Социализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:22, реферат

Краткое описание

Цель работы – раскрыть особенности проблемы социализации современного российского общества.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

Второй - детство (от 3 до 6--7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего  ролевая. Ребенок учится, «примеривает»  на себя различные социальные роли - мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый  социальный институт социализации - дошкольное образовательное учреждение.

Третий этап охватывает период от 6-7 до 13-14 лет. В рамках этого этапа  происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих  особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя oнa часто продолжает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13-14 лет) и характеризуется известной  временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении  это завершение учения и переход  к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у  других - в 23-25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную  конкуренцию ей составляют досуговая  деятельность и общение. Завершается  половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.

В рамках именно этого этапа  происходит выбор профессии, способа  достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для  мировоззренческой рефлексии, адекватного  осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся - учреждений образования  и резко возрастающее -- социальной микросреды, товарищеского окружения.

Пятый этап охватывает временные  рамки функционирования социально  зрелой личности (от 20--25 до 35--40 лет). Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации - производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

Шестой этап связан с возрастным периодом от 35--40 до 55--65 лет, т.е. от времени  пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые  ученые придают этому этапу социализации чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт работы и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.

Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.

Наконец, завершающий, седьмой  этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в  процессе социализации может иметь  переключение человека на иные формы  деятельности, которые могли бы стать  для него доминантными и приносить  глубокую удовлетворенность.

На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может  приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание  идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась  никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние  человека, вызванное возрастом и  пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации. Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 232 с.

При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к  ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого  этапа характерна большая роль воспитательного  воздействия. Поэтому практически  в любом обществе социализация, протекающая  на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты  приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта  тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм. Как отмечают современные отечественные исследователи, «в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, при отсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности к уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности или разного видам отклоняющегося поведения». Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб., 1996 - 141 с.

В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что  вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного  воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя или целого института - религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств. Университет-среда социализации молодежи. Высшее образование в России. - 2006, №10 с 97-99.

В условиях спада производства и массовой безработицы, которой  охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем  социальным институтом, который направлен  на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той  группы, которая пополнит ряды управленческого  и интеллектуально-гуманитарного  слоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального  развития. Горяева Т.Н. Социализация молодежи. Аспирант и соискатель, №2, 2006 - 166 с.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который  осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и  чем больше социальных факторов вовлечено  в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Социализация детей в современной русской семье

 

Среди богатого и своеобразного  культурного наследия русского народа важное место занимают традиции, связанные  с социализацией детей в семье. Культура народа накладывает отпечаток  на семейный уклад жизни, а через  него на процесс вхождения детей  в мир взрослых. Отношения, возникающие  внутри семьи, оказывают значительное влияние на личностное развитие ребенка. Поэтому семья, как важнейшее  звено в социализации ребенка, представляет особый интерес для этнопсихологического исследования.

Поскольку культурные традиции семейного воспитания складывались веками, в педагогической культуре родителей воплощается накопленный  человечеством опыт воспитания детей  в семье. Они (культурные традиции) представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений, выработанные данной культурой. Именно в культурных традициях семейного воспитания находят отражение правила межличностного взаимодействия, которые передаются от родителей к детям. Таким образом, в культурных традициях народа закрепляются законы социального взаимодействия, на которые опираются взрослые члены  семьи в процессе социализации детей.

Изучение особенностей социализации детей в современных русских  семьях стало частью проекта «Кросс-культурное исследование семейной социализации детей дошкольного возраста, выполняемого при поддержке РГНФ. Результаты исследования показали, что среди современных русских семей достаточно высок процент неполных семьей. Каждый четвертый ребенок, воспитывается одним из родителей (как правило — мамой) и лишен, в большей или меньшей степени, воспитательного влияния отца. Социализация этих детей уже с дошкольного возраста характеризуется некоторой неполноценностью: у них отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной, на который могли бы ориентироваться в будущем.

 

Практически две трети  русских семей, а именно 62,5% являются нуклеарными, то есть семьями состоящими их двух поколений — родителей и детей. Следовательно, большинство детей, охваченных в исследовании, воспитываются в условиях нуклеарной семьи. Воспитательное влияние бабушек и дедушек в семьях такого типа значительно снижено. Одна треть семей, а именно: 37,5%, от общего числа опрошенных являются большими семьями, то есть семьями, состоящими из нескольких поколений родственников, живущих в одном доме. Соответственно, бабушки, дедушки и другие родственники оказывают гораздо больше воспитательного воздействия на ребенка.

Только у 25% обследованных  дошкольников из русских семей есть брат или сестра; 75% детей воспитываются  «в одиночестве». Это значит, что  примерно каждый четвертый из современных  детей имеет брата или сестру. Большинство детей воспитываются в окружении взрослых и практически лишены полноценного общения со сверстниками. Конечно, дети имеют возможность общаться со сверстниками в детском саду, на прогулках, но свободное время дома ребенок чаще всего предоставлен сам себе, особенно в нуклеарной, в том числе и благополучной семье.

 Очевидно, что современная  русской культура относится более  терпимо к нестандартным семьям. В то время как в традиционной  русской культуре неполная семья  являлась скорее исключением,  так как женщина была не  в состоянии содержать семью,  которой был необходим кормилец  в лице мужчины — отца.

В современной русской  культуре значительно возрос процент  неполных семей. Развод и рождение ребенка  вне брака в современной русской  культуре уже не являются аномальными  явлениями. К тому же значительно  уменьшилось количество семей, где  совместно живут несколько поколений  родственников. Постепенно утрачивается традиция «большой» семьи с несколькими  поколениями и главой.

Большинство, современных  русских детей воспитываются  в условиях нуклеарной семьи, в непосредственном взаимодействии с родителями. Другой характерной особенностью современной русской семьи является воспитание только одного ребенка. Возможно это обусловлено современной экономической ситуацией, но, тем не менее, социализация большинства современных детей дошкольного возраста протекает в условиях отсутствия важной сферы межличностного взаимодействия со сверстниками — взаимодействия сиблингами (братьями и/или сестрами). Традиционная русская семья отличалась большим количеством детей, где старшие присматривали за младшими, «примеряя» к себе роль взрослого воспитателя. Современные дети, будучи окружены только взрослыми членами семьи не «взрослеют» достаточно долго.

Если в русской традиционной семье прошлых веков, сытые дети были высшей ценностью для родителей, то для современных родителей  этого недостаточно, они хотят  дать детям больше, и соответственно более требовательно относятся  к своим возможностям. Может быть, именно этим объясняются несколько  субъективно сниженные оценки их собственного экономического благополучия.

В рамках нашего исследования выявлены основные интересы современных русских детей дошкольного возраста с позиции взрослых членов семьи. Для решения этой задачи мы предложили родителям ответить на вопрос: «Какие интересы у Вашего ребенка». Были предложены варианты ответов: настольные игры; машинки; куклы; компьютер; электронные игры; конструктор; лепка; рисование; танцы; пение; спорт, игры; ТВ, видео; другое.

Анализ интересов современных  детей-дошкольников выявил их значительную заинтересованность статичными видами деятельности (рисование, настольные игры, ТВ, видео), что не может способствовать гармоничному, здоровому развитию ребенка. По-видимому, это обусловлено современными условиями жизни: нуклеарная семья, имеющая одного ребенка, где взрослые члены семьи большую часть времени заняты различными делами, часто оставляет ребенка в одиночестве. Тогда он (ребенок), не имея возможности самостоятельно, без контроля взрослых общаться со сверстниками, вынужден искать и находить развлечения для себя одного.

Что касается разрешений и  запретов, принятых в семьях, 56,1% опрошенных родителей отметили, что в их семьях имеются противоречия по поводу разрешений и запретов ребенку, а 43,9% родителей  наличие подобных противоречий отрицают. Наличие в половине семей подобных противоречий, по нашему мнению, требует  специального анализа. С одной стороны, противоречия между родителями по вопросу  воспитания ребенка являются закономерными. Два взрослых человека (муж и жена), имеют неодинаковый личный опыт, они  воспитывались в семьях с разными  педагогическими традициями. Соответственно, между ними могут и будут возникать расхождения по вопросу воспитания ребенка. Отметим кстати, что возникающие в данном случае противоречия могут стать движущими силами формирования новой семейно-педагогической традиции. С другой стороны, если родители не находят внутренних сил позитивно решать возникающие противоречия, процесс социализации детей в семье из планомерного и поступательного превращается в стихийный. Это вредит и личностному развитию ребенка, и нарушает межличностные отношения в семье.

Информация о работе Социализация