Социальная политика. Прожиточный минимум, бедность, пути повышения уровня жизни в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

В Российской энциклопедии по охране труда дано определение социальной политики - СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — деятельность органов государственной власти и управления по регуляции социально-экономических отношений, гармонизации всех сфер общества, достижению баланса интересов основных социальных групп, обеспечению стабильности и гражданского согласия. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 73.20 Кб (Скачать)

Люди говорят, что это порог  бедности, выраженный в рублях. Этот предел наше правительство, оглядываясь  на то, как выросли цены, в стране, за определенный период (квартал, год) его уточняет, корректирует и дает распоряжения о повышении пенсий, заработных плат бюджетникам, пособий  и т.д. По сути прожиточный минимум  это сумма денег, чтобы среднестатическому россиянину совсем не протянуть ноги. Величина «минимума» делит нас по категориям: для трудоспособных, для  пенсионеров, для детей   А в  «Методических положениях по статистике»  даются следующие толкования понятий  категории прожиточного минимума.

Прожиточный минимум определяет уровень  потребления товаров и услуг, являющийся минимальным и достаточным  для обеспечения жизнедеятельности  человека, и определяется на основе научно-обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные  физиологические потребности человека в продовольственных и непродовольственных  товарах и услугах.

Бюджет прожиточного минимума, или  кратко, прожиточный минимум –  одно из центральных понятий системы  минимальных социальных гарантий, предоставляемых  государством населению.

При определении прожиточного минимума обычно исходят из рационального  и минимального потребительских  бюджетов.

Рациональный бюджет формируется  на основе научно обоснованных нормах потребления продуктов питания, обеспеченности семей одеждой и  обувью, домашним имуществом, медикаментами, предметами культурно-бытового и хозяйственного обихода, услугами культурно-бытового и другого назначения.   Минимальный потребительский бюджет – это тот уровень доходов, который даёт возможность удовлетворить потребности человека в питании на уровне физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты организма для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, а также покрытие расходов на удовлетворение других самых необходимых потребностей.

Минимальный потребительский бюджет оценивается в зависимости от пола, возраста и зоны проживания. Величина минимального потребительского бюджета  периодически пересматривается с учётом динамики цен и стоимости потребительской  корзины.

Набор продуктов питания, так называемая минимальная продовольственная  корзина, входящая в состав прожиточного минимума, обеспечивает содержание по химическому составу продуктов  и их калорийность в следующих  пропорциях (в Сутки):

 Табл. 1.

Содержание питательных веществ  в минимальной продовольственной  корзине.

 

В среднем на душу населения

Мужчины

16-59 лет

Женщины

16-54 лет

Пенс-ио-

неры

Дети

0-6 лет

7-15 лет

Белки, г

73,6

88,7

70,3

66,3

49,4

74,5

В том числе 

Животного

происхождения

28,9

31,5

27,3

25,6

25,1

33,1

Жиры, г

56,8

64,1

54,3

48,3

51,6

73,9

Углеводы, г

353,3

441,2

337,6

316,9

228,1

351,7

Энергетическая ценность, ккал

2236,7

2720,4

2138,4

1979,6

1581,1

2385,6


 

Набор продуктов питания рассчитывается на основе минимальных размеров потребления  Институтом питания Академии медицинских  наук РФ, ИСЭПН РАН и Минтруда РФ при участии Всемирной организации  здравоохранения.

Минимальная продовольственная корзина  дифференцируется по восьми природно-климатическим  зонам. Зонирование территории России сделано на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения  и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий  жизни населения.

При организации здорового питания  рацион должен быть подобран так, чтобы  отвечать индивидуальным особенностям организма человека с учетом характера  его труда, половых и возрастных особенностей, климатогеографических  условий проживания. Оценка потребности  человека в пищевых веществах  и энергии осуществляется по специальной  технологии, включающей несколько элементов: изучение основного обмена; определение  половых и возрастных различий, антропологических  исследований, установление уровня энергозатрат, изучение потребления пищевых веществ, определение дополнительных потребностей.

С учетом формулы сбалансированного  питания в 1992г. были разработаны  нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии  для различных групп населения  в возрастном разряде 18-59 лет. (3). На основе норм Института питания РАМН предложены ориентировочные размеры  потребления пищевых продуктов  в среднем на душу населения России (Таблица 2)

Набор основных пищевых продуктов («продовольственная корзина») для обеспечения здорового питания населения России, в среднем, кг/год на душу населения (по рекомендации Института питания РАМН)

Таблица 2

Пищевые продукты

Рекомендуемые

Допустимые

 

рациональные размеры

(региональные) колебания

 

потребления

 

Хлебопродукты

ПО

105-120

Картофель

117

100-120

Овощи и бахчевые

139

75-140

Фрукты и ягоды

71

50-80

Сахар

39

25-35

Мясопродукты

78

45-80

Рыбопродукты

23

10-30

Молочные продукты

390

300-400

Яйца, шт

291

250-300

Масло растительное

13

9-13


Нормы физиологических потребностей в  пищевых веществах и энергии -это  государственный нормативный документ по которому должно осуществляться: планирование производства и потребление продуктов  питания; оценка резервов продовольствия; разработка мер социальной защиты населения  в области питания; расчетов рационов организованных коллективов; оценка индивидуального  питания и обоснование рекомендаций по его коррекции в врачебной  практике; научное исследование фактического питания и состояние здоровья.

Последний раз Федеральный закон “О потребительской  корзине в целом по РФ” был  принят в марте 2006 года, в нем она  претерпела незначительные изменения  в сторону увеличения мясопродуктов, рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов и сахара при уменьшении норм потребления хлебопродуктов и  картофеля. 
«Продовольственная корзина ни в коем случае не предназначена для того, чтобы кто-то так питался, - рассказал доктор медицинских наук, профессор НИИ питания РАМН Александр Батурин. - Это всего лишь экономический стандарт, который показывает, что на относительно небольшие деньги можно построить достаточно приличный - по медицинским показателям - рацион, в рамках которого можно обеспечить здоровье».

Специалисты Института питания  рассчитали “корзинные” нормы, исходя из результатов проведенных исследований. Так, Росстат обследовал бюджеты  семей с низкими доходами, собирая  информацию обо всех видах расходов и доходов за определенный промежуток времени. При этом количество и структура  потребления продовольствия подправляется  до приемлемости с медицинских позиций, выстраивается рацион, удовлетворяющий  потребности человека в основных пищевых веществах и энергии. Так получился состав корзины, закрепленный в федеральном законе.

С приходом рыночных отношений государство  прекратило контролировать и управлять  рядом социально значимых процессов  в обществе, в том числе управлением  и контролем приобретения товаров  народного потребления в разрезе  социальных слоев и групп населения  по денежным доходам, возрасту, физическому  здоровью и т.п. Падение объемов  производства пищевой продукции, низкая платежеспособность населения отрицательно влияют на потребление основных видов  продуктов питания (Таблица 3). Данные показывают, что за период 1997-2008гг. сократилось  потребление всех физиологически активных продуктов, а это снизило качество питания людей. Особенно сократилось  потребление на одного человека в  год: мяса и мясопродуктов (-30кг); рыбы и рыбопродуктов, при имевшемся  низком уровне потребления (-11,6кг) молока и молочный продуктов (-80 кг), масла  растительного (-1,3 кг).Эти изменения  по данным Госкомстата повлекли к  снижению калорийности питания на 660 ккал/сут и составили 2520ккал/сут, содержание белка 18г/сут, жира на 42г/сут.

Энергетическая  ценность набора продуктов в странах  с развитой экономикой составляет более 3000 ккал/сут (данные ФАО/ВОЗ, 1992) Уменьшение энергетической ценности до 2520ккал/сут  поставило Россию в один ряд с  развивающимися странами, имеющими проблемы в снабжении населения продовольствием. Анализ таблицы 3 подтверждает, что  в рационе питания россиян  большой удельный вес занимает картофель, хлеб и хлебопродукты. Исследование ряда российских ученых показывает, что  уровень потребления практически  всех групп продуктов существенно  зависит от соотношения величины среднедушевого дохода и стоимости  потребительской корзины.

Концепция Государственной политики в области  здорового питания на период до 2005-2010г. перед исполнительными органами власти в центре и регионах ставит задачу создания экономической, правовой (законодательной) и материальной базы, обеспечивающей:

1. Производство в необходимых объемах  продовольственного сырья и пищевых  продуктов.

2.Доступность  пищевых продуктов для всех  слоев населения. 

3.Высокое  качество и безопасность пищевых  продуктов.

4.Обучение  населения принципам рационального  здорового питания. 

5.Постоянное  наблюдение (мониторинг) состояния  питания и здоровья населения,  а также качества и безопасность  продовольственного сырья и пищевых  продуктов. 

6.Создание  системы адресной помощи малоимущим  слоям населения. 

 

 

Таблица 3.

Пищевые продукты

Рекомендуе

1997

2007

1997 к 2007

2007% к

 

мая норма

   

отклонения

рекомендуемой

       

(+; -)

норме

           

Хлебопродукты, в

117

119

117

-2

100

т.ч. импорт

 

47

31

-16

 

Мясо и

78

72

42

-30

54

мясопродукты в

 

6

11

+5

 

т.ч. и импорт

         

Рыба и

23,7

20

8,4

-11,6

29

рыбопродукты

         

Молоко и

390

386

206

-80

53

молочные

 

38

25

-13

 

продукты в т.ч.

         

импорт

         

Масло

13

10,2

8,9

-1,3

68

растительное в т.ч.

 

2

3,9

+1,9

 

импорт

         

Яйца, шт

291

297

224

-73

77

Сахар в т.ч. импорт

38

47

34

-13

89

   

28

24

-4

 

Картофель

117

106

123

+17

105

Овощи и бахчевые

139

89

79

-10

57

культуры в т.ч.

 

12

11

-1

 

импорт

         

Фрукты и ягоды в

80

35

30

-5

37

т.ч. импорт

 

15

14

-1

 

 

Выход из создавшейся ситуации один - это  введение государственных прейскурантных цен на продукты продовольственной  корзины. Производство основных продуктов  питания и их сбыт должен жестко контролироваться государством (это  может быть достигнуто введением  определённых  норм, правил , усиленного  контроля за соблюдением их). Нарушители прейскурантных цен должны жестко наказываться, большими штрафами ,вплоть до уголовной  ответственности. Для этого необходимо ввести определенные поправки в существующее законодательство.

2.1.Величина прожиточного минимума. Продуктовая корзина.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, необходимых  для поддержания жизнедеятельности  человека, а также расходов на непродовольственные  товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти  цели у низкодоходных групп населения.

Величина прожиточного минимума рассчитана на основе методических рекомендаций, утверждённых Министерством труда  Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума рассчитывается по следующей формуле:

Cmini=Cfi +Cgi +Csi +Cti ,

где Cmini – величина прожиточного минимума i-той половозрастной группы населения;

Cfi – стоимостная оценка продуктового набора i-й половозрастной группы населения;

Cfi= ,

где Qji – норматив потребления j-ого продукта питания i-й половозрастной группы населения;

Pj – средняя цена j-го продукта питания;

Сgi – стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров i-той половозрастной группы населения;

Сsi – стоимостная оценка расходов на платные услуги i-той половозрастной группы населения;

Сti – расходы на налоги i-той группы населения;

Сgi si ti = Cfi (Kgi si ti = Ksi) ,

где Kgi si ti – показатели структуры прожиточного минимума i-й половозрастной группы населения;

i – принимает значения от 1 до 5;

j – принимает значение по числу товаров, цены на которые регистрируются для расчёта прожиточного минимума.

Расчёт величины прожиточного минимума в ценах отчётного периода  производится в следующем порядке: стоимостная цена минимальной продовольственной  корзины (Сfi) определяется по средним ценам продажи товаров предприятиями торговли всех видов собственности на основе регистрации цен на конкретные товары-представители. При расчётах используется минимальный норматив потребления продуктов питания (в среднем на душу, на год в кг)1.

Для расчёта прожиточного минимума рассчитывается набор из следующих 11 групп продуктов питания (см. приложение 1*).

Информация о работе Социальная политика. Прожиточный минимум, бедность, пути повышения уровня жизни в России