Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:40, курсовая работа
В нашей стране социальный работник ассоциируется пока только с соцзащитой - одной из основных сфер приложения сил таких специалистов, и надо сказать, очень нуждающейся в профессионально подготовленных кадрах. Но потребность в социальных работниках существует и в школах, службах трудоустройства и занятости, армии, учреждениях здравоохранения, на предприятиях, в различных структурах вплоть до самого высокого государственного уровня.
Введение …......................................................................................................... 3
Глава 1. История социальной работы
1.1. История становления и развития социальной работы …..................... 6
1.2. Понятие и статус социальной работы …............................................... 8
1.3. Исследования социальной науки …....................................................... 9
Глава 2. Социальная работа как профессия
2.1. Социальная работа как форма деятельности …................................... 17
2.2. Профессиональные роли социального работника …........................... 21
2.3. Социальная работа и благотворительность …..................................... 24
2.4. Государственно-правовые основы социальной работы …................. 26
Заключение …................................................................................................... 28
Список литературы …...................................................................................... 31
1.3. Исследования социальной науки
Объект науки – определенная область действительности, совокупность тех или иных явлений, процессов, которые изучает данная наука.
Объект социальной работы – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество – это система). Объект социальной работы – это не только индивиды, но и социальные группы.[4]
Объект и субъект социальной работы
Цели и задачи социальной работы обусловливают её субъектнообъектное поле. Многоспектральность социальной работы предполагает наличие множества объектов и субъектов, постоянную динамикуи взаимодействие, разнообразие методологических подходов к ихосмыслению. Субъекты и объекты социальной работы являются важнейшими компонентами её теории
и практики,
и в условияхстановления
• принадлежности к определённой области (профессиональная деятельность,
наука, учебная дисциплина);
• проблемам, требующим своего разрешения (состояние здоровья, формы
поведения, возрастные особенности, кризисные ситуации, трудовая
деятельность и т. д.).
В этой связи объектом социальной работы как формы деятельности является
человек, нуждающийся в помощи. Субъекты социальной работы – это люди и различные службы, осуществляющие эту помощь.
К объектам можно отнести:
• индивида;
• социальную группу, слой;
• семью, детей, детей-сирот;
• подростков, молодежь;
• женщин;
• пенсионеров, пожилыхлюдей;
• инвалидов;
• больных;
• осуждённыхи освобождённыхиз заключения;
• бродяг;
• мигрантов;
• беженцев;
• одиноких;
• этнические меньшинства;
• группы лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением.
Субъекты:
• государство и его учреждения;
•общественные организации (муниципальные, региональные, страноведческие, международные);
• религиозные организации на всех уровняхсоциальной деятельности;
• предприятия всех сфер;
• индивидуальная инициатива;
• институт социальныхработников (организаторы, специалисты социальной
работы).
При анализе социальной работы как науки объектом являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения людей
и социальныхгрупп, способствующие реализации ихжизненныхинтересов и направленные на развитие социальной гармонии в обществе. В связи с многогранностью объекта в нём можно выделить целый ряд направлений: индивидуальные и семейные проблемы, социально-экономические, социальноэкологические проблемы, проблемы социальной стратификации, поведенческого функционирования и др.
К субъектам социальной работы как науки следует относить исследовательский потенциал, т. е. теоретиков и практиков, изучающих проблемы социальной работы, моделирующихинновационные технологии, определяющихперспективы её развития.
Объектом социальной работы как учебной дисциплины являются студенты,
слушатели различных учебныхзаведений, субъектом – преподаватели, учёные.
Объектно-субъектные
отношения здесь довольно подвижные,
особенно когда речь идёт о самостоятельной
научно-исследовательской и
Опираясь на критерии второй группы, мы можем выделить такие объекты:
• по критерию здоровья – инвалиды, люди, имеющие психологические
проблемы, люди, попавшие в зону военныхдействий, экологических
катастроф и т. д.;
• по критерию формы поведения – девианты, одинокие люди, люди, подвергшиеся насилию, ит. д.
Предложенная классификация достаточно подвижна и может видоизменяться
в зависимости от целей и задач теории и практики социальной работы.
Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы – это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.
Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.[5]
Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):
- взаимосвязь
социальной политики
- взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы (хотя указанные цели формулируются в основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития; в частности, определенное изменение приоритетов в деятельности служб социального обслуживания, которое начиналось преимущественно как деятельность по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последнее время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска и т. п.);
- зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;
- зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.
Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):
- общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем);
- соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;
- соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.
Само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности – это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.
Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.
Группы принципов социальной работы:
- общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);
- социально–политические
принципы выражают требования, обусловленные
зависимостью содержания и
- организационные принципы (социально–технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);
- психолого–педагогические
принципы (выбор средств психолого–
Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:
- принцип
универсальности (отсутствие
- принцип
охраны социальных прав (оказание
помощи клиенту не может быть
обусловлено требованием к
- принцип социального реагирования;
- принцип
профилактической
- принцип клиентоцентризма;
- принцип опоры на собственные силы;
- принцип
максимизации социальных
- принцип конфиденциальности;
- принцип толерантности.
Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе.
Цели и задачи социальной работы
Забота
о сохранении, восстановлении и развитии
духовного, психологического, физического,
социального здоровья людей стала приобретать
глобальный характер и является основной
целью социальной работы. Все направления
социальной работы – пенсионное обеспечение
пожилых людей, опека и попечительство
детей и нуждающихся в ней, трудоустройство
безработных, социально-медицинское страхование,
защита молодёжи, кризисных семей, реабилитация
инвалидов и др. – вконечном итоге направлены
на реализацию этой цели.
Теоретические
модели социальной работы
Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки – совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.
Принято различать понятия двух уровней. Во–первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во – вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.
Классификация понятий по степени общности: