Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

экзамен (3).docx

— 107.95 Кб (Скачать)
  • подготовительный (обдумывание целей, плана, средств, сроков, способов обработки и т.д.);
  • сбор первичной информации (обобщение сведений);
  • подготовка информации для обработки на ЭВМ;
  • анализ обработанной информации, подготовка научного отчета, формулирование выводов и рекомендаций.

17. Основные виды  социологического  исследования.   

К основным видам СИ относят:

  • разведывательное (пилотажное) исследование – простейший вид СИ, целью которого является получение оперативной социологической информации.

    Изучению  подвергается небольшая группа людей (респондентов). Разновидностью разведывательного  исследования можно считать экспресс-опрос, целью которого является выявление  отношения людей к актуальным событиям и фактам;

  • описательное исследование – сбор эмпирической информации с применением одного или нескольких методов сбора данных. Целью такого СИ является получение сведений целостного характера об изучаемом явлении. Проводится в случае, когда объект исследования относительно велик и разнообразен;
  • аналитическое исследование – самый серьезный вид социологического анализа, требующий выявления причин, противоречий, характера и способов решения проблем.

18. Программа и рабочий  план социологического  исследования.  

Подготовка  исследования начинается с разработки программы.

Программа СИ – теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа.

Программа СИ содержит два раздела:

  • методологический;

     в него входят:

  • формулировка и обоснование социальной проблемы;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • определение задач исследования и формулировка гипотез.
  • методический;

    данный  блок программы предполагает:

    • определение изучаемой совокупности;
    • характеристику методов сбора первичной информации;
    • последовательность применения инструментария;
    • программу обработки данных на ЭВМ.

19. Методы опроса  респондентов: анкетирование  и интервьюирование. Анкетный опрос заключается в опрашивании респондентов, которые являются носителями информации, с помощью опросных листов.

Опросный  лист (анкета) – документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных определенному количеству респондентов.

Вопросы анкет различаются:

  • по содержанию (это обусловлено характером информации);
  • по форме:
  • открытые – предусматривают свободную форму ответа;
  • закрытые – “нужное подчеркнуть”;
  • полузакрытого типа – добавление к списку ответов фразы “другие …”;
  • прямые – устанавливающие наличие или отсутствие факта;
  • косвенные – применяют, когда речь идет о мотивах поведения, мнениях;
  • личные;
  • безличные.

При составлении  анкеты необходимо соблюдать следующие  основные требования:

  • вопрос должен строго соответствовать тому операционному понятию, которое он описывает или измеряет;
  • текст вопроса должен быть сформулирован лексически и грамматически корректно;
  • количество слов в вопросе не должно превышать 10-12 слов;
  • соответствовать культурному и образовательному уровню респондента.

Интервью – заранее запрограммированная беседа с респондентом.

Задача интервьюира состоит в том, чтобы объективно зафиксировать ответы

Принято выделять следующие виды интервью:

  • свободное – применяется на начальном этапе исследования, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов;
  • глубинное – применяется при выяснении общественного мнения по определенному кругу вопросов;
  • направленное – изучает общественное мнение о конкретном факте.

     20. Методы социологического  исследования: наблюдение, эксперимент, анализ  документов. 

Наблюдение – один из методов СИ, который заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.

При включенном наблюдении – исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми.

При невключенном наблюдении – исследователь вне изучаемого объекта.

Эксперимент – общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях.

     Виды  эксперимента:

  • натурный – проводится в малых группах;
  • мысленный (модельный) – встречается в СИ, где есть методы статистического анализа.

методами  анализа документов считают:

  • традиционный анализ – толкование содержания документа социологом. Слабостью этого метода является субъективизм;
  • формализованный (контент-анализ) метод анализа документов – это научный анализ документов.

     Суть  контент-анализа заключается в подсчете смысловых единиц (позитивная или негативная информация авторов, качества личности) в информационном массиве (тексте, аудиозаписи). Этот метод используют в следующих случаях:

  • когда требуется высокая степень точности или объективности;
  • при большом объеме несистематизированного материала;
  • при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью.

33. Понятие общества  и его признаки.

Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

 Это  объединение должно отвечать  следующим признакам (Эдвард Шилз):

  1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.
  2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
  3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данного объединения.
  4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
  5. У него собственное название и собственная история.
  6. Оно обладает собственной системой управления.
  7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

34. Общество как система.  Характеристики основных  подсистем общества.

Социальная  система есть множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях  и образующих единое целое.

Существенными характеристиками любой системы  являются целостность и интеграция. Целостность фиксирует объективную форму существования явлений, т.е. существование как целого. Интеграция – процесс и механизм объединения частей. Целое всегда больше суммы входящих в него частей. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях связях друг с другом.

Человеческое  общество, представляет собой сложно организованную систему высшего  “органического типа”, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся:

  • структурно – функциональной целостностью;
  • устойчивостью;
  • равновесием;
  • открытостью;
  • динамизмом;
  • самоорганизацией;
  • самовоспроизводством;
  • эволюцией.

Общество  можно представить как совокупность подсистем (социальных групп, социальных институтов, личности). Они являются структурными элементами общества.

Структуру общества можно представить в  виде многоуровневой системы:

I уровень: социальные роли, которые задают структуру социальных

                  взаимодействий;

II уровень: социальные роли, организованные в различные институты и

                   общности;

III уровень: сложная система организаций.

Общество  включает в себя четыре главные сферы, которые тесно связаны между  собой и влияют друг на друга. Это  экономическая, политическая, духовная, социальная.

  • Экономическая – включает в себя предприятия, банки, рынки и т.д., то, что позволяет обществу запустить в производство ресурсы и создать необходимое количество товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей. В этой сфере четыре вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление;
  • политическая – это президент и аппарат президента, правительство и парламент (Федеральное собрание), местные органы власти, армия, милиция, налоговая и таможенная службы – все это составляет государство. Целью государства является обеспечение социального порядка в обществе. Основной вопрос политической сферы: узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой;
  • духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает университеты, театры, музеи, НИИ, журналы, газеты, культурные памятники, религиозные общины. Основные задачи этой сферы: открытие новых знаний (наука); передача этих знаний последующим поколениям (образование); создание вненаучных, т.е. художественных ценностей (культура); рассуждение о смысле человеческой жизни и определение норм морали (религия);
  • социальная сфера – охватывает классы, социальные слои, нации, их взаимодействие друг с другом.

Социальная  сфера понимается в двух смыслах:

В широком значении – это совокупность организаций, учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом значении она охватывает почти все слои и классы – от богатых и средних до бедных.

В узком значении – это только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, многодетные, инвалиды, безработные и органы социальной защиты и социального обеспечения. И в этом значении социальная сфера это лишь часть населения – как правило, беднейшие слои. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

35. Теории происхождения  общества.

В то же время сложился ряд научных теорий:

    • Инструментальная концепция ставит на первое место человеческую сообразительность. Человек изобрел специальные орудия труда – инструменты. Повысилось благосостояние,  что привело к разделению  труда,  функциональному делению общины, а также появлению экономических различий между людьми, живущими в общине.
    • Сексуальная концепция базируется на физиологических характеристиках человека. Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины.
    • Гендерная  концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства, в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма утверждают: социальная организация возникла в момент договора мужчин о распределении женщин.
    • Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющих подсистем.

Личные  качества человека (ум, сила, изобретательность  и т.п.) распределены    между  людьми неравномерно, поэтому превращаются в монополию. Человек, обладающий этими  качествами, занимает позицию лидера. Лидеры (элита) формируют и поддерживают систему правил (норм), сохраняющих  неравенство. Эти правила легли  в основу социальной организации.

    • Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Закон выживания требует объединения человеческих усилий, что связано с их координацией, разделением и комбинированием функций индивидов. Возникает необходимость предварительного  согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с использованием языка. Разрабатывая символы и знаки, правила их толкования, активно используя речь, люди формируют мир коммуникаций. Он предваряет, опосредует и завершает циклы материальной деятельности людей. В результате возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий и специальных функций, формируется общество.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"