Социальная работа как профессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

В нашей стране социальный работник ассоциируется пока только с соцзащитой - одной из основных сфер приложения сил таких специалистов, и надо сказать, очень нуждающейся в профессионально подготовленных кадрах. Но потребность в социальных работниках существует и в школах, службах трудоустройства и занятости, армии, учреждениях здравоохранения, на предприятиях, в различных структурах вплоть до самого высокого государственного уровня.

Оглавление

Введение …......................................................................................................... 3
Глава 1. История социальной работы
1.1. История становления и развития социальной работы …..................... 6
1.2. Понятие и статус социальной работы …............................................... 8
1.3. Исследования социальной науки …....................................................... 9
Глава 2. Социальная работа как профессия
2.1. Социальная работа как форма деятельности …................................... 17
2.2. Профессиональные роли социального работника …........................... 21
2.3. Социальная работа и благотворительность …..................................... 24
2.4. Государственно-правовые основы социальной работы …................. 26
Заключение …................................................................................................... 28
Список литературы …...................................................................................... 31

Файлы: 1 файл

социальная работа как профессия.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 

1.3. Исследования социальной  науки

    Объект и предмет исследования социальной работы

 

Объект  науки – определенная область  действительности, совокупность тех  или иных явлений, процессов, которые  изучает данная наука.

Объект  социальной работы – система социальных отношений (устойчивые связи между  субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество – это система). Объект социальной работы – это не только индивиды, но и социальные группы.[4]

Объект  и субъект социальной работы

Цели  и задачи социальной работы обусловливают  её субъектнообъектное поле. Многоспектральность  социальной работы предполагает наличие  множества объектов и субъектов, постоянную динамикуи взаимодействие, разнообразие методологических подходов к ихосмыслению. Субъекты и объекты социальной работы являются важнейшими компонентами её теории

и практики, и в условияхстановления социальной работы как фундаментального теоретического знания о человеке, попавшем в сложную жизненную ситуацию, способах улучшения его социального бытия, необходима классификация по целому ряду критериев:

• принадлежности к определённой области (профессиональная деятельность,

наука, учебная дисциплина);

• проблемам, требующим своего разрешения (состояние здоровья, формы

поведения, возрастные особенности, кризисные  ситуации, трудовая

деятельность  и т. д.).

В этой связи объектом социальной работы как  формы деятельности является

человек, нуждающийся в помощи. Субъекты социальной работы – это люди и различные службы, осуществляющие эту помощь.

К объектам можно отнести:

• индивида;

• социальную группу, слой;

• семью, детей, детей-сирот;

• подростков, молодежь;

• женщин;

• пенсионеров, пожилыхлюдей;

• инвалидов;

• больных;

• осуждённыхи освобождённыхиз заключения;

• бродяг;

• мигрантов;

• беженцев;

• одиноких;

• этнические меньшинства;

• группы лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением.

Субъекты:

• государство и его учреждения;

•общественные организации (муниципальные, региональные, страноведческие, международные);

• религиозные организации на всех уровняхсоциальной деятельности;

• предприятия всех сфер;

• индивидуальная инициатива;

• институт социальныхработников (организаторы, специалисты социальной

работы).

При анализе  социальной работы как науки объектом являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции  поведения людей 

и социальныхгрупп, способствующие реализации ихжизненныхинтересов и направленные на развитие социальной гармонии в обществе. В связи с многогранностью объекта в нём можно выделить целый ряд направлений: индивидуальные и семейные проблемы, социально-экономические, социальноэкологические проблемы, проблемы социальной стратификации, поведенческого функционирования и др.

К субъектам социальной работы как науки следует относить исследовательский потенциал, т. е. теоретиков и практиков, изучающих проблемы социальной работы, моделирующихинновационные технологии, определяющихперспективы её развития.

Объектом  социальной работы как учебной дисциплины являются студенты,

слушатели различных учебныхзаведений, субъектом  – преподаватели, учёные.

Объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижные, особенно когда речь идёт о самостоятельной  научно-исследовательской и другой деятельности.

Опираясь  на критерии второй группы, мы можем  выделить такие объекты:

• по критерию здоровья – инвалиды, люди, имеющие психологические

проблемы, люди, попавшие в зону военныхдействий, экологических 

катастроф и т. д.;

• по критерию формы поведения – девианты, одинокие люди, люди, подвергшиеся насилию, ит. д.

Предложенная  классификация достаточно подвижна и может видоизменяться

в зависимости  от целей и задач теории и практики социальной работы.

Социальная  работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы – это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.

Социальная  работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет  социальной работы.[5]

    Закономерности и принципы социальной работы

 

Первая  группа закономерностей  социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):

- взаимосвязь  социальной политики государства  и содержания социальной работы  в обществе;

 - взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы (хотя указанные цели формулируются в основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития; в частности, определенное изменение приоритетов в деятельности служб социального обслуживания, которое начиналось преимущественно как деятельность по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последнее время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска и т. п.);

 - зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;

 - зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.

Вторая  группа закономерностей  социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):

 - общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем);

 - соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

 - соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.

Само  по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности – это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.

Принципы  социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы  принципов социальной работы:

- общефилософские  принципы, лежащие в основе всех  наук об обществе, человеке и  механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);

- социально–политические  принципы выражают требования, обусловленные  зависимостью содержания и направленности  социальной работы от социальной  политики государства (единство  государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);

- организационные  принципы (социально–технологическая  компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);

- психолого–педагогические  принципы (выбор средств психолого–педагогического  воздействия на клиентов социальных  служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально - технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в  сфере оказания социальных услуг населению:

- принцип  универсальности (отсутствие дискриминации  клиентов по каким – либо  признакам);

- принцип  охраны социальных прав (оказание  помощи клиенту не может быть  обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных  прав);

- принцип  социального реагирования;

- принцип  профилактической направленности;

- принцип  клиентоцентризма;

- принцип  опоры на собственные силы;

- принцип  максимизации социальных ресурсов;

- принцип  конфиденциальности;

- принцип  толерантности.

Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе.

  Цели и задачи социальной работы

Забота  о сохранении, восстановлении и развитии духовного, психологического, физического, социального здоровья людей стала приобретать глобальный характер и является основной целью социальной работы. Все направления социальной работы – пенсионное обеспечение пожилых людей, опека и попечительство детей и нуждающихся в ней, трудоустройство безработных, социально-медицинское страхование, защита молодёжи, кризисных семей, реабилитация инвалидов и др. – вконечном итоге направлены на реализацию этой цели. 

Теоретические модели социальной работы 

  • Психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
  • социолого-ориентированные (объект социальной работы – система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);
  • комплексно–ориентированные (ориентируются на целостное видение проблемы защиты жизненных сил человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом).

    Понятийно-категориальный аппарат

 

Важнейшим компонентом системы логически  упорядоченного знания является понятийный аппарат науки – совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во–первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во – вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

  • общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);
  • понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);
  • понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);
  • специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).[6]

Информация о работе Социальная работа как профессия