Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:40, курсовая работа
В нашей стране социальный работник ассоциируется пока только с соцзащитой - одной из основных сфер приложения сил таких специалистов, и надо сказать, очень нуждающейся в профессионально подготовленных кадрах. Но потребность в социальных работниках существует и в школах, службах трудоустройства и занятости, армии, учреждениях здравоохранения, на предприятиях, в различных структурах вплоть до самого высокого государственного уровня.
Введение …......................................................................................................... 3
Глава 1. История социальной работы
1.1. История становления и развития социальной работы …..................... 6
1.2. Понятие и статус социальной работы …............................................... 8
1.3. Исследования социальной науки …....................................................... 9
Глава 2. Социальная работа как профессия
2.1. Социальная работа как форма деятельности …................................... 17
2.2. Профессиональные роли социального работника …........................... 21
2.3. Социальная работа и благотворительность …..................................... 24
2.4. Государственно-правовые основы социальной работы …................. 26
Заключение …................................................................................................... 28
Список литературы …...................................................................................... 31
Глава
2. Социальная работа
как профессия
2. 1. Социальная работа
как форма деятельности
Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи
решить свои жизненные проблемы, а во многихслучаяхи сохранить жизнь.
Социальная работа является интегративным видом деятельности, объединяя
в себе экономическую, политическую, правовую, культурную, психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды деятельности, и поэтому её называют особым видом деятельности.
Эта деятельность, возникнув как общественное явление, развивалась как социальный институт, ставший объектом познания и существующий на различных уровнях – от обыденного до научно-теоретического.
Сложная, нестабильная социально-политическая, экономическая обстановка
в России в начале перестроечного периода, падение жизненного уровня, вооружённые национальные конфликты, развал производства, рост безработицы и преступности и т. п. послужили предпосылкой к появлению деятельности, направленной на оказание помощи людям, нуждающимся в ней.
Почему её следует относить к особым видам деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол.
Физик
стремится зафиксировать
Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность.
Особенности и характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета.
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует
с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.
Её структура состоит из несколькихотносительно самостоятельных, но в то же время зависимыхдруг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.
Схематически
это будет выглядеть так:
Цель
Субъект
– Содержание – Средства – Управление
– Объект
Функции
Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтомуне следует придавать ей абсолютного значения. Но она даёт наглядное представление о предмете. В этом её познавательный смысл.
Основным
критерием, обосновывающим структуру,
является её внутренняя логика, обеспечивающая
соблюдение дидактических принципов
систематичности и
общего к частномуи др.
Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно
объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.
Характер социальной работы как формы деятельности предполагает её реализацию на нескольких уровнях:
• первый – межгосударственный, на котором работают международные
организации (ООН, ВОЗ, ВОКР, международные религиозные организации)
и формируются
программы и документы
(конвенции, декларации и т. д.);
• второй – государственный (федеральный), на котором работают все законодательные
структуры государства, а также формируются государственные программы («Дети России», «Пожилой человек» ит. д.);
• третий – региональный – является исполнительно-законодательным, здесь исполняются законы государства, а также формируются нормативно-правовые документы с учётом особенностей регионов;
• четвертый – муниципальный, исполнительный, на котором работают все социальные службы (центры занятости, центры оказания помощи пожилым людям, интернаты инвалидов и т. д.).
На всех уровняхсоциальная работа осуществляется через функционирование
целого ряда государственныхи общественных организаций.
Социальная работа как форма деятельности направлена на поддержку и развитие личности, реабилитацию индивидуальной социальной субъектности
человека, оказание помощи в устранении проблем личного, социального, экологического, духовного характера и др. и обеспечение социальной защиты для реализации собственныхвозможностей каждого человека гармоничной и полноценной жизнедеятельности.[7]
Прежде всего, это профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Сам термин
«социальная работа»
Как показывает историческая практика, в странах с рыночной экономикой на протяжении десятилетий создавался и довольно успешно действует институт социальной поддержки людей. Это показывает, что, опираясь на силу законов и структуры государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Вот почему проблема социальной политики, непосредственно задевая интересы и потребности больших масс людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал.
Учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, полововозрастных групп населения – сложный и противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем полнее они могут быть сформулированы в задачах социальной политики конкретного государства и успешнее решаться.
В странах
с развитой рыночной экономикой профессия
«социальный работник»
О широте проблем, охватываемых социальной работой, свидетельствует то, что она выполняет профилактические функции и оказывает специализированную помощь с учетом особенностей различных категорий населения, нуждающихся в социальной защите. Отсюда следует, что социальный работник может выступать и как управленец, и как социальный педагог, и как социальный консультант, и как психолог, короче, – как практический помощник людям, попавшим в трудную социальную ситуацию. Этим и объясняется весьма широкий круг учебных дисциплин при подготовке социальных работников-профессионалов.
Ныне
существуют различные системы
Так что в обозримом будущем профессия социального работника будет у нас пользоваться спросом.
Специалист по социальной работе – работник, обладающий особыми знаниями и навыками по оказанию социальной помощи пожилым и нетрудоспособным гражданам. Обязан выявлять одиноких пожилых и нетрудоспособных людей, проживающих в зоне его обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке. Помогает в оформлении документов для принятия на обслуживание стационарными и нестационарными учреждениями органов социальной защиты населения, на опеку и попечительство, получение различных видов помощи, льгот и преимуществ. Оказывает содействие в госпитализации в лечебные учреждения, поддерживает связь с трудовыми коллективами, где ранее работали пенсионеры, с ветеранскими и другими организациями, благотворительными фондами. Дает необходимые консультации по социальным вопросам, оказывает разностороннюю помощь нуждающимся (ремонт жилья, обеспечение одеждой, предоставление бесплатного питания и т.п.). Проводит работу в неблагополучных семьях. Должен обладать знаниями в области основ психологии личности и социально-психологических аспектов помощи пенсионерам и инвалидам, гражданского и пенсионного права, опеки и попечительства, системы льгот и преимуществ, установленных для инвалидов, ветеранов труда и войны, ухода за престарелыми гражданами и инвалидами в домашних условиях.
Такая характеристика квалификационных требований введена постановлением Министерства труда РФ от 4 декабря 1992 г.
В странах Западной Европы социальный работник, как правило, это специалист по уходу за престарелыми, нетрудоспособными гражданами. Такие специалисты готовились там в высших и средних учебных заведениях с середины XIX в.
В России
их начали готовить еще в XVIII в., когда
появились приюты. С 1991 г. социальных
работников у нас готовят вузы
и средние специальные
Профессиональные роли социального работника свидетельствуют о высоких требованиях к ним. И в самом деле, посмотрите, в каких качествах он может выступать.
Прежде всего, он должен устанавливать социальные группы людей, испытывающих трудности, находящихся в кризисной ситуации или в опасности подвергнуться насилию, принуждению. Он также должен выявить
условия
окружения нуждающихся в
Еще две роли: «брокер» – социальный работник, направляющий людей в те службы, которые им могут быть полезны, и «посредник» – социальный работник, находящийся между группами людей для того, чтобы помочь им устранить источник потенциального конфликта.
Социальный работник может выступать в роли «адвоката» – защитника прав людей, нуждающихся в социальной помощи. Эта защита может выражаться в борьбе за улучшение качества обслуживания, за решение насущных вопросов инвалидов, престарелых, в инициировании предложений по совершенствованию правовых актов.
Еще одна роль – «учитель» – посредством передачи определенной информации и знаний помогает клиентам развивать умения, консультировать их в необходимых случаях.
Роль «мобилизатора» означает, что социальный работник должен уметь собирать и приводить в действие группы людей для совместного решения возникающих проблем.
Этим не исчерпываются все стороны деятельности социального работника, хотя и перечисленное дает достаточно полное представление о сложности его деятельности.
И, конечно, для успешной столь многосторонней деятельности необходимы соответствующие качества тех, кто избрал своей профессией социальную работу. Основной чертой социального работника должно быть милосердие, способность понимать нужды людей, сострадать им. Не менее важным является профессионализм, т.е. определенные умения действовать в различных нестандартных ситуациях – осуществлять поддержку, коррекцию поведения, реабилитацию.