Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 17:05, реферат
В данной работе мы проанализируем специфику, особенности и проблемы социализации молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе.
Введение………………………………………………………………..................4
1. Теоретические аспекты социализации……………………………..................5
1.1 Основные положения теории социализации..................................................5
1.2 Фазы социализации...........................................................................................7
1.3 Основные подходы к периодизации социализации.....................................10
2. Социализация молодежи в современном российском обществе……..........14
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи……..............14
2.2. Механизм социализации молодых людей………………………...............18
2.3. Проблемы социализации молодежи в современном
Российском обществе……………………………………………………...........20
2.4. Пути решения основных проблем социализации молодежи....................25
Выводы..……………………………………………………...……….................32
Список используемой литературы……………………………….…............34
4. Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии:
Проблема «вуз-армия-рынок» состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.
В качестве возможных путей решения можно предложить разработать на муниципальном уровне через департамент занятости населения специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы могли бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии.
Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами.
5. Проблема недостатка рабочих мест определённой специальности:
В настоящее время молодёжь стремится получить престижную и высокооплачиваемую профессию. Например, такую как экономист, юрист, журналист и прочие. И после окончания учебного заведения сталкивается с трудностями трудоустройства. Ведь с каждым годом специалистов в данных областях становится всё больше и больше. Поэтому каждому последующему выпускнику экономического или юридического факультета труднее устроится, чем предыдущему, так как спрос на данные трудовые ресурсы уменьшается, а предложение растёт. Чего нельзя сказать, например, о профессии учителя: в данном случае спрос превышает предложение и выпускникам педагогических учебных заведений устроиться на работу легче. Но данная профессия низкооплачиваемая, поэтому желающих получить ее мало. Для того чтобы решить эту проблему необходимо, прежде всего, обратить внимание на неё государству. Принять меры для вовлечения молодёжи во все сферы трудовой занятости.
Также серьезная проблема молодых сегодня в России, создающая демографическую проблему — дороговизна жилья, его недоступность для граждан именно в ту пору, когда подходит время строить семью и растить детей. Государство развивает ипотеку, но для того, чтобы взять кредит, нужно иметь высокий доход и нужно скопить приличную сумму. Доступно это единицам.
Возможно решение данной проблемы путем объединения молодых семей в жилищный строительный кооператив, который сам, без привлечения посредников строит частные дома, в котором эти семьи и получают собственное жилье. В этом случае отсутствие материального интереса застройщика позволяет продавать жилье не по рыночной цене, а по себестоимости. В то же время, со стороны государства необходимо предоставление льгот для таких кооперативов в виде бесплатного выделения земли и льготного налогообложения. Под такое строительство становится реальным брать кредит даже для небогатых молодых семей.
При наличии политической воли со стороны государства этот проект будет успешно реализован и может быть взять на вооружение инициативными группами молодёжи по всей стране.
Интегрированным инструментом для решения проблем молодежи является сильная государственная молодежная политика, представляющая собой деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.
В
условиях модернизации общества и растущих
требований к человеческому капиталу
государственная молодежная политика
должна стать инструментом развития и
преобразования страны. Это требует от
всех участников процесса социального
становления молодежи и самой молодежи
разработки и последовательной реализации
подходов, ориентированных на прямое вовлечение
молодых людей в решение собственных проблем
и общенациональных задач. Задачи государственной
молодежной политики такого масштаба
могут быть решены только посредством
применения проектного и сетевого подхода,
формирования системы общенациональных
молодежных проектов, понятных и востребованных
в молодежной среде и обществе.
Выводы
Обобщив вышесказанное можно сделать вывод, что одним из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений является социализация детей и молодежи. Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация - процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.
Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Можно выделить следующие особенности социализации российской молодежи на рубеже веков с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающими предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишь складывающейся, вариативной, стратифицированной): трансформация основных институтов социализации; регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.
При всей тяжести социально-экономического положения юношества нельзя не видеть и общие позитивные результаты воздействия «перестройки» и «реформ» на молодое поколение. Главное достижение постсоветского периода - обретение молодежью свободы как необходимое условие плодотворной деятельности, самоутверждения каждого молодого человека и всей социально-демографической группы (молодежь получила экономическую свободу, свободу политических убеждений, свободу гражданских убеждений, свободу вероисповедания).
Можно сделать вывод, что значительная часть молодежи вписалась в программу экономического развития, вносит вклад в ее развитие. Это проявляется сквозь не всегда очевидный, но от того не менее значимый результат перемен, которые вносятся в общественные отношения. Молодежь составляет важнейший источник формирования новых структур и слоев негосударственного сектора экономики (41-43% старших категорий молодежи), в процессе постепенного «омоложения» руководящей элиты общества, в той «молодежной волне» 30-40-летних, пришедших в политику, банки, предпринимательство, бизнес самого высокого уровня; в том, что система ценностей развивающегося предпринимательского слоя, ее ориентиры становятся все более привлекательными для значительной части подрастающего поколения (доля сумевших открыть свое дело колеблется от 2,5 до 3,5% от общего количества молодежи, а изъявляют желание заняться бизнесом до 55% из числа опрошенных). Вместе с тем молодые бизнесмены становятся фактором "выращивания" и отбора высшего слоя предпринимателей, роста численности среднего класса. Все в большей степени экономическая активность молодежи реализуется в сфере новых экономических отношений - в торговле, посредничестве, бытовых услугах.
У большинства установки на патерналистскую опеку государства и общества видоизменились, превратившись в ориентации на собственную самостоятельность. В их сознании работают ценности, характерные для частного, приватного человека, - надежда на себя, свои силы, на свой дом, семью. Именно расчет на личную инициативу и активность, как показывает мировой опыт, реально развивает рынок. Исследования показывают, что происходит становление рыночных стандартов поведения (экономическая свобода действий, предприимчивость, способность к риску
На
передовых и ответственных
Список
используемой литературы:
1. Горяева Т.Н., Социализация молодежи /Т. Н. Горяева //Аспирант и соискатель – №2. - 2006 г.
2. Кравченко А.И., Социология/ А.И. Кравченко // Питер - 2008
3. Минзарипов, Р..П. Университет-среда социализации молодежи/ Р.П. Минзарипов// Высшее образование в России. – №10. - 2006
4. Емчура, Е.В. Современная молодежь и каналы ее социализации. / Е.В. Емчура/ Вестник московского университета. // Серия 18. - Социология и политология. № 3. - 2006.
5. Топилина, Е.С., Особенности социализации молодого поколения в современной России. / Е. С. Топилина./ Гуманитарные и социально-экономические науки. //№3. - 2006.
6. Боголюбов Л. Н. Человек и общество. Обществознание/ под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой./ Учеб. для учащихся 10 кл. общеобраз. Учреждений./ 7-е изд// - М.: Просвещение. - 2008.
7. Ковалева, А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы /А.И. Ковалева, В.А. Луков // - М.: Социум.- 1999.
8. Материалы официального сайта государственной статистики// http://www.gmcgks.ru/
9. Красновский, И.М./Год карьерных волчат/ И.М. Красновский// Советская Россия –
№9 - 2009.
10. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности/ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая/ - М.: Проспект, 2001.
11. Касьянов, В.В., Нечипуренко, В.Н., Самыгин С.И. Социология/ Ростов-н/Д - 2000г.
12. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений /- 5-е изд., испр. и доп./ - М.: Аспект Пресс, 2002.
13.
Уровень безработицы в России
в феврале 2010 г– Росстат (http://www.prime-
14.
Официальный сайт молодежной общественной
палаты (http://www.molpalata.ru/
15. Артемьев, А. И. Социология личности / А. И. Артемьев. – М. : АрбаТ – XXI – 2001г.
16. Борцов, Ю. С. Общность и личность / Ю. С. Борцов // Социология : учеб. Пособие/ Ростов-н/Д : Феникс - 2002
17. Волков, Ю. Г. Социальное формирование личности / Социология. – 2-е изд.– Ростов-н/Д : Феникс, 2005.
18. Ермаков, П.Н., Лабунская, В.А. Психология личности : учеб. пособие / П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской.– М. : Эксмо - 2008
19. Смирнов, П.И. Социология личности: учебное пособие / П.И. Смирнов. – СПб. - 2001г.
20.
Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ
«Об ограничении курения табака» (с изменениями
на 22 декабря 2008 года).
Приложение 1
Структура безработного населения на февраль 2010 г.
Занятость
молодежи 15-19 лет
на февраль 2010 г.
Занятость молодежи 20-24 лет на февраль 2010 г.
Информация о работе Социализация молодежи в современном российском обществе