Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:46, курсовая работа
Цель: изучение причины отказа матерей от своих детей и способы решения проблемы социального сиротства.
Задачи:
теоретический анализ по проблеме возникновения раннего социального сиротства;
рассмотрение методов профилактических работ социального сиротства.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Профилактика раннего социального сиротства………………..5
Теоретико-методологические основы…………………………5
Нормативно-правовая база…………………………………...18
Глава 2. Основные направления профилактики раннего социального сиротства (на примере Алтайского края)…………………………………………….20
2.1 Основные направления профилактики раннего социального сиротства…………………………………………………………………..20
2.2 Анализ работы по профилактики раннего социального сиротства в Алтайском крае…………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………
Специальной формой социально-педагогической деятельности, нацеленной на молодежь, является воспитание родительских чувств и обязанностей. К сожалению, иногда данное воспитание суживается до информации о сексуальных вопросах. Однако, воспитание будущих родителей является гораздо более широкой и глубокой задачей.
Чрезвычайно актуальной формой деятельности по предупреждению отказов от материнства является конкретная работа в группах повышенного риска. Одной из таких форм является женский кризисный центр. Центр имеет круглосуточный телефон доверия, на котором работают психологи. Посетители центра могут пользоваться его услугами до 4-х месяцев. За этот период персонал центра (психологи, социальные работники, юристы) снимают стрессовые состояния, заставляют объективно оценить причины и характер кризиса, найти оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, нормализовать социальные связи, укрепить внутрисемейные отношения. Проблемы женщина в период беременности и родов имеют психологическую природу, т. к. женщина, решившаяся на то, чтобы иметь ребенка, совершенно не защищена психологически. Она тяжелее переживает семейные конфликты, связанные с развитием семьи, непонимание молодого супруга, родителей. Беременные вообще острее переживают постоянно существующую в обществе агрессию, отсутствие деонтологической культуры и психологической поддержки у медицинского персонала, работающего с беременными. Глобальный страх за свое будущее, за будущее своего ребенка становится характерным для всех беременных женщин и особенно для женщин из социально незащищенных слоев общества и может подтолкнуть их к отказу от своего ребенка. Поэтому, исходя из жизненной необходимости решения проблемы профилактики отказов от материнства в нашей стране впервые предпринимается попытка помочь женщинам, находящимся в тяжелом жизненном кризисе, способном подтолкнуть ее к роковому поступку.
С учетом сложности каждой ситуации и трудностей ее коррекции система профилактики построена как многоступенчатая модель, позволяющая длительно находиться в постоянном контакте с молодыми родителями, особенно с матерями, с тем, чтобы иметь возможность оказать ей медико-социальную помощь в любом необходимом объеме с учетом всех причинных компонентов ситуации отказа от материнства. Исходя из поставленных задач, к осуществлению программы привлекаются специалисты разных областей медицинские работники (акушеры-гинекологи, психиатры, педиатры и др.), психологи, психотерапевты, социальные работники, экономисты; каждый из которых на разных этапах профилактической деятельности имеют свои четко очерченные задачи. Для решения этой главной задачи необходимо:
2.2 Анализ работы по профилактики раннего социального сиротства в Алтайском крае.
В
Алтайском крае с 2009 года начала реализовываться
программа по профилактики ранних отказов
от новорожденных детей «Я не могу без
тебя» на 2009-2011 гг.» Целью программы является
создание системы выявления и межведомственного
социально-медико-
Главные задачи:
В
рамках реализации первого направления
«Разработка и внедрение
Помимо этого были проведены курсы повышения квалификации специалистов разных ведомств по направлению «Прентальная, перинатальная психология и психология материнства». Курсы повышения квалификации были проведены Е.А. Сергиенко, доктором психологических наук, профессором, заведующей кафедрой «Психологии развития» РАН (г. Москва) на базе Кризисного центра для женщин (г.Барнаул). В курсах приняли участие 60 специалистов социальной защиты населения и здравоохранения, обеспечивающие оказание услуг женщинам «группы риска» в отделениях временного пребывания, комнатах дневного пребывания, психокоррекционных кабинетах. Особое внимание уделено психологии материнства, неблагополучной семье как среде становления отклоняющегося материнского поведения, психологии сиротства.
Были подготовлены волонтеры для работы с девушками «группы риска» по социальному сиротству, обучающимися в среднеспециальных учебных заведениях. Работа волонтеров определена программой «Если мама рядом…», направленной на формирование готовности к материнству у девушек «группы риска». В ходе работы по программе предполагается информирование девушек «группы риска» о службах социальной поддержки городов, развитие ответственного родительства, осознание опыта отношений с собственной мамой.
Для обеспечения высокоэффективной работы специалистов службы экстренной социальной помощи в ситуации отказа от новорожденного ребенка проведено обучение команд мобильных бригад трех городов края, функционирующих на базе территориальных центров социальной помощи семье и детям (г. Бийск, г. Рубцовск) и Краевого кризисного центра для женщин (г. Барнаул). В каждом из трех городов обучена команда специалистов Мобильных бригад из 7-10 человек. Обучающий компонент программы включал освоение инновационных практик социальной работы. Специалисты отделений временного пребывания, специалисты территориальных центров, психиатрических больниц были включены в обучающие семинары по теме «Работа с сетью социальных контактов». Технология работы с сетью социальных контактов является ведущей в работе отделений временного пребывания, так как позволяет активизировать ближайшее социальное окружение женщин, проживающих в отделении, и, зачастую, единственным ресурсом для жизнеустройства.
Для
привлечения внимания журналистов
к проблеме профилактики ранних отказов
от новорожденных детей была проведена
пресс-конференция «
Издан целый ряд буклетов: «Календарь беременности», «Сделай меня счастливым!», «Мифы о воспитании детей первого года жизни», «Игрушки для детей первого года жизни», «Пункты проката», «Мобильная бригада экстренной социальной помощи в ситуации отказа».
В связи с тем, что система услуг по профилактике социального сиротства зависит от степени готовности женщины отказаться от ребенка, следует выделить несколько периодов значимой профилактической работы. Первый период это женщина, находящаяся в фертильном возрасте, но не являющаяся беременной, второй вид профилактики включает работу с женщинами «группы риска» по социальному сиротству во время беременности и третий вид профилактики это работа с женщинами, которые родили ребенка и готовы оставить его в стенах родильного дома или любого лечебно-профилактического учреждения.
Первый вид профилактической работы нацелен на девушек, которые обучаются в среднеспециальных учреждениях, не имеют собственного жилья, дохода, не состоят в зарегистрированных браках, приехали из сельской местности. Работу с этой категорией девушек «группы риска» проводят студенты волонтеры высших учебных заведений Алтайского края. Добровольцы на семинарах-тренингах, обсуждают отношение к материнству, побуждают прогнозировать собственную жизнь и ответственность родительства, информируют девушек о системе социальной поддержки. Результатом работы становится повышение осознания собственной жизни, реальность стать матерью уже сейчас, важность ответственного отношения к детям. Кроме прямого эффекта работы с девушками, наблюдается параллельный эффект информирования администрации среднеспециальных учреждений о помогающих службах в ситуации беременности девушек студенток. Своевременно проведенная работа позволит не игнорировать беременность, а встать на медицинский учет, подготовиться к получению социальных выплат и пособий, вести здоровый образ, своевременно решить проблемы с семьей, для того, чтобы девушка могла приехать из родильного дома в собственную кровную семью.
Второе направление профилактической работы проводится на стадии беременности женщины. Данная работа осуществляется в психокоррекционных кабинетах. Определены целевые группы женщин, с которыми работают специалисты этой службы: женщины с высоким риском рождения ребенка инвалида; женщины, желающие сделать прерывание беременности на последних сроках; женщины, пережившие психосоциальный кризис во время беременности (потеряла работу, муж сел в тюрьму, бросил партнер, сгорел дом и т.д.); женщины, у которых во время беременности был выявлен ВИЧ+статус, женщины с нежеланной незапланированной беременностью.
В настоящее время функционирует 5 кабинетов психологической коррекции в системе здравоохранения трех городов Алтайского края (г. Барнаул, г. Бийск, г. Рубцовск). Психокоррекционную работу осуществляют педагоги-психологи, клинические психологи, психотерапевты. Психолог психокоррекционного кабинета Горбольницы №11 г. Барнаула имеет степень кандидата психологических наук в области перинатальной психологии.
Специалисты, в том числе психотерапевты, используют индивидуальную (рассудочную) психотерапия, прямое, косвенное и мотивированное внушение, позитивная психотерапия и создание психотерапевтической перспективы и т.д. Основная технология основана на кризисном консультировании. В работе применяются как индивидуальная, так и групповая форма работы.
Информация о работе Социальная работа по профилактике раннего социального сиротства