Социализация молодежи в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 17:05, реферат

Краткое описание

В данной работе мы проанализируем специфику, особенности и проблемы социализации молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..................4
1. Теоретические аспекты социализации……………………………..................5
1.1 Основные положения теории социализации..................................................5
1.2 Фазы социализации...........................................................................................7
1.3 Основные подходы к периодизации социализации.....................................10
2. Социализация молодежи в современном российском обществе……..........14
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи……..............14
2.2. Механизм социализации молодых людей………………………...............18
2.3. Проблемы социализации молодежи в современном
Российском обществе……………………………………………………...........20
2.4. Пути решения основных проблем социализации молодежи....................25
Выводы..……………………………………………………...……….................32
Список используемой литературы……………………………….…............34

Файлы: 1 файл

Прыткова А.В. социализация молодежи.doc

— 834.00 Кб (Скачать)

Приложение  № 3.

К Положению  об Олимпиаде.

МОЛОДЁЖНЫЙ  СОЮЗ ЭКОНОМИСТОВ  И ФИНАНСИСТОВ

Ставропольский  край №_______

            (полное  название региона)   (поле заполняется при регистрации работы). 

КОНКУРСНАЯ  РАБОТА   №_______

                                                      (поле заполняется  при регистрации работы).

Ежегодная Всероссийская Олимпиада

развития  Народного хозяйства России. 

«Социализация молодежи в современном российском обществе»

(полное  название работы)

Номинация № «60» название «Управленческое, экономическое и финансовое обеспечение молодёжной и семейной политики в России» 

Автор: Прыткова Анжелика Викторовна

            (Фамилия, имя,  отчество – ПОЛНОСТЬЮ!!!)

      Федеральное государственное  общеобразовательное  учреждение высшего  профессионального  образования «Ставропольский  государственный  аграрный университет»

            (название вуза  – ПОЛНОСТЬЮ!!!)

      Курс  3.

      Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

                        (название будущей  специальности по диплому).

Адрес автора: : Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, дом 277б, кв. 47.

            (указывается адрес,  посредством которого будет осуществляться обратная связь с автором).

                тел: (8-962) 4270263 e-mail: djvitos2010@yandex.ru

          http:// _____________________________ ICQ: ______________ 

Научный руководитель: Погорелова Ирина Викторовна

                            (Фамилия, имя,  отчество – ПОЛНОСТЬЮ!!!)

                  ________________________________________________

            (Учёная степень,  учёное звание научного руководителя  – ПОЛНОСТЬЮ !!!).

                  ________________________________________

                  (Место постоянной работы).   

Контактные координаты: ________________________________________

                        (Просим указать  контактные координаты, удобные  для общения). 

Практический  руководитель: ________________________________________

                            (Фамилия, имя,  отчество – ПОЛНОСТЬЮ!!!)

                  ________________________________________________

            (Учёная степень,  учёное звание научного руководителя  – ПОЛНОСТЬЮ !!!).

                  ________________________________________

                  (Место постоянной  работы).   

Контактные координаты: ________________________________________

                        (Просим указать  контактные координаты, удобные  для общения). 

Ставрополь

(название  населённого пункта, где подготовлена  работа).

2010 г. 
 

      Содержание:

        Введение………………………………………………………………..................4

      1. Теоретические аспекты социализации……………………………..................5

      1.1 Основные положения теории социализации..................................................5

      1.2 Фазы социализации...........................................................................................7

      1.3 Основные подходы к периодизации социализации.....................................10

      2. Социализация молодежи в современном российском обществе……..........14

      2.1. Каналы социализации современной российской молодежи……..............14

      2.2. Механизм социализации молодых людей………………………...............18

      2.3. Проблемы социализации молодежи  в современном

      Российском  обществе……………………………………………………...........20

      2.4. Пути решения основных проблем социализации молодежи....................25

      Выводы..……………………………………………………...……….................32

           Список используемой литературы……………………………….…............34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  основных терминов (понятий), используемых в работе. 

      Социализация 

      1. Процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой – они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека.

      2. Саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется

      Адаптация - с точки зрения социологии, процесс приспособления человека к условиям социальной среды.

      Интериоризация (интернализация) (фр. intériorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний)

      1. Формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

      2. Сущностное, глубинное включение индивида в общественные процессы, процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.

      Субкультура – (от лат. sub - под, около и cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание)

       1. Система ценностей, установок  моделей поведения, жизненного  стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

      2. Совокупность некоторых, негативно  интерпретированных норм и ценностей  традиционной культуры, функционирующих  в качестве культуры преступного  слоя общества. 
 
 
 
 
 

      Введение

      Анализ  проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения  понятия «молодежь». На наш взгляд, молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации. [1]

      Проблематика  данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

      Актуальность  данной темы, на наш взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится крайне востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.

      В данной работе мы проанализируем специфику, особенности и проблемы социализации молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе. 
 
 
 
 
 
 

      1. Теоретические аспекты социализации

      1.1 Основные положения теории социализации 

      Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

      Существует  два наиболее выраженных взгляда  на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средойВ этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой – они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется [10].

      Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией  можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностяхСоциализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это – один аспект социализации.

      Второй  аспект касается характеристики ее как  существенного элемента социального  взаимодействия, предполагающего; что  люди хотят изменить свой собственный  имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности [11].

      Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры [12].

      Таким образом, можно сделать вывод, что  социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной  стороны, усвоение индивидом социального  опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

      Следует сказать также, что одним из важнейших  в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Фазы социализации

      Фазы  имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе  социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника – члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.

Информация о работе Социализация молодежи в современном российском обществе