Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:46, курсовая работа
Цель: изучение причины отказа матерей от своих детей и способы решения проблемы социального сиротства.
Задачи:
теоретический анализ по проблеме возникновения раннего социального сиротства;
рассмотрение методов профилактических работ социального сиротства.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Профилактика раннего социального сиротства………………..5
Теоретико-методологические основы…………………………5
Нормативно-правовая база…………………………………...18
Глава 2. Основные направления профилактики раннего социального сиротства (на примере Алтайского края)…………………………………………….20
2.1 Основные направления профилактики раннего социального сиротства…………………………………………………………………..20
2.2 Анализ работы по профилактики раннего социального сиротства в Алтайском крае…………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………
Физиологическая и психологическая неготовность многих подростков к вынашиванию беременности сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождению недоношенных, больных и травмированных младенцев. Так, рождение недоношенных и маловесных детей у таких женщин в 2 раза выше аналогичных показателей у женщин старшего возраста. Помимо физической нагрузки незрелая личность юной беременной, как правило, испытывает глубокие эмоциональные травмы. Юные беременные и девочки-матери в нашей стране, несмотря на внешнее безразличие общества к их судьбам, находятся под очень сильным "нравственным" давлением, следствием чего является желание скрыть беременность или прервать ее любыми, в т.ч. нелегальными, средствами. Боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких, почти 40% девушек скрывают беременность и, сохраняя ее, не обращаются к гинекологам. Почти для трети юных матерей . их материнство является настолько нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию.
Причины ранних отказов, как
считают некоторые
Сверхраннее материнство приводит подростков к вынужденной изоляции от среды сверстников в столь ответственный для становления личности период. Многие юные матери бросают дальнейшее обучение, теряют перспективы получения желанных профессий. По данным Юрьева, для 31% девочек рождение ребенка нарушило их жизненные планы, не позволило учиться, получить нужную специальность, помешало выйти замуж за любимого человека и т. д. Недаром у юных матерей часто возникают социально обусловленные психические нарушения, патологические развития личности, ранний алкоголизм и наркомании.
Одной из ключевых проблем сверхраннего материнства является психологическая незрелость подростков, которая делает многих из них не готовыми к эффективному материнству. Вопрос о психологической неготовности несовершеннолетней девушки принять на себя роль матери обсуждается давно. Проведенные в нашей стране социально-гигиенические исследования свидетельствуют, что более 25,8% несовершеннолетних имеют половые контакты, и лишь 50,4% из них среди причин, побудивших их к началу половой жизни, называли любовь и желание иметь семью с половым партнером. При этом более 80% девушек до 18 лет имеют негативную репродуктивную установку или не имеют её вообще. В сложном комплексе психосоциальных проблем, которые возникают как у самой матери-подростка, так и вокруг нее, подчеркивает необходимость строгой дифференцированности. К примеру, в подходе к вопросу о сохранении беременности у несовершеннолетних он предлагает критерии: 1. Сохранение беременности - если девочка не проявляет симптомы дистресса, эмоционально зрелая, более чем соответствует возрасту, семья и общество обеспечивают поддержку, адекватную ее моральным, религиозным, социальным и культурным ценностям. 2. Прерывание - если девочка незрелая, с эмоциональными нарушениями, с признаками дистресса, живет во враждебной семейной среде или непринимаемая окружением. Считается что сходные психосоциальные проблемы неготовности воспринять роль матери возникают и в случаях беременности пожилых одиноких женщин. Доказано, что позднее материнство частично соотносится с проблемами внутренней незрелости этих женщин. С появлением на свет ребенка пожилые первородящие входят в состояние частичной регрессии, которая препятствует активному приспособлению к материнству и заботе о ребенке. Все сказанное выше демонстрирует значимость индивидуальных особенностей, в первую очередь, ее личностных качеств.
Одна из главнейших задач любого общества и государства - осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в Конвенции ООН о правах ребенка, так и в российских законодательных актах. В семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и право на воспитание в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию. Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственные учреждения.
Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поиску для него новой семьи. Но при передаче ребенка и в воспитательные учреждения, и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями.
Добровольный отказ от ребенка в родильном доме никак не карается законом в нашей стране, поэтому в роддоме ничего не могут сделать с такими матерями, кроме как провести с ними профилактическую беседу. Но даже это не всегда срабатывает, так как встречаются разные женщины с разными жизненными проблемами. Если женщина все же решила оставить ребенка, то она пишет заявление об отказе от ребенка в роддоме. Работники медучреждения составляется акт об оставлении ребенка матерью, затем о ребенке «отказнике» сообщают в органы опеки и попечительства. Если же после родов мать ребенка, как говорится, бесследно исчезает, то работники медицинского учреждения, в котором находится ребенок, должны сообщить об этом также в органы опеки и попечительства. В данном случае такой ребенок оформляется как ребенок подкидыш.
Это в хорошей случае, бывает и наоборот, когда мать бросает новорожденного ребенка в опасных для жизни и здоровья ситуации и месте. К счастью, в нашей стране это считается преступлением, за которое предусмотрена уголовная ответственность. [ Уголовный кодекс РФ, ст.125, 1996 г.]
Можно сделать вывод о том, что за отказ матери от ребенка в нашей стране нет никакой ответственности. Остается только внутренняя ответственность матери за совершенное ей деяние.
Но если произошел отказ от новорожденного ребенка, то государство делает все возможное, чтобы заменить ребенку семью и обеспечить его необходимыми для благополучной жизни условиями.
К системе альтернативных социальных решений, касающихся воспитания и развития ребенка, можно отнести следующие возможные варианты:
· сохранение ребенка в родной семье;
· возвращение в семью;
· усыновление внутри страны;
· усыновление в другой стране;
· передача на воспитание в семью;
· передача в специальные воспитательные учреждения.
Попечение
детей-сирот может быть осуществлено
двумя путями - усыновлением или передачей
на государственное обеспечение. Усыновление
- это специальная мера защиты ребенка,
при которой юридически устанавливаются
родственные связи между ребенком и человеком
или супружеской парой, не являющимися
его родным отцом и матерью. Важным обстоятельством
для воспитания и развития ребенка является
то, что в случае усыновления ребенок обретает
именно семью, а не какую-либо ее замену.
Усыновление ребенка осуществляют местные
органы власти в лице органов опеки и попечительства;
усыновление устанавливается решением
суда. Государственное попечение - создание
неусыновленному ребенку (ребенку - сироте)
нормальных условиях для его воспитания
и развития путем помещения в специально
созданные для этого учреждения. Ребенок
может быть помещен в детский приют, дом
детства, дом ребенка, временную приемную
семью, школу-интернат.
Глава
2. Основные направления профилактики
раннего социального сиротства ( на примере
Алтайского края).
2.1 Основные
направления профилактики
Каковы же пути преодоления социального сиротства? Назовем главные1:
В настоящее время государство тратит громадные средства на содержание детей-сирот, вкладываются многомиллионные средства, создаются все новые и новые государственные, общественные организации и фонды, призванные помощь детям-сиротам, но это ни в коей мере не решает проблемы социального сиротства. За годы Советской власти государство сформировало мощную структуру, обслуживающую сирот. Оно взрастило армию профессиональных служащих, занятых в сфере социальной помощи детям-сиротам, создало сильный чиновничий аппарат, управляющий этой службой, породило систему, в которой взрослые люди невольно оказались заинтересованными в пополнении рядов детей-сирот, недаром то тут, то там рождаются слухи о торговле сиротами, о том, как «сердобольная» няня уговаривает одинокую молодую женщину в родильном доме оставить ребенка, отдать его «в хорошие руки». Государственная система социального призрения сирот, построенная по принципу «лечения симптомов», не только не решает вопросов «лечения причин болезни», но и, по существу, загоняет проблему в тупик. Ведь до настоящего времени государство не истратило практически ни копейки, чтобы хоть как-то предупредить социальное сиротство, чтобы понять причины, порождающие его. Прискорбно говорить, но профилактике столь сложного социального явления в практическом плане противостоят лишь акушер и юрист родильного дома, который оформляет документы для передачи ребенка в приют. Естественно, что ни тот, ни другой не подготовлен ни психологически, ни профессионально и, как показывает практика, не только не помогает женщине, находящейся в состоянии психологического кризиса, но и, как правило, становятся дополнительным травмирующим фактором, способным лишь привести к противоположному эффекту.
Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государства и направлены на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам. И, наконец, это - мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.
К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям - это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства2.
Важными
мероприятиями в масштабах
Социальная
политика большинства современных
европейских стран
Так, опыт экономически развитых стран показывает, что огромные материальные вложения государств в стимуляцию рождаемости путем только увеличения социальных пособий одиноким и неимущим матерям, создание для рисковых групп беременных благоприятной общественной моральной ситуации действительно резко снижают число наиболее агрессивных форм отказов от материнства (детоубийств и физического бросания), однако, перед обществом в полный рост встают проблемы истязаемых, насилуемых, растлеваемых матерями детей-сирот при живых родителях, даже во внешне благополучных семьях. Поэтому в комплексе мероприятий, проводимых в масштабах всего общества, задачами неоценимой значимости являются:
Орудием данного воспитания
Информация о работе Социальная работа по профилактике раннего социального сиротства