Роль социально-медицинских технологий в обеспечении социального благополучия населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что необходимо знать и учитывать большое влияние медико-социальной работы в современном обществе, использовать технологии медико-социальной работы при работе с медико-социальными патологиями и болезнями, активизировать работу медико-социальных учреждений и их работников согласно потребностям населения.
Цель курсового исследования: дать теоретическое описание медико-социальных технологий в обеспечении социального благополучия населения и показать их практическое использование в обществе.

Оглавление

Введение
Теоретические основы социально-медицинской деятельности в обеспечении социального благополучия населения
Роль социально-медицинской работы в обеспечении социального благополучия населения
Социально-медицинские технологии в решении социально-медицинских проблем
Анализ социально-медицинской деятельности в обеспечении социального благополучия населения в Российской Федерации
Социально-медицинские технологии по реабилитации инвалидов
Социально медицинские технологии в диагностике социальных патологий
Алкоголизм как социально-медицинская патология
Наркомания как социально-медицинская патология
Табакокурение как социально-медицинская патология
Социально-медицинские технологии по формированию здорового образа жизни
Рекомендации по повышению эффективности социально-медицинских технологий в обеспечении социального благополучия населения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ЦЕЛИКОМ Оо.docx

— 86.34 Кб (Скачать)

Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном  уровнях интегрированных мероприятий: медицинских, социальных, психологических, юридических, педагогических, призванных укреплять социальную защищенность населения, особенно самых уязвимых его слоев. Это междисциплинарная  сфера деятельности, виды, направления  и организационные формы которой  зависят как от политики государства  в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции  здоровья и теорий социального обеспечения, являющихся базой медико-социальной помощи.

Актуальность дальнейшего развития медико-социальной помощи и поддержки  граждан во многом обусловлена необходимостью расширения мер социальной защищенности, как на уровне всего населения, так  и на индивидуальном уровне, в семье, коллективе.

Современные потребности различных  групп населения, в том числе  возникающие в связи с жизненными кризисными ситуациями, могут найти  наиболее адекватные решения только на основе высокого уровня социальной работы, включающей комплекс взаимосвязанных  мероприятий по медико-социальной, социально-экономической, социально-психологической, правовой помощи семье, коллективу, индивидууму.

Проведенные исследования свидетельствуют  о том, что обширной и неразработанной  частью социальной работы являются лица пожилого и старческого возраста, традиционно наблюдающиеся в  сфере здравоохранения. По данным исследователей, сочетанные медико-социальные проблемы выявляются не менее чем у 60 % пациентов  с тяжелыми хроническими заболеваниями.

Все это свидетельствует о том, что резко возрастает потребность  в адекватных и эффективных мерах, направленных на оказание медико-социальной помощи всем нуждающимся гражданам, для поддержания их социального, психологического и физического  статуса.

Медико-социальная работа определяется как организованное социальное обслуживание.

Классической триадой в организации  социальной работы в области проблем, связанных с медициной и здравоохранением, являются службы, нацеленные на все  виды профилактики - первичной, вторичной  и третичной. Речь идет о работе по предупреждению аномальных явлений, лежащих  в основе заболевания, по предотвращению осложнений и негативных последствий  болезни, по реадаптации и реабилитации больных, оказанию им социальной помощи. Именно в таком комплексном подходе  строится медико-социальная работа во многих зарубежных странах.

Таким образом, можно отметить, что  состояние отечественной социально-медицинской  деятельности находится на стадии формирования и укрепления своей методологической и технологической базы; формировании своего вклада в обеспечении социального  благополучия населения.

2.1 Социально-медицинские технологии по реабилитации инвалидов.

Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс  нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности  в социальной среде, но и самой  социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. 
 Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.). 
В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается  различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует, прежде всего, отнести: социальную реабилитацию инвалидов и детей  с ограниченными возможностями; пожилых людей; военнослужащих, участвовавших  в войнах и военных конфликтах; реабилитацию лиц, отбывших наказание  в местах лишения свободы и  др.

Одним из приоритетов современной  социальной политики является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация. 
 Основными видами реабилитации инвалидов являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов. 
 Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане. 
В России из общего числа инвалидов не менее трех четвертей нуждаются в технических средствах реабилитации.6

Под профессионально-трудовой реабилитацией инвалидов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудовому  устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и  личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реабилитации реализуются в соответствующих  реабилитационных учреждениях, организациях и на производстве. В частности, медико-социальными  экспертными комиссиями и реабилитационными  центрами осуществляется профессиональная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в  системе производственно-технического обучения на предприятиях. Трудоустройство  инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где  для этого имеются специальные  подразделения. 
 Следует отметить, что имеются специфические особенности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как работа в составе специализированных полевых бригад, индивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции. 
Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом. 
Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, она содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и такие, в оплате которых принимает участие и сам инвалид, либо другие лица и организации.

    1. Социально медицинские технологии в диагностике социальных патологий.

Социальная диагностика — это  методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые  знания, на основе которых разрабатываются  различные социальные прогнозы и  проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.7

В Российском энциклопедическом словаре  социальной работы понятие «социальная  диагностика» определяется как комплексный  процесс исследования социального  явления с целью выявления, распознавания  и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его  состояние и тенденции дальнейшего  развития.

  Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов: 
 • предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования; 
 • проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования; 
 • проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; 
 • построение выводов, на основе которых делается заключение. 
 Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза — заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении. 
 Социальная диагностика основывается на ряде принципов: 
 • объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость; 
 •    причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования; 
 • комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных.     

  В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести  интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые из них.

Интервью является самым универсальным  методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное  и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя  и интервьюированного. Эффективность  интервью зависит от степени его  подготовленности. Это относится  и к человеку, у которого берут  интервью, его, предупреждают о запланированном  разговоре, и к исследователю, который  должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в  каком объеме и от кого он может  и должен получить. 
Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы. 
 Методы обработки и анализа информации включают: 
анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др. 
Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем. 
В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

Информация о работе Роль социально-медицинских технологий в обеспечении социального благополучия населения