Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:35, курсовая работа
В Российской энциклопедии по охране труда дано определение социальной политики - СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — деятельность органов государственной власти и управления по регуляции социально-экономических отношений, гармонизации всех сфер общества, достижению баланса интересов основных социальных групп, обеспечению стабильности и гражданского согласия. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране
Этот набор продуктов
Структура величины прожиточного минимума России
|
____________________ 1) Сбережения включают
прирост (уменьшение) вкладов, приобретение
ценных бумаг, изменение |
В действующей до настоящего времени
минимальной потребительской
В минимальную потребительскую корзину на одного человека "укладывается" следующий набор услуг: 18 квадратных метров жилой площади, центральное отопление - 6,7 гигакалории в год, вода - 285 литров в сутки, газ - 10 кубометров в месяц, электроэнергия - 50 киловатт-часов в месяц. Кроме того, обсчитываются расходы на общественный транспорт: для мужчины трудоспособного возраста - на 602 поездки, для женщины - на 638 и для детей в возрасте 7-15 лет - 600 поездок в год. Транспортные услуги для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет в минимальный набор услуг не включаются.
Теперь, когда известно содержимое потребительской корзины, несложно вычислить ее стоимость. Для этого берутся данные Государственного комитета по статистике об уровне потребительских цен и тарифов на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. При этом учитывается, что в трудоспособном населении мужчины составляют 52, а женщины - 48 процентов. Среди пенсионеров мужчин и женщин соответственно 28 и 72 процента. Доля детей в возрасте до 6 лет – 34%, а от 7 до 15 лет – 66%.
Сразу заметим, что расчеты прожиточного минимума в разных государствах не совпадают, понятие «потребительская корзина» и цель ее формирования также имеют принципиальные отличия.
Итак, российский метод определения малоимущих: сами утверждаем состав и цену потребительской корзины, после чего, ориентируясь на нее, устанавливаем размер минимальной зарплаты, пособий и черту бедности.
Сравним наш подход с французским. Во Франции ежегодно устанавливаемый размер минимальной зарплаты корректируется в зависимости от индекса цен, который рассчитывается на основе обширной потребительской корзины, включающей в себя группы из 507 цен и тарифов. А теперь самое интересное: прожиточным минимумом во Франции считается доход, составляющий менее 50% от медианы зарплаты по стране. Исследуются ценовые реалии страны, на их основе повышается минимальная заработная плата, а за ней — все другие выплаты, и только потом определяется, кто может считаться бедным. То есть в России и во Франции, как и в большинстве других стран ЕС, используются прямо противоположные подходы при определении малоимущих.
Теперь сравним бедняков. На 2004
год российская потребительская
корзина в среднем составляла
2653 рубля, прожиточный минимум —
2398 рублей (по Москве — 3396 рублей). Французский
минимум для определения
А сколько россиян живет за французским порогом бедности? Похоже, процентов восемьдесят.
Возникает наивный вопрос: а почему
развитые страны могут позволить
себе законодательно устанавливать
такую высокую минимальную
Ситуацию
даже не меняет тот факт, что многие
бытовые товары производятся теперь
в Азии, — поскольку продаются
они через местные
Наш же собственный метод, наоборот, консервирует класс малоимущих, определяя на основе удивительных убогих подсчетов, например, сколько квашеной капусты должен съедать человек за год. Или, в частности, в новой потребительской корзине оставлена прежняя норма, перешедшая из прошлой корзины: что на семь лет полагается только три разных наименования одежды из «пальтовой группы».
Заглянем за другую сторону зеркала. Если бы всем россиянам платили нормальные зарплаты, и они могли бы себе позволять больше покупок, то, возможно, наша легкая промышленность также бы стала одной из наиболее прибыльных отраслей.
Здесь мы подходим к очень интересному
моменту. Наша законодательно утверждаемая
потребительская корзина вообще
не имеет ничего общего с западной.
Она разная по составу, выражается в
конкретной сумме и служит основой
для определения МРОТ и пособий.
Наполнение французской или английской
потребительских корзин считается
не в абсолютных, а в относительных
показателях, то есть является индексом.
А затем на основе изменения индекса
потребительских цен
То, что как-то соотносится по своим функциям с европейской потребительской корзиной, это перечень Росстата, по которому рассчитывается индекс потребительских цен, а соответственно, и инфляция. Заметим, что из 406 показателей Росстата только 106 записаны в нашей утвержденной потребительской корзине. Не случайно независимые аналитики постоянно обвиняют Росстат в том, что он при подсчетах инфляции попросту не учитывает самых бедных и самых богатых, да и кроме того, «вес» товаров и услуг является статистическим секретом.
Получается, что наша бедность считается на основе базовых потребностей из 106 видов товаров и услуг, а западная — не менее 500. Вернее же сказать так: Запад не подсчитывает бедность как таковую, он рассчитывает нормальный уровень жизни, а то, что в него не вписывается, уже относится к бедности. Нормальный же уровень жизни имеет свойство меняться. Еще недавно мобильные телефоны были предметом роскоши, а сегодня без них не обходится ни одна нормальная потребительская корзина (европейская, разумеется, не наша), равно как и без цифровых фото и видеокамер. Почему мы в России законодательно консервируем нищету своей потребительской корзины? На этот вопрос есть множество политических ответов.
3.Бедность.
К бедным
в России официально относятся
все, кто имеют доходы ниже
"черты бедности", то есть
ниже прожиточного минимума, соответствующего
стоимости минимальной "
Покупательная
способность доходов населения
беднейших субъектов
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
3.1.Подходы к измерению бедности.
Бедность
как социально-экономическое
В мировой практике для оценки распространения бедности на официальном уровне обычно используется методика прожиточного минимума, основанная на относительном понимании бедности. В 80-е годы голландскими учеными из Лейденского университета был предложен еще один подход к оценке бедности - субъективный. В его основе - представление о бедности как о невозможности реализовать свой потенциал. На основании вопросов выявляется зависимость между представлениями о достаточном минимальном доходе и уровнем действительного дохода. Самооценка бедности может иметь в основе, как реальное состояние, так и возможное ощущение бедности из-за отсутствия возможностей удовлетворить потребность в тех или иных товарах и услугах, которая субъективно считается необходимой.
Таким образом, среди множества подходов, используемых для определения границ бедности, можно выделить абсолютную, относительную, субъективную черту бедности. В зависимости от принятых критериев меняется картина распространения бедности. В развитых странах, как правило, используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей.
Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).
Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.
Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.
За годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более чем в два раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизни населения России. В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома для престарелых и др.
Одной из главных причин бедности является дифференциация доходов населения , а так же падение среднего уровня реальных доходов россиян.
Низкий уровень заработной платы сочетается с масштабными задолженностями по оплате труда. Задержки и невыплаты заработной платы относятся к числу наиболее серьезных и, к сожалению, уже типичных нарушений трудового законодательства. Долги по зарплате присущи не только низко рентабельным, но и преуспевающим предприятиям, а длительные задержки зарплаты в большей степени характерны, когда речь идет о низкооплачиваемых работниках. Говоря об уровне заработной платы, нельзя не отметить, что официальная статистика отражает не все. В настоящее время распространена практика неформальной оплаты труда на основе негласной договоренности между работодателем и работающим по найму. Даже на официально зарегистрированных предприятиях у пятой части работников фактическая зарплата превышает величину, формально определенную условиями трудового соглашения, причем различия варьируют от двух- до двадцатикратных размеров. Во многом неформальное распределение выступает как бегство от чрезмерно высоких социальных налогов, базой исчисления которых служит фонд оплаты труда. Проблемы повышения оплаты труда и вывода ее из "тени" относятся к числу основных направлений становления цивилизованного рынка труда.
Таким образом, снижение среднего уровня доходов и рост неравенства в их распределении - это две основных причины роста числа бедных в течение последних 10 лет. Масштабы распространения бедности во многом зависят от положения на рынке труда. Бедность среди безработных в полтора-два раза выше, чем в среднем по всему населению.
Становления рыночных отношений в России сопровождалось значительными изменениями в структуре экономически активного населения: снижалась доля занятых, и росла доля безработных. Реальная оценка уровня бедности представляется жизненно необходимой для формирования комплексной долгосрочной стратегии ограничения бедности и приведения социальных функций государства в соответствие с его ресурсами. Находясь под воздействием разнообразных экономических, демографических, социально-политических факторов, уровень бедности является индикатором экономической безопасности населения, а его снижение требует многосторонней ответственности и усилий как государственных, так и негосударственных структур, общественных объединений, а также международных организаций.