Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

Так или иначе, общество воздействует на человека, и это влияние нельзя не учитывать. Социализация и есть воздействие на личность среды, общества. Причем воздействие это хотя и недостаточно, но абсолютно необходимо для становления личности. Однако, отражаясь в гуманистической, или понимающей, социологии, процесс социализации меняет субъекта, практически устраняется общество, оно «лишается права» участвовать в воспитании человека. Выход из данного тупика обозначается при отказе от расширительной трактовки понятия «социализация», которая предполагала поглощение всех формирующих личность влияний. Общество играет огромную роль в воспитании личности, однако оно не является универсальным воспитателем, социализация не более атрибут системы воспитания, чем самовоспитание.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1 Личность и основные факторы ее развития…………………………....6
2 Сущность процесса социализации личности…………………………7
3 Этапы социализации..…………………………………………………..11
4 Групповой опыт……..…………………………………………………..19
5 Уникальный индивидуальный опыт……………………………….…25
6 Роль культуры в социализации личности……………………….…...26
Заключение……………………………………………………………......30
Практическое задание……………………………………..……………...32
Список литературы………………………………………….……………36

Файлы: 1 файл

Социалогия.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процесс социализации,  хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой  бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

Духовный компонент  является определяющим в социализации человека, что позволяет рассматривать эту отрасль социологической науки в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

Каждое общество ценит  определённые личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. Например, в американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в то время как в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Поэтому американцы обычно с уважением относятся к прославленным спортсменам, астронавтам. Индийцы же склонны с почтением относиться к религиозным или политическим деятелям, выступающих против насильственных методов (например, Махатма Ганди).

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие интеракцией людей. Некоторые нормы представлены в  законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. Определённые нормы считаются более важными, чем другие: нарушение закона, запрещающего убийство, опаснее для общества, чем превышение установленной предельной скорости. Однако большинство норм вообще не отражено в законах. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий и норм: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым или инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей  влияют не только нормы. Огромное воздействие  на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы так же высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. Противоречивые идеалы сосуществовать: американцы придают важное значение овладению знаниями во имя развития науки и поддерживают такие организации, как Национальный Научный Фонд; в то же время они считают, что знания должны приносить практическую пользу, поэтому они аплодируют, когда Сенат вручает орден Золотого Руна учёным, изучающим предметы, по его мнению, не интересные или бесполезные.

Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация – двухсторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.

 

 

 

Заключение

 

Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных  структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным окружением и деятельностью, вначале  через общение с родителями, а  затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.

Социализация личности – это процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек  не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность человека, осуществляется экстериоризация и объективизация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Личность формируется  и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств  ее жизни и деятельности, а также  при ее непосредственном участии  в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитее субъектности происходят под влияние социальных обстоятельств. Процесс социализации личности – основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности.

Именно в процессе социализации у личности возникают  соответствующие отношения к  социальным фактам и в целом к  окружающему миру, избирательность  в восприятии и оценке фактов и  событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего  его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразовании.

 

Практическое задание

 

1. Необходимость  социализации обусловлена:

- биологической конституцией  человека;

- необходимостью обеспечить  целостность общества и общественный  порядок;

- необходимостью обеспечить  «пригодность» индивида к жизни  в обществе.

Исключить неправильное суждение.

 

Ответ:    Необходимость социализации обусловлена необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок.

 

2. Выберите  из перечисленных функций те, которые выполняют социализацию  в обществе:

 

- введение индивида  в мир культуры данного общества;

- контроль за распределением  материальных ресурсов в обществе;

- создание условий  для эффективной совместной деятельности  людей;

- создание норм социальной стабильности и порядка.

 

Ответ:   Введение индивида в мир культуры данного общества;

               создание норм социальной стабильности  и порядка.

 

 

 

 

 

3. В 1920 г. в Индии были найдены две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 м. прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов.

Подумайте, о  чем свидетельствует судьба таких  детей, оказавшихся в изоляции и  сумевших выжить.

Что существенно  важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей?

 

Ответ:   Такие дети не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Она представляет собой такой процесс, который не поддается искусственному управлению. Социализация должна начинаться в детстве, когда формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации.

Психологи утверждают, что возраст примерно в 7-9 лет являет собою некий критический порог. К этому возрасту ребенок усваивает до 50% того объема информации, который ему предстоит усвоить в течение всей его жизни.

Активно общаясь с «сородичами» по волчьей стае, девочки приобрели достаточно завершенную психику волка. Именно потому и оказалась невозможной ресоциализация: социальные требования нового окружения оказались не в состоянии вытеснить слишком прочно закрепившиеся в психике поведенческие и адаптивные стереотипы животного, не имевшие практически ничего общего с нормами и ценностями человеческого общества вообще.

Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту. В том случае, если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно.

Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически  не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с  другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.

 

4. Объясните  с точки зрения социализации, почему пожилые люди испытывают  больший дискомфорт в современном  обществе, чем молодые?

 

Ответ: Пожилой возраст – такая стадия в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения. Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Нравственная система современной цивилизации отдаёт предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной старомодной старости.

Все эти ценности вместе с верой в собственные силы, автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интерализацией новых ролевых  функций. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей.

Социальная активность является мерой социальной деятельности и её целью является реализация интересов  обществ, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности.

С выходом на пенсию у  пожилого человека неизбежно возникает  целый ряд проблем, связанных  не только с изменением величины доходов, но и с привыканием к новому социальному статусу, приспособлением материально-вещевой среды к снижающим физическим возможностям, возникновением необходимых бытовых трудностей.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:

ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М., 2000.

3. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – М., 1999.

4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.

Социология: Учебник/Под  ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.

5. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество. Проблемы социализации индивида. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.

6. Кон И.С. Социология личности. – М., Изд-во политической литературы, 1967.

7. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. – Вып.3. – М., 1970.

8. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2003. – 471 с.

9. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2003. – С. 327-349.

Информация о работе Социализация личности