Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

экзамен (3).docx

— 107.95 Кб (Скачать)

БИОЛОГИЯ

Метод: наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение.

ХИМИЯ

Метод: наблюдение + эксперимент + классификация

ФИЗИКА

Метод: наблюдение + эксперимент.

АСТРОНОМИЯ

Метод: наблюдение.

МАТЕМАТИКА

Метод: логика.

Его учение состояло из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования общества, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Главным своим открытием Конт считал выявление  закона “трех стадий”, согласно которому человек, общество и человечество в  целом в своем развитии неизбежно  и последовательно проходят три стадии:

  • теологическая или фиктивная. Здесь человеческий разум “стремится к абстрактному знанию”, господствует религиозно-мифологическое сознание. За каждым явлением природы и жизни людей, человеческий ум усматривал сверхъестественные силы;
  • метафизическая или абстрактная. Характеризуется тем, что человеческое мышление пытается объяснить окружающий мир оторванными от жизни абстракциями. Наука слабо развита, поэтому преобладает опытное знание;
  • позитивная или научная. Человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит, преимущественно, из научных наблюдений.

Основные  труды: “Система позитивной политики” (1851-1854 г.г.), “Курс положительной философии” (1899-1900 г.г.).

     8. Социологические  взгляды Г. Спенсера.   

Герберт Спенсер (1820-1903 г.г.). Английский философ и социолог - позитивист, основоположник органической школы в социологии

Суть  органической теории:

  • общество рассматривается как единая система взаимодействия природных (прежде всего биологических) и социальных факторов;
  • все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.

Он уподоблял  общество живому биологическому организму, и в частности, акцентировал внимание на следующих моментах их сходства:

  • как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в массе;
  • те и другие усложняются;
  • их части приходят во всю большую зависимость друг от друга;
  • и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы (клетки в организме,  люди в обществе) постоянно исчезают и заменяются новыми.

Свое  организмическое видение общества он подтверждал рядом наглядных аналогий: торговлю и дороги он сравнивал с кровообращением в организме, а кровяные тельца – с деньгами; информационную инфраструктуру - с нервной системой живого организма; правительство в государстве – с человеческим мозгом.

В эволюции он выделил следующие основные моменты:

  • интеграция (переход от простого к сложному);
  • дифференциация (переход от однородного к разнородному);
  • возрастание порядка (переход от неопределенного к определенному).

С точки  зрения Спенсера, социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, в первую очередь политических.

Основной  труд: “Основания социологии” (1896 г.).

9. Основные идеи  социологии Э.  Дюркгейма.   

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917 г.г.). Французский философ и социолог, один из основателей современной социологии. Он разработал доктрину социального реализма.

Суть  ее такова:

  • природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами;
  • исходным моментом анализа поведения людей и их деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.

Э. Дюркгейм был сторонником рационалистического  метода в социологии, т.е. строго логического  объяснения общественной жизни.

По его  мнению, социология – есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал политические, правовые, религиозные и иные нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами, ценностями.

Он считал, что исторический переход от одной  общественной формы к другой, обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах  социальная солидарность основывается на сходстве составляющих и индивидов, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Структура такого общества простая  с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называл  механической. В развитых обществах индивиды выполняют функции в соответствии с разделением общественного труда, обуславливающего функциональную зависимость и взаимообмен называет органической солидарностью.

В своей  книге “Самоубийство”, он продемонстрировал  значимую роль социальных факторов в  поведении людей. Он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Исследуя уровень самоубийств, он пришел к выводу, что показатели самоубийств  являются следствием вариаций социальной солидарности. Менее склонны к  совершению самоубийств индивиды, имеющие  более широкие социальные связи, нежели индивиды слабо связанные  с жизнью группы.

Основные  труды: “О разделении общественного труда” (1895 г.), “Самоубийство” (1897 г.), “Метод социологии” (1899 г.).

10. Социология М.  Вебера.                       

    Макс Вебер (1864-1920 г.г.) немецкий социолог, философ и историк, которого называют создателем “понимающей” социологии. По его мнению, социология является “понимающей”, поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл.

Согласно  Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

В отличие  от Э. Дюркгейма и К. Маркса, которые  отдавали приоритет обществу, М. Вебер  превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Вебер трактует ценность как “установку той или иной исторической эпохи”. Эта трактовка ценностей имеет  важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения.

Важнейшим инструментом в методологии Вебера является понятие “идеальный тип”. Он трактовал идеальный тип как “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции”. Понятие идеального типа дает возможность  для изучения конкретных исторических событий, выполняя роль измерительной планки.

По мнению ученого, социология – это наука о социальных действиях.

Не каждое действие Вебер называет социальным, а только то, в котором присутствуют два момента: субъективная мотивация  индивида и ориентация на другого (других).

Он выделил  следующие типы действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

В трудах М. Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества.

Основные  труды: “Протестантская этика и дух капитализма” (1904-1905 г.г.), “О категориях понимающей социологии” (1913 г.), “История хозяйства” (1923 г.), “Город” (1923 г.).

11. Основные этапы  и особенности  развития русской  социологической  мысли.              

Легитимизация социологии в России произошла во второй половине XIX в., когда ускорилось социально-экономическое развитие страны и началось формирование гражданского общества. Принято выделять три основных этапа в развитии социологической мысли дореволюционной России:

I этап (с начала 60-х г.г. до 1890 г.). Был связан с возникновением ряда социологических школ, большинство из которых сложилось под влиянием позитивистских идей О. Конта. Российских мыслителей привлекало в позитивизме стремление к научному методу познания общества. Между тем, отечественные социологи относились к воззрениям О. Конта достаточно критично.

II этап (с 90-х г.г. до начала XX в.). В этот период происходит институционализация социологии. Она проникает в академическую среду и получает одобрительную оценку в научных и общественных кругах. Делаются первые попытки в преподавании социологии как учебной дисциплины. Однако намерения открыть кафедры или факультеты социологии в России не получают поддержку в правящих кругах. Издаются и переводятся работы известных западных социологов. К концу этого этапа российская социология выходит на международную арену.

III этап (с начала XX века до 1917г.). Этот период отмечен ростом интереса к проведению масштабных эмпирических социологических исследований. Социология признается объективной наукой. Ведущим научным направлением этого периода становится неопозитивизм.

Крайне  противоречиво складывается судьба российской социологии после Октябрьской  революции. Первые годы отмечены подъемом социологии. Было создано Русское  социологическое общество. В 1918 – 1919 г.г. при активном участии П. Сорокина открыты специализированные кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В эти годы издается большое количество социологической литературы, в основном, теоретического профиля.

Однако, формирование авторитарного режима наложило губительный отпечаток на развитие общественных наук, в том числе, и социологии. Уже в 1922г. за границу в изгнание были высланы выдающиеся мыслители П.А. Сорокин, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков и другие. К середине 20-х усиливается идеологический и политический контроль. В нашей стране в 30-е годы социология надолго была исключена из системы наук и образования.

Возрождение социологии началось после длительного  периода, в конце 50-х г.г., с наступлением “хрущевской оттепели”. В 1969 г. организован институт конкретных социологических исследований (ныне Институт социологии). С 1974 года издается журнал “Социологические исследования”.

Кардинальные  перемены общественной жизни в нашей  стране, связанные с “перестройкой”, явились мощным импульсом для  дальнейшего развития социологии. В 1987 году создан Всесоюзный, а затем  – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социология вошла в структуру высшего  образования.

Хотя  в 90-е годы социология развивалась  преимущественно как вспомогательная  эмпирическая наука, были созданы работы по методологии и технике социологических  исследований (А.Г.Здравомыслов, Г.В.Осипов, В.А.Ядов), социологии труда (Ж.Т.Тощенко, А.И.Кравченко и др.). Большой вклад в развитие социологии внесли труды Ю.А.Левады, Т.И.Заславской, И.С.Кона.

     В настоящее время прикладной аспект социологии уже не доминирует над  теоретическим. Российская социологическая наука осмысливает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. Социологические  воззрения П. Сорокина.    

    Питерим Александрович Сорокин (1889 - 1968 г.г.) – русско-американский социолог. Крупнейший мыслитель XX века.

  • Система социологии П.А. Сорокина

     Социологические воззрения П.А. Сорокина сформировались под влиянием работ Э. Дюркгейма, М. Ковалевского, Е. Де Роберти.

Научные принципы системы  социологии П. Сорокина:

  • социология как наука строится по типу естественных наук (различны объекты изучения, но методы общие);
  • социология должна изучать мир таким, какой он есть (субъективное вмешательство в науку должно быть исключено);
  • социология должна быть "объективной дисциплиной", то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;
  • социология должна быть точной наукой, не допускать умозрительных, не доказанных наукой построений;
  • разрыв с идеей монизма (сведение любого явления к одному началу);вместо монизма - социологический плюрализм.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"