Методы социальной работы с безработной молодежью
2.1 Консультирование как метод социальной работы с безработной молодежью
2.2 Методы профориентационной работы с молодыми людьми для профилактики безработицы
Глава 3. Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной молодежью
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

социальная работа с безработной молодежью.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     2.4. Четвертая фаза – так называемая фаза “исповеди”. Социальный работник задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: “Расскажите подробно, что вас ко мне привело?” Этот вопрос дает начало стадии “исповеди”, во время которой человек имеет возможность “выговориться”, откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но, активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипотеза (гипотезы) о причинах психологических проблем клиента и намечаются дополнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе.

     На  этом этапе могут  возникнуть некоторые  трудности, связанные  с тем, что:

  • Клиент не может сам изложить суть своей проблемы. У него может быть невнятная дикция, плохая речь, он не может правильно сформулировать причины, которые его привели на прием;
  • Клиент неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний;
  • Клиент считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить свою ответственность за выход из кризисного состояния на социального работника;
  • Клиент не верит в свои силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.

     2.5. Пятая фаза – фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации. Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверка собственной гипотезы об источнике проблемы клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов.

     В результате пятой фазы консультант  формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение клиенту.

     2.6. Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии – совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа: “Мне кажется, что дело в то-то”, или “Здесь прослеживается связь с тем-то”. При этом следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Однако если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что консультант близок к самой сути проблемы. В этом случае необходимо проявить максимальную сдержанность и, игнорируя возможные агрессивные выпады со стороны клиента подробно обосновать правоту своей позиции, преодолеть сопротивление собеседника. Таким образом, шестую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента.

     2.7. Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В литературе эта стадия описана как фаза “расширения целей”. Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. При необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга для закрепления вновь обретенных навыков, возможно привлечение жизненного личного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и философских ассоциаций.

     2.8. Завершает общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог (социальный работник) дает окончательную оценку успешности консультирования.

     После того, как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать фазой  отдых и освобождения от впечатлений. Психологу (социальному работнику) на время необходимо расслабиться и  переключиться на другую деятельность. [28]

     3 этап. Заключительный этап консультирования.

     Он  наступает после завершения совместной работы с клиентом. На этом этапе  консультант (психолог или социальный работник) окончательно осмысливает  полученные результаты, оформляет протокол консультирования и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.

     В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Можно сказать, что консультирование – это процесс совместного осмысления жизненной ситуации клиента и поиска наилучшего решения проблемы. В данный процесс активно вовлекаются личностные и профессиональные качества консультанта как инструменты и ресурсы движения. [28] 

     2.2 Методы профориентационной работы с молодыми людьми для профилактики безработицы 

     Профессиональная  школьная консультация - это система мер, предназначенных для оказания действенной помощи в трудовом самоопределении подростков. Она является одним из важнейших компонентов системы профориентации, включающей целенаправленное психолого-педагогическое взаимодействие консультанта и клиента (подростка) при подготовке последнего к сознательному выбору профессии. В рамках профконсультации решается как минимум три задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор.

     По  мнению Н.Н. Чистякова  и Г.А. Буяновой, важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.д.

 

      Поэтапная схема  профконсультирования

     Схема процесса профконсультирования может  быть следующей:

     Первый  этап. Подготовительный этап.

     Этот  этап желателен и возможен именно в условиях школы, так как его цель – предварительный сбор информации о клиенте консультирования от учителей, родителей, одноклассников, врачей, а также через ознакомление с личными делами, продуктами деятельности и результатами диагностики, проводимой в школе.

     Основная  задача консультанта на данном этапе  — составить общее представление  о проблеме клиента. Консультант  анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

     Психолог-консультант  может выдвинуть на основе имеющейся  информации предварительную профконсультационную гипотезу (общее представление о  проблеме конкретного оптанта и  путях её решения), которая будет  проверяться в самой консультации. Проведённая групповая консультация кроме актуализации мотивации подростка на продолжение профориентационной работы через индивидуальную консультацию может также предоставить профконсультанту необходимую информацию о клиенте – особенностях его личности, предпочтениях, способностях, проблем профессионального самоопределения.

     Первый  этап консультации предполагает общую  оценку ситуации консультирования по следующим позициям:

     1. Как сам оптант видит свою  профессиональную проблему; как  он относится к консультации и психологу; какого общее состояние подростка в данный момент.

     2. Насколько условия консультирования (организационно-территориальные, временные,  информационно-справочная и методическая  оснащённость) позволяют решать  те или иные проблемы.

     3. Насколько сам профконсультант  готов помочь данному оптанту.

     На  первом этапе желательно больше слушать (понимать) оптанта, используя лишь несложные методики и задания. Особенно важно проявлять доброжелательность и эмоциональное участие в  проблемах подростка.

     Основная  задача консультанта — помочь клиенту  сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом  начале встречи консультант должен представиться. Кроме того, желательно иметь на рабочем столе карточку со своей фамилией, именем и отчеством. Далее консультант сообщает консультируемому о своей ответственности за конфиденциальность полученной в процессе консультации информации. Например: "Меня зовут... Я профконсультант... (должность). Мне приятно, что Вы обратились ко мне, и я постараюсь оказать Вам посильную помощь. Можете быть вполне откровенны, я обещаю, что содержание нашего разговора останется между нами. Теперь представьтесь и расскажите, что привело Вас ко мне".

     В случае более близкого знакомства обращение  психолога к клиенту будет  другим, но общий тон и этические  нормы должны сохраняться как  условия необходимые для успешного  консультирования.

     С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением, диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру. При этом следует следить за визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством (Приложение…).

     Далее консультант оценивает исходную ситуацию по вышеназванным позициям:

     Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии  находится.

     Вероятные проблемы: дефицит информации о конкретных профессиях, возможностях их получения; неадекватная оценка своих способностей и возможностей; затруднение в выборе из-за разбросанности и неустойчивости интересов; незнание путей подготовки к профессии; сомнения в своих способностях при выраженной профессиональной направленности (иногда клиент старается скрыть свой выбор, чтобы узнать “независимое” заключение консультанта). Внутренним мотивом обращения к консультанту может быть стремление получить психологическую консультацию по личностным проблемам. В таких ситуациях, если консультант не имеет необходимой квалификации, ему следует порекомендовать клиенту обратиться к соответствующему специалисту.

     Проблемы, могут быть связаны также с  поиском места работы или альтернативных форм обучения, что характерно для  одарённых подростков или подростков со сложной судьбой (трудные подростки, выпускники спецшколы, воспитанники детских домов) а также выбором профиля обучения. Помочь определиться в проблемах выбора может использование во время групповой консультации «Опросника мотивов выбора профессии».

     Если консультант видит сопротивление со стороны подростка важно понять его причины. Возможно, оно связано: а) с вынужденным участием в консультации под давлением со стороны педагогов или родителей; б) усталостью подростка, когда консультация назначается в обеденное время после 6 уроков; в) переносом на личность консультанта негативного отношения к другим взрослым (учителей, родителей) и т.п. В этом случае необходимо сделать паузу и задать ряд вопросов на прояснение возникшей ситуации, используя технику «Я-высказывания». Например, «Глядя на то, как вы включились в работу, я чувствую, есть что-то, что мешает нам двигаться дальше, но не могу понять, что именно. Может, вы расскажете, что на самом деле вас в данный момент волнует?».

     Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность.

     Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

     Если  контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", психогеометрию, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью несложных заданий на сообразительность, внимание.

Информация о работе Социальная работа с безработной молодежью