Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
В состав малой группы могут входить от 3 до 30 человек. При большом количестве людей группа разбивается на подгруппы.
являются подгруппы:
55. Социальные и этнические общности.
Под социальной общностью понимают – большую группу людей объединенных социальной связью. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие одинаковый статус, культурные запросы, этнические признаки.
Этническая общность (кровнородственная) – группа людей, связанных общим происхождением и длительным совместным существованием.
К ним относятся: племя, клан, народность, нация, семья, род. Все они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой является семья.
Семья – наименьшая кровно-родственная группа людей, связанных единым происхождением.
Несколько семей, вступающих в союз, образуют - род.
Объединяясь между собой, рода образуют - клан (кланы сохраняют общую собственность на землю, кровную месть).
Объединившись, кланы, образуют – племя.
Племя – более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов (у них есть: язык, диалект, территория, вождь, общие церемонии). В ходе цивилизации на первый план вышли социальные связи между людьми, племя сменяет другой тип общности – народность, а её в свою очередь нация.
Народность – этническая общность, стоящая между племенами и нацией.
Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
56. Социальная организация. Типы организаций.
социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.
Социальная организация всегда соответствует следующим критериям:
В типологии организаций наиболее отчетливо выделяются два основных типа: формальная организация и неформальная. Их отличает друг от друга степень формализации существующих в ней связей и взаимодействий.
Для этого типа организации характерно:
1) незапланированность возникновения (спонтанность);
2) параллельное
существование и
3) не
служебное содержание
Социальная
структура формальной организации,
с социологической точки
57. Теория бюрократии М. Вебера.
М. Вебер (в 1946 году) выделил 7 основных характеристик бюрократии внутри организации:
По Веберу, положительным в бюрократии является:
Отрицательным:
58.
Социальный институт
и процесс институционализации.
социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности.
По мнению ученых, самый ранний социальный институт – семьи. Он возник вследствие формирования первых социальных норм, регулирующих сексуальные отношения внутри общины.
Для возникновения и развития социального института необходимые условия:
Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации определил Г. Ленский:
Институционализация может осуществляться двумя путями:
Т.Парсонс Он выделял два источника изменения социальных институтов:
59. Явные и латентные функции / дисфункции социального института/.
Функция – т.е. польза, которую приносит обществу институт (достижение целей, решение задач, оказание услуг).
Если институт помимо пользы наносит вред обществу – это дисфункция.
Явные функции закреплены в документах и официально заявлены для того или иного института.
Латентные функции институтов осуществляются в реальности и не всегда совпадают с явными.
60. Функции и признаки основных социальных институтов общества..
Институты | Функции | Основные роли | Физические черты | Символические черты |
семьи и брака | репродуктивная, воспитательная | отец, мать | дом, обстановка | кольца, обручение, контракт |
экономические | добывание пищи, одежды, жилья | работодатель, наемный, покупатель, продавец. | фабрика, офис, магазин | деньги,
торговля, марка |
политические | поддержание законов, правил и стандартов | законодатель, субъект права | общественные здания и места | кодекс,
флаг |
образование | социальное приобщение к базисным ценностям и практикам | учитель, ученик | школа, институт, академия | диплом,
степень, аттестат |
религиозные | углубление веры, соборные отношения | пастор, прихожанин, монашка | собор, костел, церковь | крест, алтарь, библия, коран |
61. Социальная стратификация. Четыре оси координат стратификации.
Стратификация – иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества.
Стратификация
почти отсутствовала в
Каждая страта (слой) объединяет в себе людей, которые имеют приблизительно одинаковые доходы, образование, престиж, власть.
Стратификация имеет четыре оси координат (линейки стратификации), которые расположены вертикально и рядом друг с другом: доход, власть, образование, престиж.
Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный интервал времени (месяц, год).
Доходы, как правило, тратятся на поддержание жизни. Если они высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
Богатство – накопленные доходы, количество наличных или вещественных денег.
Именно богатство и доходы создают экономическое неравенство в обществе.
Образование - измеряется числом лет обучения в государственном или негосударственном образовательном учреждении.
Власть - измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение.
Суть власти – заключается в способности навязывать свою волю, вопреки желанию людей. Власть в сложном обществе институционализирована, т.е. охраняется законом, окружена привилегиями. Поэтому люди, обладающие в обществе тем или иным видом власти – политической, экономической, религиозной, - составляют институционализированную элиту.
Три шкалы стратификации (доход, образование, власть) – имеют объективные единицы измерения (руб., год., чел.). Четвертая шкала – престиж является субъективным показателем.
Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий.