Социальная работа по профилактике раннего социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение причины отказа матерей от своих детей и способы решения проблемы социального сиротства.
Задачи:
теоретический анализ по проблеме возникновения раннего социального сиротства;
рассмотрение методов профилактических работ социального сиротства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Профилактика раннего социального сиротства………………..5
Теоретико-методологические основы…………………………5
Нормативно-правовая база…………………………………...18

Глава 2. Основные направления профилактики раннего социального сиротства (на примере Алтайского края)…………………………………………….20

2.1 Основные направления профилактики раннего социального сиротства…………………………………………………………………..20
2.2 Анализ работы по профилактики раннего социального сиротства в Алтайском крае…………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

мама для печати+.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВП «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социологии

Кафедра социальной работы 
 
 

Социальная  работа по профилактике раннего социального  сиротства

(курсовая  работа) 
 
 
 

Выполнила студентка

2 курс, 1092 группа

Епихина Ольга Владимировна

___________________

(подпись)

Научный руководитель,

к.с.н., доцент

Ремнева Надежда Степановна

__________________

(подпись)

Работа  защищена

_____________20__г.

Оценка__________________ 

Барнаул 2011
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 
           Введение…………………………………………………………………….3

 
Глава 1. Профилактика раннего социального  сиротства………………..5

    1. Теоретико-методологические основы…………………………5
    2. Нормативно-правовая база…………………………………...18

 
Глава 2. Основные направления профилактики раннего социального сиротства (на примере Алтайского края)…………………………………………….20

 
  2.1 Основные направления профилактики раннего социального сиротства…………………………………………………………………..20

  2.2 Анализ работы по профилактики  раннего социального сиротства  в Алтайском крае…………………………………………………………...26

  Заключение……………………………………………………………...36

  Список  литературы…………………………………………………….38

  Введение

  Острый  социальный кризис, охвативший нашу страну, отразился не  только на материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья - эта главная  и естественная система социальной и биологической защиты ребенка, которая оказалась в кризисной ситуации. Впервые со времен войны смертность превысила рождаемость, распадается каждый третий брак, из сотен тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, около 95% - это сироты при живых родителях. Пришлось даже изобрести новый термин - "социальное сиротство". К сожалению, в стране отсутствуют сведения о распространенности этого явления. Отсутствие государственной статистики приводит к тому, что называются цифры от 200 тысяч до полутора миллионов. Не ясна структура социального сиротства. Не известно, сколько детей остается в родильных домах, сколько "невостребованных" детей остается в больницах, сколько младенцев подкинуто матерями в общественных местах, сколько детей потеряли родителей в результате лишения последних их родительских прав.

  Драматична  судьба детей, выросших в интернатах. Жизнь без семьи в условиях длительной социальной изоляции, в  ограниченном, замкнутом коллективе сужает возможности формирования личности, способствует угасанию мотивации к нравственному и интеллектуальному совершенствованию. Особенно катастрофична судьба младенцев, оставшихся без матери сразу после рождения в результате отказа ими от них, поскольку именно в первые дни и месяцы жизни ребенку наиболее необходим постоянный эмоциональный и телесный контакт с биологической матерью. Лишаясь его, новорожденный подвергается риску искажения психического развития на всю жизнь. Оказываясь в изоляции, без матери сразу после рождения, уже к полугоду ребенок заметно отстает в развитии, а через год невосполнимо утрачивает должный потенциал эмоциональности и интеллекта.

    Многие годы все, что касалось  этих вопросов, тщательно скрывалось.  Лишь в последние годы благодаря  усилиям демократической общественности достоянием гласности стали пугающие цифры. Оказалось, что около 1% новорожденных остаются без попечения родителей уже в родильных домах вследствие отказа от них матерей. Лишь небольшая часть отказов была связана с тяжелым заболеванием или уродством младенца. К сожалению, вопросом о причинах отказов матерей от своих детей никто не занимался ни теоретически, ни практически.

    Необходимость исследования истоков  именно раннего социального   сиротства продиктована обеспокоенностью  детских врачей катастрофическим увеличением детей, брошенных матерями в первые дни жизни, сразу после рождения, а также озабоченностью теми драматическими последствиями для здоровья и судьбы, которое несет сверхранний отрыв ребенка от биологической матери. Проблема социального сиротства очень актуальна в наше время, т.к. с каждым днём всё больше матерей отказываются от своих детей.

  Объект: профилактика раннего социального  сиротства.

  Предмет: основные направления профилактики раннего социального сиротства.

  Цель: изучение причины отказа матерей от своих детей и способы решения проблемы социального сиротства.

  Задачи:

  • теоретический анализ по проблеме возникновения раннего социального сиротства;
  • рассмотрение методов профилактических работ социального сиротства.
 

    Глава 1. Профилактика раннего социального сиротства. 

  1.1 Теоретико-методологическая основа. 

  Что же такое профилактика? Если рассматривать  общее понятие термина «профилактика», то можно сделать вывод о том, что профилактика - (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Но нам обходимо неширокое понятие, а более узкое, поэтому рассмотрим понятие «социальная профилактика».

  В последние годы понятие «социальная профилактика» стало одним из наиболее употребляемых понятий, как в научной литературе, так и в общественно-политической деятельности. При этом определение социальной профилактики вызывает немало трудностей. Социологический подход к социальной профилактике развивался преимущественно в рамках предотвращения или снижения социальных проблем неравенства, бедности, безработицы и т.д. и, соответственно, основы социологического подхода к социальной профилактики были заложены в классических трудах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Т. Тенниса, Р. Парка, Р. Мертона, Т. Парсонса и др. Интерес социологии к социальной политике послужил дальнейшему развитию социологических основ социальной профилактики, поскольку профилактика является одной из базовых идей социальной политики, и развитие превентивных стратегий сопровождало становление государства всеобщего благосостояния.

  В основе большинства западных концепций  социально-политической превенции  лежит модель компетентности, которая  с одной стороны рассматривает формы восприятия и понимания возможных проблем, что связано с проблемой расширения социальных сетей, а с другой стороны предполагает включение всех факторов (переменных), которые структурируют жизненные условий клиентов (Х.-У. Отто, Г. Флоссер). Таким образом, индивидуально-ориентированные превентивные стратегии направлены на коррекцию, регулирование жизненных целей и действий клиента в направлении доминирующих в обществе стандартов нормативности. Социально-политическая профилактика направлена на формирование структур, которые должны помочь вовлечь индивида в конструктивное, автономное взаимодействие со средой и внутри среды.

  Отличительной характеристикой социальной профилактики заболеваний является ее фокус на факторе. Понятию социальной профилактики явлений в обществе наиболее близка концепция М. Блума, понимавшего под профилактикой научно-обоснованные и своевременно принимаемые действия, направленные на предотвращении возможных физических, психологических или социокультурных коллизий как у отдельного индивида, так и у групп риска. Однако социальная профилактика  требует конкретизации, и под ней понимается деятельность, направленная на изменение рискованного поведения индивида, изменения групповых норм, поощряющих рискованное поведения, создание социальных структур, поддерживающих безопасное в отношении заболеваний поведение. Иными словами, социальная профилактика является институтом, который функционально ориентирован на развитие, активное усвоение и использование социокультурных норм и навыков, снижающих риск распространения заболеваний.

  Рассмотрев  понятие «профилактика», необходимо выяснить, а что же такое социальное сиротство? Кризисное состояние общества, привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, — так называемых социальных сирот. Хотя социальное сиротство – это проблема всего общества и социальное сиротство является социологическим термином, оно не имеет адекватного закрепления в праве. А это, в свою очередь, влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления. Явление социального сиротства получило широкое распространение в последние годы. Если раньше сиротой считался ребенок, оставшийся без родителей, то теперь так называют тех, кто при живых родителях лишен родительской заботы. Это происходит вследствие социальных, экономических и морально-психологических причин. Социальное сиротство как явление обусловлено уклонением или устранением от выполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку. Социальные сироты - это дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы  о своих детях.

  Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть разбиты на две большие  группы.

  Первая  – это дети, проживающие в родной семье, но их родители ненадлежащим образом  исполняют свои обязанности. Достаточных  оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль.

  Вторая  группа – дети, проживающие вне  родной семьи. Эта группа делится  на две подгруппы. В первую подгруппу  входят дети, оставшихся без родительского  попечения и помещенные в семью. Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях, в детских домах и тюрьмах. В последние годы социальное сиротство приобрело новые характеристики. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей. Это проблема не только детей, но и взрослых, ибо они страдают искажением родительского поведения. В обязанности родителей входит - воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д..

  Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная  миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Отказ матери от своего новорожденного ребенка —  распространенное, но до настоящего времени мало изученное социально-психологическое явление. Подобные действия родителей известны с давних времен. Они устойчиво сохраняются в различных этно-культуральных сообществах и имеют отчетливые аналоги в животном мире.

    Стремительная урбанизация современного  цивилизованного  общества, частые  социальные потрясения, интенсивная  миграция народонаселения во  многих странах сопровождаются ростом числа брошенных детей.

    Проблемы сиротства стали обсуждаться  очень давно в связи с необходимостью  социальной заботы о детях,  оставшихся без попечения родителей,  детях-сиротах, о подкидышах, а  также в связи с проблемами  опеки, усыновления, попечительства, общественного устройства судеб этих детей. Первые литературные упоминания о сиротских приютах для брошенных детей относятся к IV—V векам. В это время в центральной Европе церковью создаются подобные центры. Начиная с ХП-го века многие европейские государства стали принимать на себя заботу о брошенных детях. Сначала во Франции, позднее в Великобритании были утверждены законы, регламентирующие минимальную заботу о сиротах и брошенных детях, а также меры в отношении их родителей. Церковь побуждала европейское общество открывать больницы, приюты для брошенных и найденных детей. В 1729 году в США, а в 1734 в Италии были открыты дома для «найденышей». После 1880 года многочисленные агентства социальной помощи сиротам и брошенным семьям были открыты по всей Северной Америке [Брутман В.И., 1994, с. 5].

    Однако до настоящего времени  остается малоизученной и непонятой   природа этой аномальной формы  искаженного материнского поведения  — отказа женщины от своего  ребенка: Повседневная практика работы с такими женщинами и анализ даже немногочисленной литературы по данной проблеме указывают на чрезвычайную сложность взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих формирование материнства — этой важнейшей формы социального поведения женщины.

           Роль социальных факторов в формировании искажений материнского  поведения   столь   велика   и   очевидна,   что   многие   исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.

Информация о работе Социальная работа по профилактике раннего социального сиротства