Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:22, реферат
Цель работы – раскрыть особенности проблемы социализации современного российского общества.
Примечательно, что сходные признаки гражданской индифферентности у советской молодежи отмечались социологами накануне распада СССР. Так, данные социоло¬гического опроса С. Катаева, проведенного в 1989 г. среди студенчества, позволили исследователю сделать осторожный, но с долей оптимизма вывод: "Лишенная четких ориентиров, вызывающих доверие, мобилизующих на деятельность, молодежь вре¬менно приберегает свою активность до лучших времен" [2]. "Лучшие времена", кажется, настали, но молодежь по-прежнему "приберегает" свою активность. Каждый четвертый полагает такое проявление бесполезным, 27% объясняют свою пассивность недоверием к политикам, а 40,2% - "наличием более важных проблем".
Большая часть опрошенных (76,6%) предпочла бы реализовать свою активность в неполитических организациях. Основная форма таких организаций - так называемые тусовки, формирующиеся на основе общих интересов: спортивных, музыкальных и т.д. Произошла и переоценка ценностей. Так, популярный среди молодежи 80-х годов рок в 90-е годы потерял свой протестный характер и стал не столько выражением контркультуры, сколько проявлением социального инфантилизма, задержавшегося "подросткового статуса". В целом же спортивный фанатизм среди "тусовочной" молодежи стал преобладать над музыкальным. Толпы молодых людей в разноцветных шарфах, символизирующих преданность родной команде и опасное для правоохранительных органов единство, явно потеснили на стадионах фанатов рок-музыки. Тусовки становятся формой объединения молодежи, инструментом ее социализации, находясь вне сферы влияния (образовательного, культурного, воспитательного) государства и общества.
У этой категории молодежи формируются установки не на творческую само¬реализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культуры и труда. По данным Госкомитета РФ по делам молодежи, у молодых россиян к 1997 г. мастерство и профессионализм как факторы личностного самоопределения пере¬двинулись по сравнению с 1990 г. со 2-го места на 6-е, честность и принципиальность -с 3-го на 5-е место, а высокие показатели в работе - с 5-го на 8-е место. Развитие подобной тенденции приведет к дальнейшему разрушению трудовой мотивации, без которой немыслим цивилизованный рынок.
Нормативно-ценностная модель
западного цивилизованного
Жизнь показала, что выдвижение
подобного идеала творческой самореализации
в основу системы образования
и воспитания создает предпосылки
экономического подъема. К сожалению,
в молодежном сознании работа на производстве
не престижна, да и к тому же обесценена
постоянными невыплатами
Может быть, поэтому у современной молодежи формируется иная система ценностей, происходит их коренная переориентация. Как уже говорилось, в сфере трудовой мотивации молодежи преобладающее значение имеет материальная выгода. Так, по данным Б. Ручкина 59,9% из числа 17-летних, 65,3% из числа 24-летних и 64,4% - 31-летних признали, что "большая зарплата" была решающим мотивом при выборе места работы [5].
Ценностные и идейные ориентации молодежи, конечно, в немалой степени про¬изводное от того системного кризиса, который существует в России в последние годы и грозит стране катастрофой. Очевидно, что происходит разрушение человеческого потенциала в таких жизненно важных сферах общества, как промышленное произ¬водство и наука. Рабочие, техники, инженеры, научные работники, значительную часть которых составляет молодежь, из-за закрытия предприятий, отсутствия заказов, средств на сырье и оборудование или работают в неполную силу, или становятся безработными и переходят в другую сферу деятельности. Этой сферой в основном стала торговля. Огромное число "челноков" - свидетельство маргинализации мил¬лионов работников. В 1996 г. более 2 млн. 600 тысяч человек занимались "челночным" бизнесом (8 млн. торговали за определенный процент). Конечно, переход от высококвалифицированного труда в промышленности, науке к торгово-спекулятивному значительно сместил ценностные ориентиры молодежи, способствовал ее деградации.
Как показывают результаты опросов, проведенных С. Парамоновой, еще совсем недавно в сознании молодежи приоритетной была созидающая деятельность и высшей справедливостью считалась оплата по труду. Сегодня же престижной все больше становится активность по поводу обмена и потребления.
По данным опроса, проведенного социологами МГУ, в иерархии качеств, которым отдается предпочтение, позиция "быть образованным, духовно-богатым человеком" занимает в сознании 17-летних 10-е место (из 15), а у 24-летних - 12-е [5, с. 94].
М. Горшков, анализируя итоги социологического опроса, проведенного в конце 1998 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, приходит к выводу, что после августовско-сентябрьского экономического кризиса молодежь пострадала заметно меньше, чем старшие поколения. Однако в той же публи¬кации автор приводит данные о падении после кризиса доходов в социальных группах рабочих (в 3 раза), инженеров (2,7 раза), гуманитарной интеллигенции (в 3 раза), предпринимателей (в 3 раза), служащих (в 2,8 раза). Если иметь в виду, что молодежь в каждой из этих категорий составляет от 35 до 50%, то ее материальные потери весьма существенны. Но не менее существенны моральные потери - утрата пер¬спективы, разрушение жизненных планов, укрепившаяся неуверенность в завтрашнем дне. И как следствие, рост депрессивных настроений, размывание духовных и моральных ориентиров. Так общество "дикого капитализма" ударило по своему будущему - по молодежи.
Сегодня пути решения проблем
молодежи лежат не столько в совершенствовании
системы государственной
Социализация пожилых людей в современном российском обществе
Высокая доля лиц старшего
поколения в социальной структуре
российского общества и отрицательный
прирост населения все больше
обращает научный мир к проблемам
социализации на завершающем этапе
жизненного пути. Выявление социально-
Рост численности лиц старшего возраста наблюдается во многих странах, и отношение к этим людям далеко не однозначно. В Европе этот возраст называют «третьим». Петер Петерсон, рассматривая демографический сдвиг в Великобритании в сторону постарения общества в ближайшие десятилетия, называет его «седым рассветом». Сейчас каждый седьмой в развитых странах — человек старше 60 лет, через тридцать лет будет каждый четвертый. К 2030 г. доля лиц старше 60 лет будет составлять 33 % в Австралии и около 50 % в Германии. Число «старых стариков» (в возрасте от 85 лет) будет больше, чем «молодых стариков».
В мире сложилось спорное отношение к увеличению доли лиц пожилого возраста в общей численности населения общества. С одной стороны, западноевропейские ученые при оценках прогнозов развития общества с высокой долей лиц старшего возраста высказывают довольно мрачные прогнозы. Так, французские демографы А. Сови, Ж. Кало, германский демограф Б. Кацер считают, что с уменьшением доли трудоспособной молодежи в структуре работающего населения возможно снижение «гибкости экономической системы». Стареющее общество, по их мнению, консервативно, боится риска, нетерпимо к радикальным экспериментам, оно начнет отставать от более «молодых» обществ не только по технической оснащенности и экономическому благосостоянию, но и в интеллектуальном плане, в творческих достижениях.
С другой стороны, ряд ученых придерживаются принципиально противоположной позиции. Английский социолог А. Комфорт считает ошибочным мнение об иждивенческом положении пожилых граждан. Удалять их массово из состава рабочей силы, по его мнению, является серьезной ошибкой. Те, кто способен и желает работать, должны работать и получать за свой труд заработную плату. Причем исследователи отмечают, что увеличение удельного веса лиц старшего возраста в социальной структуре общества не вызывает автоматически отрицательного воздействия на экономику. Примером может быть Швеция, где доля лиц старше 65 лет составляет более 17?% (самая высокая в ЕС), тем не менее феномен старения общества не вызывает серьезных опасений. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких десятилетий Швеция проводила ряд мероприятий, направленных на улучшение положения пенсионеров с низкими доходами. Немецкие ученые Г. Шубнель, О. Нель-Бройнинг считают, что при достижении страной определенных экономических показателей, а именно при ежегодном росте ВВП примерно на 3—5 %, увеличение доли лиц старшего возраста перестает представлять какую-либо угрозу.
В Российской Федерации к
категории старшего поколения относятся
женщины старше 55 лет и мужчины
старше 60 лет в связи с нормативно
установленным пенсионным возрастом
по старости. Следующая возрастная
группа лиц именуется пожилыми людьми,
и третья — лица пожилого, старческого
и престарелого возраста. Всемирная
организация здравоохранения
В нашей стране этот возраст называют «периодом дожития», в общей численности населения страны число людей этого возраста составляет 22,7 %, в?Свердловской области — 27,5 %, несмотря на уменьшение общей численности населения области с 4 577,5 тыс. человек в 2000 г. до 4 399,7тыс. по состоянию на 01.01.2008 г.
Переход из зрелого трудозанятого возраста в пенсионный для многих россиян часто является кризисом, который влечет за собой новые проблемы и новый стиль жизни. Он может сопровождаться изменением занятости в трудовой сфере — главного источника существования, сменой социального окружения на семью, соседей и друзей, отходом от привычных социальных ролей и примирением с новыми. При переходе к новым социальным условиям начинается новый этап социализации со своими особенностями.
В научном мире отнюдь не все ученые признают феномен социализации лиц старшего возраста. Это связано с тем, что в процессе социализации индивид становится личностью, соответствующей требованиям и установкам, предъявляемым обществом для дальнейшей максимальной востребованности, самоактуализации, достижения высокого социального положения через профессиональную самореализацию. В обществе бытует мнение, что данный процесс играет бoльшую роль для молодого, вступающего в самостоятельную жизнь поколения. Социализация для молодых, физически крепких является процессом накопления знаний, навыков, жизненного опыта для предстоящей отдачи при вхождении в самостоятельную взрослую жизнь.
В отличие от них старшее поколение, прошедшее первичную и вторичную трудовую социализацию, являющееся хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, исторически как бы предназначено для осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым. Однако в современных экономических условиях перед представителями старшего поколения встает проблема приспособления и принятия норм и требований, предъявляемых рыночной экономикой, идущей вразрез с установками и правилами поведения, выработанными в ходе социализации этих людей на предыдущих ее этапах. Поэтому в обществе складывается стереотип старшего поколения, не способного в полную силу участвовать в трудовой деятельности, активно вступать в общественные отношения с другими социальными слоями общества и его социальными институтами и влиять на ход развития общественных процессов.
В этой связи некоторые ученые (А.?В.?Петровский, Н. В. Андренкова), занимающиеся проблемой социализации личности, изучая временные ее периоды и качественные признаки ее разных этапов, не рассматривают процесс социализации лиц старшего возраста.
Н. В. Андреенкова считает, что «социализация индивида как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для устойчивой интернализации комплекса норм, ролей, для выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т. д., т. е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности».
Другие специалисты (Г. М. Андреева, А. С. Гилинский, И. В. Солодовникова, В. А. Соколова) акцентируют свое внимание на социализации лиц старшего возраста, выделяя наряду с дотрудовым трудовой и послетрудовой этапы. Последний этап представители данного подхода называют также десоциализацией, считая его с момента прекращения трудовой деятельности. Сущность этого этапа авторы видят в том, что в этот период наблюдается свертывание выполняемых социальных функций и переход в пенсионный статус.
Среди российских ученых делается попытка анализа социализации на послетрудовом этапе как позитивного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, отмечают среди лиц старшего поколения совпадение наступления пенсионного возраста с наивысшим уровнем профессионализма и опыта (Л. А. Солдатова, Д. Г. Владимирова, М. Э. Елютина, М. В. Ермолаева. О.?В.?Краснова, Н. Г. Ковалева и др.).
В отличие от рассмотренных позиций, американский психолог Э. Х. Эриксон, автор теории стадиального формирования психосоциальной группой идентичности, выделил восемь стадий развития личности на протяжении всей жизни, для каждой из которых сформулирована своя задача. Восьмую стадию (старость) ученый подразделяет еще на четыре: 1) пожилой предпенсионный возраст, 2) период выхода на пенсию, 3) период стабильной старости, 4) долгожительство. Это разбиение на возрастные стадии условно и может дифференцироваться и уточняться в процессе развития общества. Согласно его кризисной теории личность проходит по жизни восемь психофизиологических и социальных кризисов. Переход в новую стадию своего качественного развития сопровождается изменением социальной среды, а соответственно новыми требованиями и установками. Это требует от личности усилий и работы над собой для усвоения новых правил жизни, идет осмысление и переделывание себя под условия социальной среды с целью полноценной идентификации с новым окружением для дальнейшей самореализации.