Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:40, курсовая работа
В нашей стране социальный работник ассоциируется пока только с соцзащитой - одной из основных сфер приложения сил таких специалистов, и надо сказать, очень нуждающейся в профессионально подготовленных кадрах. Но потребность в социальных работниках существует и в школах, службах трудоустройства и занятости, армии, учреждениях здравоохранения, на предприятиях, в различных структурах вплоть до самого высокого государственного уровня.
Введение …......................................................................................................... 3
Глава 1. История социальной работы
1.1. История становления и развития социальной работы …..................... 6
1.2. Понятие и статус социальной работы …............................................... 8
1.3. Исследования социальной науки …....................................................... 9
Глава 2. Социальная работа как профессия
2.1. Социальная работа как форма деятельности …................................... 17
2.2. Профессиональные роли социального работника …........................... 21
2.3. Социальная работа и благотворительность …..................................... 24
2.4. Государственно-правовые основы социальной работы …................. 26
Заключение …................................................................................................... 28
Список литературы …...................................................................................... 31
СОЦИАЛЬНАЯ
РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ
Содержание
Введение …....................
Глава 1. История социальной работы
1.1. История становления и развития социальной работы …..................... 6
1.2. Понятие и статус социальной работы
….............................
1.3. Исследования
социальной науки ….............................
Глава 2. Социальная работа как профессия
2.1. Социальная
работа как форма деятельности ….............................
2.2. Профессиональные роли социального работника …........................... 21
2.3. Социальная
работа и благотворительность ….............................
2.4. Государственно-правовые основы социальной работы …................. 26
Заключение ….............................
Список литературы
….............................
Актуальность данной темы является изучение и рассмотрение социальной работы как профессии. В социальной сфере возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы: особенности профессиональной социализации, профессиональной идентичности, формирование у студентов компетентности и готовности к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Между тем анализ кадровой ситуации в социальной сфере свидетельствует о недостаточной эффективности процесса профессиональной социализации. Это зависит от многих факторов – неадекватных финансовых ресурсов на разных уровнях власти, негативно влияющих на качество услуг и мотивацию кадрового состава; несовершенство профессиональной подготовки будущих специалистов; отсутствия отработанных государственных механизмов социального заказа на подготовку специалистов, трудоустройство и адаптацию в профессии.
Для формирования новых поколений служащих социальной сферы важное значение приобретают вопросы результативности профессиональной социализации. В процессе профессиональной подготовки специалистов социальной работы должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять.
Развитие социальной сферы становится стратегически важным направлением жизнедеятельности российского общества. Уровень профессионализма специалистов социальной работы во многом зависит от качества их подготовки в учебных заведениях, поэтому повышение их профессионализма, концептуальное проектирование программы обучения становятся необходимой функцией научных исследований. Однако в практике такого обучения существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов социальной работы усложнившимся условиям социальной жизни. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, концептуальных по реализации новых образовательных подходов, что и предопределяет актуальность избранной темы. [1]
Социальный
работник это профессия XXI века. Профессия
социального работника
В нашей стране социальный работник ассоциируется пока только с соцзащитой - одной из основных сфер приложения сил таких специалистов, и надо сказать, очень нуждающейся в профессионально подготовленных кадрах. Но потребность в социальных работниках существует и в школах, службах трудоустройства и занятости, армии, учреждениях здравоохранения, на предприятиях, в различных структурах вплоть до самого высокого государственного уровня.
Этим
обстоятельством вызвана
Второй
уровень социальной работы называют
организационным. На этом уровне решаются
задачи координации социальной работы
и деятельности социальных учреждений,
а также разработка социальной политики
в государственном масштабе, на уровне
отдельного региона, территории или предприятия.
Очевидно, что наряду со знаниями технологии
и методов социальной работы, социологии,
права, специалисты подобного профиля
должны пройти подготовку в области экономики
и менеджмента, поскольку сильная социальная
политика строится на сильной экономике,
и знание законов экономического развития,
а также законов управления социальной
сферой общества становится для социального
работника насущной потребностью.
Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство. Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов:
• самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
• индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;
• привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.[2]
Современное общество выработало специфический механизм, который вместе с семьёй, собственностью, государством и другими социальными институтами, доставшимися ему от прошлого, обеспечивает его стабильность.
Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как профессиональная помощь нуждающимся. Будучи современной формой социальной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы социальной помощи, развивавшиеся со времён древности как на Востоке, так и на Западе. [3]
Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:
Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением №92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.
Становление понимается в философии как процесс формирования какого-либо объекта, предполагающий переход возможности в действительность. Основу этого процесса составляют исторические предпосылки становления объекта, делающие возможным его возникновение. Социальная работа как профессиональная деятельность стала возможной благодаря развитию благотворительности, а также созданию системы государственной помощи нуждающимся. Превращение возможности социальной работы вдействительность началось с подготовки специалистов, предполагавшей создание специальных учебныхзаведений, в которыхмогли бы заниматься будущие социальные работники.
Подготовка специалистов была первым шагом на пути становления социальной работы, за которым последовал второй – создание её организационных структур.
Первые организации социальных работников были ещё недостаточно развиты, но ихвклад в становление профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждающимся, трудно переоценить. Защищая положение о стабилизирующем значении этой деятельности для развития общества, они в то же время боролись за право социальных работников получать плату за свой труд.
По поводу статуса социальной работы в современной науке существует несколько точек зрения:
Источник (автор) | Определение |
Баркер Р. | Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию. |
Холостова Е. И. | Социальная работа - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. |
Словарь-справочник по социальной работе | Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. |
Социальная политика. Энциклопедия | 1) Социальная
работа - это вид профессиональной
деятельности, основанный на предметно- 2) Социальная работа - это комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения. |