Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:35, курсовая работа
В Российской энциклопедии по охране труда дано определение социальной политики - СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — деятельность органов государственной власти и управления по регуляции социально-экономических отношений, гармонизации всех сфер общества, достижению баланса интересов основных социальных групп, обеспечению стабильности и гражданского согласия. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране
Люди говорят, что это порог бедности, выраженный в рублях. Этот предел наше правительство, оглядываясь на то, как выросли цены, в стране, за определенный период (квартал, год) его уточняет, корректирует и дает распоряжения о повышении пенсий, заработных плат бюджетникам, пособий и т.д. По сути прожиточный минимум это сумма денег, чтобы среднестатическому россиянину совсем не протянуть ноги. Величина «минимума» делит нас по категориям: для трудоспособных, для пенсионеров, для детей А в «Методических положениях по статистике» даются следующие толкования понятий категории прожиточного минимума.
Прожиточный минимум определяет уровень
потребления товаров и услуг,
являющийся минимальным и достаточным
для обеспечения
Бюджет прожиточного минимума, или кратко, прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных социальных гарантий, предоставляемых государством населению.
При определении прожиточного минимума обычно исходят из рационального и минимального потребительских бюджетов.
Рациональный бюджет формируется на основе научно обоснованных нормах потребления продуктов питания, обеспеченности семей одеждой и обувью, домашним имуществом, медикаментами, предметами культурно-бытового и хозяйственного обихода, услугами культурно-бытового и другого назначения. Минимальный потребительский бюджет – это тот уровень доходов, который даёт возможность удовлетворить потребности человека в питании на уровне физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты организма для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, а также покрытие расходов на удовлетворение других самых необходимых потребностей.
Минимальный потребительский бюджет
оценивается в зависимости от
пола, возраста и зоны проживания. Величина
минимального потребительского бюджета
периодически пересматривается с учётом
динамики цен и стоимости
Набор продуктов питания, так называемая минимальная продовольственная корзина, входящая в состав прожиточного минимума, обеспечивает содержание по химическому составу продуктов и их калорийность в следующих пропорциях (в Сутки):
Табл. 1.
Содержание питательных
В среднем на душу населения |
Мужчины 16-59 лет |
Женщины 16-54 лет |
Пенс-ио- неры |
Дети | ||
0-6 лет |
7-15 лет | |||||
Белки, г |
73,6 |
88,7 |
70,3 |
66,3 |
49,4 |
74,5 |
В том числе Животного происхождения |
28,9 |
31,5 |
27,3 |
25,6 |
25,1 |
33,1 |
Жиры, г |
56,8 |
64,1 |
54,3 |
48,3 |
51,6 |
73,9 |
Углеводы, г |
353,3 |
441,2 |
337,6 |
316,9 |
228,1 |
351,7 |
Энергетическая ценность, ккал |
2236,7 |
2720,4 |
2138,4 |
1979,6 |
1581,1 |
2385,6 |
Набор продуктов питания
Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по восьми природно-климатическим зонам. Зонирование территории России сделано на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения.
При организации здорового питания рацион должен быть подобран так, чтобы отвечать индивидуальным особенностям организма человека с учетом характера его труда, половых и возрастных особенностей, климатогеографических условий проживания. Оценка потребности человека в пищевых веществах и энергии осуществляется по специальной технологии, включающей несколько элементов: изучение основного обмена; определение половых и возрастных различий, антропологических исследований, установление уровня энергозатрат, изучение потребления пищевых веществ, определение дополнительных потребностей.
С
учетом формулы сбалансированного
питания в 1992г. были разработаны
нормы физиологических
Набор основных пищевых продуктов («продовольственная корзина») для обеспечения здорового питания населения России, в среднем, кг/год на душу населения (по рекомендации Института питания РАМН)
Пищевые продукты |
Рекомендуемые |
Допустимые |
рациональные размеры |
(региональные) колебания | |
потребления |
||
Хлебопродукты |
ПО |
105-120 |
Картофель |
117 |
100-120 |
Овощи и бахчевые |
139 |
75-140 |
Фрукты и ягоды |
71 |
50-80 |
Сахар |
39 |
25-35 |
Мясопродукты |
78 |
45-80 |
Рыбопродукты |
23 |
10-30 |
Молочные продукты |
390 |
300-400 |
Яйца, шт |
291 |
250-300 |
Масло растительное |
13 |
9-13 |
Нормы
физиологических потребностей в
пищевых веществах и энергии -это
государственный нормативный
Последний
раз Федеральный закон “О потребительской
корзине в целом по РФ” был
принят в марте 2006 года, в нем она
претерпела незначительные изменения
в сторону увеличения мясопродуктов,
рыбопродуктов, молока и молочных продуктов,
яиц, фруктов и сахара при уменьшении
норм потребления хлебопродуктов и
картофеля.
«Продовольственная корзина ни в коем
случае не предназначена для того, чтобы
кто-то так питался, - рассказал доктор
медицинских наук, профессор НИИ питания
РАМН Александр Батурин. - Это всего лишь
экономический стандарт, который показывает,
что на относительно небольшие деньги
можно построить достаточно приличный
- по медицинским показателям - рацион,
в рамках которого можно обеспечить здоровье».
Специалисты Института питания
рассчитали “корзинные” нормы, исходя
из результатов проведенных
С
приходом рыночных отношений государство
прекратило контролировать и управлять
рядом социально значимых процессов
в обществе, в том числе управлением
и контролем приобретения товаров
народного потребления в
Энергетическая
ценность набора продуктов в странах
с развитой экономикой составляет более
3000 ккал/сут (данные ФАО/ВОЗ, 1992) Уменьшение
энергетической ценности до 2520ккал/сут
поставило Россию в один ряд с
развивающимися странами, имеющими проблемы
в снабжении населения
Концепция Государственной политики в области здорового питания на период до 2005-2010г. перед исполнительными органами власти в центре и регионах ставит задачу создания экономической, правовой (законодательной) и материальной базы, обеспечивающей:
1.
Производство в необходимых
2.Доступность пищевых продуктов для всех слоев населения.
3.Высокое
качество и безопасность
4.Обучение
населения принципам
5.Постоянное
наблюдение (мониторинг) состояния
питания и здоровья населения,
а также качества и
6.Создание
системы адресной помощи
Таблица 3.
Пищевые продукты |
Рекомендуе |
1997 |
2007 |
1997 к 2007 |
2007% к |
мая норма |
отклонения |
рекомендуемой | |||
(+; -) |
норме | ||||
Хлебопродукты, в |
117 |
119 |
117 |
-2 |
100 |
т.ч. импорт |
47 |
31 |
-16 |
||
Мясо и |
78 |
72 |
42 |
-30 |
54 |
мясопродукты в |
6 |
11 |
+5 |
||
т.ч. и импорт |
|||||
Рыба и |
23,7 |
20 |
8,4 |
-11,6 |
29 |
рыбопродукты |
|||||
Молоко и |
390 |
386 |
206 |
-80 |
53 |
молочные |
38 |
25 |
-13 |
||
продукты в т.ч. |
|||||
импорт |
|||||
Масло |
13 |
10,2 |
8,9 |
-1,3 |
68 |
растительное в т.ч. |
2 |
3,9 |
+1,9 |
||
импорт |
|||||
Яйца, шт |
291 |
297 |
224 |
-73 |
77 |
Сахар в т.ч. импорт |
38 |
47 |
34 |
-13 |
89 |
28 |
24 |
-4 |
|||
Картофель |
117 |
106 |
123 |
+17 |
105 |
Овощи и бахчевые |
139 |
89 |
79 |
-10 |
57 |
культуры в т.ч. |
12 |
11 |
-1 |
||
импорт |
|||||
Фрукты и ягоды в |
80 |
35 |
30 |
-5 |
37 |
т.ч. импорт |
15 |
14 |
-1 |
Выход из создавшейся ситуации один - это введение государственных прейскурантных цен на продукты продовольственной корзины. Производство основных продуктов питания и их сбыт должен жестко контролироваться государством (это может быть достигнуто введением определённых норм, правил , усиленного контроля за соблюдением их). Нарушители прейскурантных цен должны жестко наказываться, большими штрафами ,вплоть до уголовной ответственности. Для этого необходимо ввести определенные поправки в существующее законодательство.
2.1.Величина прожиточного минимума. Продуктовая корзина.
Величина прожиточного минимума представляет
собой стоимостную оценку натурального
набора продуктов питания, необходимых
для поддержания
Величина прожиточного минимума рассчитана на основе методических рекомендаций, утверждённых Министерством труда Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума рассчитывается по следующей формуле:
Cmini=Cfi +Cgi +Csi +Cti ,
где Cmini – величина прожиточного минимума i-той половозрастной группы населения;
Cfi – стоимостная оценка продуктового набора i-й половозрастной группы населения;
Cfi= ,
где Qji – норматив потребления j-ого продукта питания i-й половозрастной группы населения;
Pj – средняя цена j-го продукта питания;
Сgi – стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров i-той половозрастной группы населения;
Сsi – стоимостная оценка расходов на платные услуги i-той половозрастной группы населения;
Сti – расходы на налоги i-той группы населения;
Сgi si ti = Cfi (Kgi si ti = Ksi) ,
где Kgi si ti – показатели структуры прожиточного минимума i-й половозрастной группы населения;
i – принимает значения от 1 до 5;
j – принимает значение по числу товаров, цены на которые регистрируются для расчёта прожиточного минимума.
Расчёт величины прожиточного минимума в ценах отчётного периода производится в следующем порядке: стоимостная цена минимальной продовольственной корзины (Сfi) определяется по средним ценам продажи товаров предприятиями торговли всех видов собственности на основе регистрации цен на конкретные товары-представители. При расчётах используется минимальный норматив потребления продуктов питания (в среднем на душу, на год в кг)1.
Для расчёта прожиточного минимума рассчитывается набор из следующих 11 групп продуктов питания (см. приложение 1*).