Социальная политика. Прожиточный минимум, бедность, пути повышения уровня жизни в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

В Российской энциклопедии по охране труда дано определение социальной политики - СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — деятельность органов государственной власти и управления по регуляции социально-экономических отношений, гармонизации всех сфер общества, достижению баланса интересов основных социальных групп, обеспечению стабильности и гражданского согласия. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 73.20 Кб (Скачать)

Этот набор продуктов разрабатывается  на основе норм, соответствующих минимальным  размерам потребления.

Структура величины прожиточного минимума России

 

____________________

1) Сбережения включают  прирост (уменьшение) вкладов, приобретение  ценных бумаг, изменение средств  на счетах индивидуальных предпринимателей, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости.


 

В действующей до настоящего времени  минимальной потребительской корзине  доля расходов на питание составляет 68,3%, что соответствует структуре  расходов на потребление бедных стран. При этом низкодоходные семьи  вынуждены соблюдать режим жёсткой  экономии на питании, чтобы оплатить лекарства, жильё и коммунальные платежи , стоимость которых в  последние годы росла быстрее, чем  цены на продукты. В результате доля потребительских расходов, направляемых на покупку непродовольственных  расходов и оплату услуг, оказывается  значительно выше уровня нормативных  расходов официальной минимальной  потребительской корзины.

В минимальную потребительскую  корзину на одного человека "укладывается" следующий набор услуг: 18 квадратных метров жилой площади, центральное  отопление - 6,7 гигакалории в год, вода - 285 литров в сутки, газ - 10 кубометров в месяц, электроэнергия - 50 киловатт-часов в месяц. Кроме того, обсчитываются расходы на общественный транспорт: для мужчины трудоспособного возраста - на 602 поездки, для женщины - на 638 и для детей в возрасте 7-15 лет - 600 поездок в год. Транспортные услуги для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет в минимальный набор услуг не включаются.

Теперь, когда известно содержимое потребительской корзины, несложно вычислить ее стоимость. Для этого  берутся данные Государственного комитета по статистике об уровне потребительских  цен и тарифов на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. При этом учитывается, что в трудоспособном населении мужчины составляют 52, а женщины - 48 процентов. Среди пенсионеров  мужчин и женщин соответственно 28 и 72 процента. Доля детей в возрасте до 6 лет – 34%, а от 7 до 15 лет – 66%.

Сразу заметим, что расчеты прожиточного минимума в разных государствах не совпадают, понятие «потребительская корзина» и цель ее формирования также  имеют принципиальные отличия.

Итак, российский метод определения  малоимущих: сами утверждаем состав и  цену потребительской корзины, после  чего, ориентируясь на нее, устанавливаем  размер минимальной зарплаты, пособий  и черту бедности.

Сравним наш подход с французским. Во Франции ежегодно устанавливаемый  размер минимальной зарплаты корректируется в зависимости от индекса цен, который рассчитывается на основе обширной потребительской корзины, включающей в себя группы из 507 цен и тарифов. А теперь самое интересное: прожиточным  минимумом во Франции считается  доход, составляющий менее 50% от медианы  зарплаты по стране. Исследуются ценовые  реалии страны, на их основе повышается минимальная заработная плата, а  за ней — все другие выплаты, и  только потом определяется, кто может  считаться бедным. То есть в России и во Франции, как и в большинстве  других стран ЕС, используются прямо  противоположные подходы при  определении малоимущих.

Теперь сравним бедняков. На 2004 год российская потребительская  корзина в среднем составляла 2653 рубля, прожиточный минимум — 2398 рублей (по Москве — 3396 рублей). Французский  минимум для определения малоимущих на 2004 год определяется цифрой в 650 евро! Добавим к этому цифры минимально установленной зарплаты, которая  рассчитывается в РФ в том числе  на основе потребительской корзины: Россия — 1100 рублей в месяц, Франция  — 1254,28 евро с налогами, 980 евро —  чистая (2004г.). При этом во Франции  официально насчитывается 6% бедняков, а в России под эту категорию  по разным подсчетам попадают от 12% до 20% (данные по 2004 году).

А сколько россиян живет за французским  порогом бедности? Похоже, процентов  восемьдесят.

Возникает наивный вопрос: а почему развитые страны могут позволить  себе законодательно устанавливать  такую высокую минимальную зарплату? Почему их экономика при этом не разваливается? Одним из ответов  является ориентация на повышение внутреннего  платежеспособного спроса. Считается, что лучше платить населению  более высокую зарплату, которую  оно потратит на покупку товаров  и услуг, чем доводить людей до нищего состояния, а потом не знать, кому продать все произведенное  отечественным производителем.

Ситуацию  даже не меняет тот факт, что многие бытовые товары производятся теперь в Азии, — поскольку продаются  они через местные дистрибьюторские фирмы. Получается самоподдерживающаяся система: населению платят нормальные деньги, оно их оставляет внутри страны, за счет этого развиваются  производство, торговля и сектор услуг. Факты говорят сами за себя. Например, в Японии главным фактором  экономического роста официально признается увеличение внутреннего платежеспособного  спроса, а не экспорт, как это было раньше.

Наш же собственный метод, наоборот, консервирует класс малоимущих, определяя  на основе удивительных убогих подсчетов, например, сколько квашеной капусты должен съедать человек за год. Или, в частности, в новой потребительской корзине оставлена прежняя норма, перешедшая из прошлой корзины: что на семь лет полагается только три разных наименования одежды из «пальтовой группы».

Заглянем за другую сторону зеркала. Если бы всем россиянам платили нормальные зарплаты, и они могли бы себе позволять больше покупок, то, возможно, наша легкая промышленность также бы стала одной из наиболее прибыльных отраслей.

Здесь мы подходим к очень интересному  моменту. Наша законодательно утверждаемая потребительская корзина вообще не имеет ничего общего с западной. Она разная по составу, выражается в  конкретной сумме и служит основой  для определения МРОТ и пособий. Наполнение французской или английской потребительских корзин считается  не в абсолютных, а в относительных  показателях, то есть является индексом. А затем на основе изменения индекса  потребительских цен автоматически  корректируется минимальная заработная плата.

То, что как-то соотносится по своим  функциям с европейской потребительской  корзиной, это перечень Росстата, по которому рассчитывается индекс потребительских  цен, а соответственно, и инфляция. Заметим, что из 406 показателей Росстата только 106 записаны в нашей утвержденной потребительской корзине. Не случайно независимые аналитики постоянно обвиняют Росстат в том, что он при подсчетах инфляции попросту не учитывает самых бедных и самых богатых, да и кроме того, «вес» товаров и услуг является статистическим секретом.

Получается, что наша бедность считается  на основе базовых потребностей из 106 видов товаров и услуг, а  западная — не менее 500. Вернее же сказать  так: Запад не подсчитывает бедность как таковую, он рассчитывает нормальный уровень жизни, а то, что в него не вписывается, уже относится к  бедности. Нормальный же уровень жизни  имеет свойство меняться. Еще недавно  мобильные телефоны были предметом  роскоши, а сегодня без них  не обходится ни одна нормальная потребительская корзина (европейская, разумеется, не наша), равно как и без цифровых фото и видеокамер. Почему мы в России законодательно консервируем нищету своей потребительской корзины? На этот вопрос есть множество политических ответов.

3.Бедность.

 К бедным  в России официально относятся  все, кто имеют доходы ниже "черты бедности", то есть  ниже прожиточного минимума, соответствующего  стоимости минимальной "потребительской  корзины".Особенностью современной России являются возросшие территориальные контрасты в уровне жизни, которые можно оценить через соотношение душевых доходов и прожиточного минимума. При любых методах оценки в современной России проблема бедности – это проблема десятков миллионов граждан страны. Так что проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России.

 Покупательная  способность доходов населения  беднейших субъектов Российской  Федерации в 8-12 раз ниже, чем  у лидера – Москвы. В 90-е  годы регионы России разделились  на два типа. С одной стороны  это “открытые”, связанные с  мировой экономикой сырьевые  регионы с экспортной ориентацией,  а также крупнейшие города  с быстро растущим третичным  сектором, а с другой – “закрытые”  регионы с внутренней экономикой  и наиболее сильным экономическим  спадом.

Именно  бедность определяет ограниченность доступа  значительной части населения нашей  страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования  и здравоохранения, возможности  успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с  чрезмерной поляризацией доходов обусловливают  социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и  обществе.

3.1.Подходы к измерению бедности.  

Бедность  как социально-экономическое явление  присуща любому обществу и представляет многогранную проблему. Ограничение распространения бедности, прежде всего в ее наиболее опасной, хронической, форме, важно не только из гуманитарных соображений, но также с точки зрения сохранения и улучшения физического, трудового, интеллектуального потенциала будущих поколений. Поэтому проблемы, связанные с оценкой бедности и ее распространением, находятся сейчас в центре внимания мирового сообщества. Концептуальные различия в определении распространения бедности не исчерпываются различными подходами к установлению черты бедности. Другим источником значительных расхождений является выбор показателя, соотносимого с чертой бедности. Как правило, используется показатель денежных доходов домашних хозяйств; в отдельных случаях - денежных расходов домашних хозяйств, а иногда и показатель располагаемых материальных ресурсов домохозяйств.       

В мировой практике для оценки распространения  бедности на официальном уровне обычно используется методика прожиточного минимума, основанная на относительном понимании бедности. В 80-е годы голландскими учеными из Лейденского университета был предложен еще один подход к оценке бедности - субъективный. В его основе - представление о бедности как о невозможности реализовать свой потенциал. На основании вопросов выявляется зависимость между представлениями о достаточном минимальном доходе и уровнем действительного дохода. Самооценка бедности может иметь в основе, как реальное состояние, так и возможное ощущение бедности из-за отсутствия возможностей удовлетворить потребность в тех или иных товарах и услугах, которая субъективно считается необходимой.       

Таким образом, среди множества подходов, используемых для определения границ бедности, можно выделить абсолютную, относительную, субъективную черту бедности. В зависимости от принятых критериев меняется картина распространения бедности. В развитых странах, как правило, используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей.

Абсолютная  бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).

Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

Субъективная  бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.  

За  годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более  чем в два раза, ухудшились практически  все показатели уровня и   качества жизни населения России. В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома для престарелых и др.

Одной из главных причин бедности является дифференциация доходов населения , а так же падение среднего уровня реальных доходов россиян. 

Низкий  уровень заработной платы сочетается с масштабными задолженностями по оплате труда. Задержки и невыплаты заработной платы относятся к числу наиболее серьезных и, к сожалению, уже типичных нарушений трудового законодательства. Долги по зарплате присущи не только низко рентабельным, но и преуспевающим предприятиям, а длительные задержки зарплаты в большей степени характерны, когда речь идет о низкооплачиваемых работниках.  Говоря  об уровне заработной платы, нельзя не отметить, что официальная статистика отражает не все. В настоящее время распространена практика неформальной оплаты труда на основе негласной договоренности между работодателем и работающим по найму. Даже на официально зарегистрированных предприятиях у пятой части работников фактическая зарплата превышает величину, формально определенную условиями трудового соглашения, причем различия варьируют от двух- до двадцатикратных размеров. Во многом неформальное распределение выступает как бегство от чрезмерно высоких социальных налогов, базой исчисления которых служит фонд оплаты труда. Проблемы повышения оплаты труда и вывода ее из "тени" относятся к числу основных направлений становления цивилизованного рынка труда.   

Таким образом, снижение среднего уровня доходов  и рост неравенства в их распределении - это две основных причины роста  числа бедных в течение последних 10 лет.  Масштабы  распространения бедности во многом зависят от положения на рынке  труда. Бедность среди безработных  в полтора-два раза выше, чем в  среднем по всему населению.       

Становления рыночных отношений в России сопровождалось значительными изменениями в структуре экономически активного населения: снижалась доля занятых, и росла доля безработных. Реальная  оценка уровня бедности представляется жизненно необходимой для формирования комплексной долгосрочной стратегии ограничения бедности и приведения социальных функций государства в соответствие с его ресурсами. Находясь под воздействием разнообразных экономических, демографических, социально-политических факторов, уровень бедности является индикатором экономической безопасности населения, а его снижение требует многосторонней ответственности и усилий как государственных, так и негосударственных структур, общественных объединений, а также международных организаций.

Информация о работе Социальная политика. Прожиточный минимум, бедность, пути повышения уровня жизни в России