Социализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:22, реферат

Краткое описание

Цель работы – раскрыть особенности проблемы социализации современного российского общества.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 70.45 Кб (Скачать)

Исследование общения  ребенка с членами семьи обнаружило, что наиболее часто по самым разным вопросам ребенок общается к маме. Именно мама является основным, самым  значимым взрослым для детей дошкольного  возраста. В русской семье с  подобными вопросами ребенок  обращается и к другим членам семьи: папе, бабушке, дедушке (в порядке  уменьшения значимости по результатам  анкетирования), но значительно реже. Однако, если учитывать что 98% анкет заполнено мамами (это было одним из условий обследования), можно предположить, что роль других членов семьи несколько выше, чем это отражено в результатах, представленных в статье. Лидирующая роль мамы в процессе социализации ребенка — дошкольника, тем не менее, остается очевидной. Это соответствует традиционным представлениям о социализации детей дошкольного возраста отраженных в русской культуре.

Анализ особенностей социальной среды, в которой воспитываются  дети дошкольного возраста из русских  семей, позволил сделать следующие  выводы. В современной русской культуре (по сравнению с традиционной) значительно возрос процент неполных семей. Если в традиционной культуре неполные семьи были нетипичным явлением, связанным чаще со смертью одного из родителей, то в современном мире, неполная семья не исключение, а скорее закономерность. В современной русской культуре развод и рождение ребенка вне брака становятся нормой. Если в традиционной культуре каждый взрослый член общества чувствовал себя обязанным ориентироваться на правила и нормы социума, то в современной мире человек имеет большую свободу выбора (не устраивают отношения в браке, решение проблем — развод). С одной стороны, это дает большую свободу взрослому человеку, если отношения в семье не складываются, их можно разорвать. С другой стороны, подобная позиция мешает гармоничному существованию как взрослых членов этой семьи, так и детей. Не видя перед собой образца межличностного взаимодействия, маловероятно, что ребенок сможет построить гармоничные супружеские отношения сам в будущем.

Если в традиционной русской  культуре основным типом семьи была большая семья, в которой совместно  живут несколько поколений родственников, то для современного общества это  не характерно. Современные русские  дети чаще воспитываются в условиях нуклеарной семьи, в непосредственном взаимодействии с родителями. Кроме того, типичным для современных русских семей стало рождение только одного ребенка. А значит, социализация детей в рамках межличностного взаимодействия со сверстниками, теряет очень важную сферу — общение и взаимодействие ребенка с сиблингами (братьями и/или сестрами). Отношения, возникающие между сиблингами, дают ребенку опыт, который невозможно заменить отношениями между ним и родителями.

Соответственно, и основные интересы современного ребенка-дошкольника  вращаются вокруг видов деятельности, которые ребенок может организовать сам, без участия партнера, взрослого  и сверстника.

 В современной русской  семье, как и в традиционной, самое важное место в жизни  ребенка дошкольного возраста  занимает мама. С ней он общается  чаще, чем с другими родственниками, с ней делится впечатлениями.

Таким образом, в современной  русской семье отчасти сохранены  культурные традиции по вопросу социализации детей, отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими  в нашей социокультурной формации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности социализации  молодежи

 

Многочисленные социологические  опросы последних лет выявляют общий  ценностный и нормативный кризис у молодежи. В ряде таких опросов  на протяжении последних десяти лет  принимает участие автор этих строк. Анализ результатов убеждает, что за прошедшее десятилетие  в молодежной среде произошли  сложные процессы, свидетельствующие  о переоценке культурных ценностей  предыдущих поколений, нарушении преемственности  в передаче социокультурного опыта.

На что же может опереться  молодежь в поисках своего самоопределения  и утверж¬дения себя в мире провозглашенных безграничных свобод и возможностей? С какой системой ценностей себя идентифицировать? На эти вопросы мы и пытались ответить, обращаясь к данным анкетного опроса молодежи, осуществленного весной 1998 г. НИИ КСИ СПБГУ под руководством профессора В.Т. Лисовского. Среди 2710 опрошенных из 20 городов 55% составляли студенты вузов; остальные категории: рабочие (12%), учащиеся школ (8,3%), курсанты военных вузов (2,5%), служащие (5,9%) и др. Основная часть опрошенных (84,7%) - молодые люди в возрасте от 16 до 23 лет.

Анализируя полученные результаты, мы исходили из предположения, что ценности и нормы, запечатленные в сознании молодого человека и выявленные в  процессе его самооценки, в целом  дают определенное представление о  том, как он соотносит себя с окружающей действительностью, имеет ли возможность  себя реализовать в ней и т.д. Большинство респондентов относятся  к той категории молодых, чье  детство, отрочество и юность совпали  со временем становления постсоветской  России. Это уже первое поколение  несоветской молодежи, у которой  представление о социализме как  о типе общественных отношений и  способе производства очень неопределенное или отсутствует вообще. Сторонниками социализма себя считают только 10% опрошен¬ных, а коммунизма - 5,7%. Правда, и у капитализма среди молодежи не так уж много почитателей - всего 20,4%. Более половины (52,2%) отдают предпочтение демо¬кратии. Это, на наш взгляд, осторожная, по существу нейтральная форма самоидентификации, позволяющая респондентам уйти от того, что, по их мнению, уже скомпрометировано исторически или еще не совсем утвердилось в настоящем. Как говорится, поживем - увидим. Этой заповеди следует более половины опрошенных (69,2%), которые полагают, что они способны менять свои убеждения, если последние не отвечают реальности. 27,5% опрошенных не склонны менять свои убеждения.

Реалии, с которыми сталкивается современная молодежь, в самом  деле весьма изменчивы. Изменчиво и отношение к ним со стороны молодых людей. Единственное, что пока не меняется в молодежном сознании, - это фетишизация рынка. Каж¬дый четвертый из опрошенных планирует организовать свое дело, и более половины (53%) - добиться материального благополучия. В целом 84% респондентов привлекает планово-рыночный путь развития экономики. Большинство отрицает нерыночный путь для России, планово-государственную экономику поддержали только 12,8%.

На чем же основывается отношение к рынку как к  абсолютной, универсальной ценности? Конечно, рыночные отношения расширили  возможности личности, разрушив идеологический диктат, подорвали власть традиции и дали простор широкому спектру  идей и ценностных ориентации, обеспечив  свободу их выбора. Но тут же возникло не для всех преодолимое препятствие в осуществлении предоставляемых рынком возможностей. Их реализация напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. Это обстоятельство, как показывает анализ, еще не стало фактом сознания молодежи. Ведь большая их часть иждивенцы: 62% опрошенных считают основным источником своего существования доходы родителей. Родители же зачастую стано¬вятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потреби¬тельских амбиций своих чад. Именно на этой почве, как представляется, возникают сейчас межпоколенческие противоречия. Неслучайно половина опрошенных полагает, что по своим взглядам на жизнь они отличаются от своих родителей, у 32% не совпадают с родителями идеалы и ценности, а у каждого пятого - образ жизни.

Что же касается будущего, то многие молодые люди надеются на избранную  ими профессию, хотя и очень страшатся  безработицы. В целом в оценках  и мнениях, касающихся предстоящей  работы, преобладает прагматический подход. Большинство опрошенных юношей и девушек (38,8%) полагает, что, хотя и  важен общественно полезный, творческий смысл трудовой деятельности, нельзя забывать и о заработке. Для каждого  десятого желаема любая работа, лишь бы она хорошо оплачивалась, для  каждого пятого труд будет иметь  жизненный интерес, если даст возможность  реализовать в первую очередь  свои личные интересы и планы. В поиске работы молодежь склонна полагаться в основном на себя (50,5%). Поэтому  для большей уверенности молодые  люди стремятся получить высшее образование (51,4%), овладеть иностранным языком (30,4%). компьютером (29,5%), приобрести навыки работы в бизнесе, умение правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики (27,7%), получить правовую подготовку (14,6%).

Каждый четвертый из опрошенных молодых людей планирует организовать после получения специальности  свое дело. В тройку самых престижных профессий, наряду с юридической  и экономической, молодежь уверенно включает специализацию менеджера  и предпринимателя (соответственно 16,6% и 27,7%). Настораживает тот факт, что 4,3% молодых людей включили в  этот перечень бандитизм и рэкет. Несколько успокаивает лишь то обстоятельство, что ни в одном из учебных заведений  страны подобным профессиям не обучают. Хотя, впрочем, слабое утешение - учит этому  сегодня сама жизнь.

Идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало -своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого - обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой. Неудивительно, что 18,1% опрошенных считают вполне для себя возможным участие в криминальных группировках, а 9,1% полагают, что сегодня это нормальный способ зарабатывания денег. У 12,7% молодых людей такое же отношение к проституции.

Поскольку процесс взросления наших респондентов проходил в обстановке ради¬кально меняющегося общества, подобное обстоятельство не могло не повлиять на формирование их мировоззренческих установок и ценностных ориентации. Например, с юношеским максимализмом они судят о бедности, не видя глубоких социальных причин, ее порождающих. По мнению 47,7% опрошенных, рост числа бедных в стране объясняется тем, что "эти люди плохо приспособились к жизни", 21% полагают, что они не избавились от старой идеологии, старых ценностей, а 18,2% опрошенных видят причину бедности в неумении воровать. Соответственно этой же оценочной шкале, но с обратным знаком, молодые люди объясняют жизненный успех богатых людей: 47,9% объясняют богатство способностью людей приспосабливаться к жизни, а 32,7% -умением воровать. Только каждый четвертый респондент склонен оценивать жизненный успех богатых как результат их исключительного умения работать.

Такая вполне реалистическая оценка причин обогащения вызывает лишь у 26,9% опрошенных стремление поддержать предложение об изъятии у "новых  русских" несправедливо нажитого состояния. Большая же часть респондентов или не поддер¬живает такое предложение (34,7%), или сознательно дистанцируется от этой пробле¬мы, полагая, что "меня это не касается" (35,9%). Иными словами, нет у большей части опрошенной молодежи стремления восстановить социальную справедливость. Тем самым она оправдывает имущественное неравенство, считая его вполне нормальным явлением, хотя и соглашается с тем, что в обществе "всем должны быть обеспечены более или менее равные стартовые возможности" (32,7%).

В окружающей жизни молодых  людей больше всего беспокоят: нестабильность (23%); материальные проблемы (20,3%), личные проблемы (21,4%); экология (19,2%); преступность (15%); равнодушие и жестокость (14,3%).

Молодежь во многом утратила "болевой порог" в восприятии темных и жестоких сторон жизни, а  потому несколько отстранение относится  к ним. Полагаясь в основном на себя или на друзей, молодые люди не надеются на государство. И даже в самые трудные моменты, - а каждый пятый из опрошенных признался в том, что за последние 2-3 года был жертвой преступления, - молодые люди не склонны доверять правоохранительным органам. Например, если их права нарушались, они обращались за помощью к друзьям (36,7%) или защищали свои права самостоятельно (30,3%). Только 15,8% респондентов обратились в суд, в милицию или прокуратуру.

Молодежь трезво оценивает  отношение власти и общества к  себе как безразличное или откровенно потребительское. 77% опрошенных полагает: "Когда нужно они вспоминают о нас". Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выжи¬вания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. Отсюда явно потребительское отношение к этим основополагающим ценностям.

Обобщая сказанное, рискнем  высказать предположение: за последние  годы в результате непродуманной  молодежной политики государства произошло  отторжение молодого поколения от тех  культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще  живет наш народ.

Сделала ли молодежь свой выбор  в пользу капитализма? Трудно ответить одно¬значно. Несомненно одно - у молодежи уже нет той социально-нравственной насто¬роженности к богатству вообще. Она обуржуазилась, а значит, вектор ее духовных устремлений, этос жизненных целей и ценностей противоположны этосу целей отечественной культуры, которая по природе своей всегда была антибуржуазной.

Человек вне культуры лишается смыслообразующих основ жизни. Неслучайно у 35,9% молодых людей возникали мысли о самоубийстве, а 42% опрошенных согласны с мнением, что современная молодежь деградирует. Наметившиеся тенденции к социо-культурному регрессу молодежи сегодня, к сожалению, не компенсируются госу¬дарственными мерами по улучшению качества ее жизни. Признание респондентами деградации значительной части своих сверстников (а, может быть, и самих себя) свидетельствует о негативной оценке ценностей своего поколения в сопоставлении с ценностями предшествующих. Современные молодые в основной своей массе (60,9% опрошенных) отрицают наличие у них идеала и на вопрос: "Кого вы считаете героем нашего времени?" 73,1% респондентов ответили: "нет такого".

А ведь самоопределение молодого человека осуществляется во многом через  сравнение, отождествление себя с неким  идеалом. Отсутствие такового и приводит к кризису идентификации, когда  человек, теряет осознание своего предназначения, в обществе. Такие состояния порождают  чувства неуверенности и тревожности, пси-хоматические синдромы, острые депрессии, психозы и ведут к разрушению биографии [1]. Отсутствие в молодежном сознании идеала зачастую замещается поклонением кумирам шоу-бизнеса или спорта - своеобразной "идологизацией". Это сопровождается фетишизацией сферы потребления престижных товаров и услуг.

Из-за отсутствия у государства  внятных и всеми поддерживаемых целей общественного развития, мобилизирующих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины. Она живет, "под собою не чуя страны", потеряв, а, может быть, еще не найдя свою причастность к ее прошлому и гражданскую ответственность за настоящее и будущее. Только половина опрошенных (49,8%) считают себя гражданами России, готовыми к реализации своих прав и обязанностей.

Информация о работе Социализация