Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:22, реферат
Цель работы – раскрыть особенности проблемы социализации современного российского общества.
Исследование общения
ребенка с членами семьи
Анализ особенностей социальной среды, в которой воспитываются дети дошкольного возраста из русских семей, позволил сделать следующие выводы. В современной русской культуре (по сравнению с традиционной) значительно возрос процент неполных семей. Если в традиционной культуре неполные семьи были нетипичным явлением, связанным чаще со смертью одного из родителей, то в современном мире, неполная семья не исключение, а скорее закономерность. В современной русской культуре развод и рождение ребенка вне брака становятся нормой. Если в традиционной культуре каждый взрослый член общества чувствовал себя обязанным ориентироваться на правила и нормы социума, то в современной мире человек имеет большую свободу выбора (не устраивают отношения в браке, решение проблем — развод). С одной стороны, это дает большую свободу взрослому человеку, если отношения в семье не складываются, их можно разорвать. С другой стороны, подобная позиция мешает гармоничному существованию как взрослых членов этой семьи, так и детей. Не видя перед собой образца межличностного взаимодействия, маловероятно, что ребенок сможет построить гармоничные супружеские отношения сам в будущем.
Если в традиционной русской
культуре основным типом семьи была
большая семья, в которой совместно
живут несколько поколений
Соответственно, и основные
интересы современного ребенка-дошкольника
вращаются вокруг видов деятельности,
которые ребенок может
В современной русской семье, как и в традиционной, самое важное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает мама. С ней он общается чаще, чем с другими родственниками, с ней делится впечатлениями.
Таким образом, в современной
русской семье отчасти
2 Особенности социализации молодежи
Многочисленные
На что же может опереться молодежь в поисках своего самоопределения и утверж¬дения себя в мире провозглашенных безграничных свобод и возможностей? С какой системой ценностей себя идентифицировать? На эти вопросы мы и пытались ответить, обращаясь к данным анкетного опроса молодежи, осуществленного весной 1998 г. НИИ КСИ СПБГУ под руководством профессора В.Т. Лисовского. Среди 2710 опрошенных из 20 городов 55% составляли студенты вузов; остальные категории: рабочие (12%), учащиеся школ (8,3%), курсанты военных вузов (2,5%), служащие (5,9%) и др. Основная часть опрошенных (84,7%) - молодые люди в возрасте от 16 до 23 лет.
Анализируя полученные результаты, мы исходили из предположения, что ценности и нормы, запечатленные в сознании молодого человека и выявленные в процессе его самооценки, в целом дают определенное представление о том, как он соотносит себя с окружающей действительностью, имеет ли возможность себя реализовать в ней и т.д. Большинство респондентов относятся к той категории молодых, чье детство, отрочество и юность совпали со временем становления постсоветской России. Это уже первое поколение несоветской молодежи, у которой представление о социализме как о типе общественных отношений и способе производства очень неопределенное или отсутствует вообще. Сторонниками социализма себя считают только 10% опрошен¬ных, а коммунизма - 5,7%. Правда, и у капитализма среди молодежи не так уж много почитателей - всего 20,4%. Более половины (52,2%) отдают предпочтение демо¬кратии. Это, на наш взгляд, осторожная, по существу нейтральная форма самоидентификации, позволяющая респондентам уйти от того, что, по их мнению, уже скомпрометировано исторически или еще не совсем утвердилось в настоящем. Как говорится, поживем - увидим. Этой заповеди следует более половины опрошенных (69,2%), которые полагают, что они способны менять свои убеждения, если последние не отвечают реальности. 27,5% опрошенных не склонны менять свои убеждения.
Реалии, с которыми сталкивается современная молодежь, в самом деле весьма изменчивы. Изменчиво и отношение к ним со стороны молодых людей. Единственное, что пока не меняется в молодежном сознании, - это фетишизация рынка. Каж¬дый четвертый из опрошенных планирует организовать свое дело, и более половины (53%) - добиться материального благополучия. В целом 84% респондентов привлекает планово-рыночный путь развития экономики. Большинство отрицает нерыночный путь для России, планово-государственную экономику поддержали только 12,8%.
На чем же основывается отношение к рынку как к абсолютной, универсальной ценности? Конечно, рыночные отношения расширили возможности личности, разрушив идеологический диктат, подорвали власть традиции и дали простор широкому спектру идей и ценностных ориентации, обеспечив свободу их выбора. Но тут же возникло не для всех преодолимое препятствие в осуществлении предоставляемых рынком возможностей. Их реализация напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов. Это обстоятельство, как показывает анализ, еще не стало фактом сознания молодежи. Ведь большая их часть иждивенцы: 62% опрошенных считают основным источником своего существования доходы родителей. Родители же зачастую стано¬вятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потреби¬тельских амбиций своих чад. Именно на этой почве, как представляется, возникают сейчас межпоколенческие противоречия. Неслучайно половина опрошенных полагает, что по своим взглядам на жизнь они отличаются от своих родителей, у 32% не совпадают с родителями идеалы и ценности, а у каждого пятого - образ жизни.
Что же касается будущего, то
многие молодые люди надеются на избранную
ими профессию, хотя и очень страшатся
безработицы. В целом в оценках
и мнениях, касающихся предстоящей
работы, преобладает прагматический
подход. Большинство опрошенных юношей
и девушек (38,8%) полагает, что, хотя и
важен общественно полезный, творческий
смысл трудовой деятельности, нельзя
забывать и о заработке. Для каждого
десятого желаема любая работа, лишь
бы она хорошо оплачивалась, для
каждого пятого труд будет иметь
жизненный интерес, если даст возможность
реализовать в первую очередь
свои личные интересы и планы. В поиске
работы молодежь склонна полагаться
в основном на себя (50,5%). Поэтому
для большей уверенности
Каждый четвертый из опрошенных
молодых людей планирует
Идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало -своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого - обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой. Неудивительно, что 18,1% опрошенных считают вполне для себя возможным участие в криминальных группировках, а 9,1% полагают, что сегодня это нормальный способ зарабатывания денег. У 12,7% молодых людей такое же отношение к проституции.
Поскольку процесс взросления наших респондентов проходил в обстановке ради¬кально меняющегося общества, подобное обстоятельство не могло не повлиять на формирование их мировоззренческих установок и ценностных ориентации. Например, с юношеским максимализмом они судят о бедности, не видя глубоких социальных причин, ее порождающих. По мнению 47,7% опрошенных, рост числа бедных в стране объясняется тем, что "эти люди плохо приспособились к жизни", 21% полагают, что они не избавились от старой идеологии, старых ценностей, а 18,2% опрошенных видят причину бедности в неумении воровать. Соответственно этой же оценочной шкале, но с обратным знаком, молодые люди объясняют жизненный успех богатых людей: 47,9% объясняют богатство способностью людей приспосабливаться к жизни, а 32,7% -умением воровать. Только каждый четвертый респондент склонен оценивать жизненный успех богатых как результат их исключительного умения работать.
Такая вполне реалистическая оценка причин обогащения вызывает лишь у 26,9% опрошенных стремление поддержать предложение об изъятии у "новых русских" несправедливо нажитого состояния. Большая же часть респондентов или не поддер¬живает такое предложение (34,7%), или сознательно дистанцируется от этой пробле¬мы, полагая, что "меня это не касается" (35,9%). Иными словами, нет у большей части опрошенной молодежи стремления восстановить социальную справедливость. Тем самым она оправдывает имущественное неравенство, считая его вполне нормальным явлением, хотя и соглашается с тем, что в обществе "всем должны быть обеспечены более или менее равные стартовые возможности" (32,7%).
В окружающей жизни молодых людей больше всего беспокоят: нестабильность (23%); материальные проблемы (20,3%), личные проблемы (21,4%); экология (19,2%); преступность (15%); равнодушие и жестокость (14,3%).
Молодежь во многом утратила
"болевой порог" в восприятии
темных и жестоких сторон жизни, а
потому несколько отстранение
Молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. 77% опрошенных полагает: "Когда нужно они вспоминают о нас". Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выжи¬вания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. Отсюда явно потребительское отношение к этим основополагающим ценностям.
Обобщая сказанное, рискнем высказать предположение: за последние годы в результате непродуманной молодежной политики государства произошло отторжение молодого поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет наш народ.
Сделала ли молодежь свой выбор в пользу капитализма? Трудно ответить одно¬значно. Несомненно одно - у молодежи уже нет той социально-нравственной насто¬роженности к богатству вообще. Она обуржуазилась, а значит, вектор ее духовных устремлений, этос жизненных целей и ценностей противоположны этосу целей отечественной культуры, которая по природе своей всегда была антибуржуазной.
Человек вне культуры лишается смыслообразующих основ жизни. Неслучайно у 35,9% молодых людей возникали мысли о самоубийстве, а 42% опрошенных согласны с мнением, что современная молодежь деградирует. Наметившиеся тенденции к социо-культурному регрессу молодежи сегодня, к сожалению, не компенсируются госу¬дарственными мерами по улучшению качества ее жизни. Признание респондентами деградации значительной части своих сверстников (а, может быть, и самих себя) свидетельствует о негативной оценке ценностей своего поколения в сопоставлении с ценностями предшествующих. Современные молодые в основной своей массе (60,9% опрошенных) отрицают наличие у них идеала и на вопрос: "Кого вы считаете героем нашего времени?" 73,1% респондентов ответили: "нет такого".
А ведь самоопределение молодого
человека осуществляется во многом через
сравнение, отождествление себя с неким
идеалом. Отсутствие такового и приводит
к кризису идентификации, когда
человек, теряет осознание своего предназначения,
в обществе. Такие состояния порождают
чувства неуверенности и
Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей общественного развития, мобилизирующих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины. Она живет, "под собою не чуя страны", потеряв, а, может быть, еще не найдя свою причастность к ее прошлому и гражданскую ответственность за настоящее и будущее. Только половина опрошенных (49,8%) считают себя гражданами России, готовыми к реализации своих прав и обязанностей.