Роль конфликта в концепции К. Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 02:14, реферат

Краткое описание

К. Маркс является признанным предшественником современной конфликтологии, его идеи во многом разделяет большинство конфликтологов. Его основные тезисы, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, связаны с постулированием неизбежности классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделенности на враждующие классы (эксплуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собственности и ее распределения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Карл Маркс как основоположник теории социального конфликта………4
2. Проблема конфликта в теории К. Маркса………………………………….7
3. Основные тезисы концепции конфликта К. Маркса………………………..10
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………16

Файлы: 1 файл

ркферат.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Роль  конфликта в концепции  К. Маркса

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Карл Маркс как основоположник теории социального конфликта………4

2. Проблема конфликта в теории К. Маркса………………………………….7

3. Основные тезисы концепции конфликта К. Маркса………………………..10

Заключение………………………………………………………………………15

Список  использованной литературы…………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Первоначальное  формирование теории конфликта как  определенной системы воззрений  на природу общества, его устройство и развитие произошло, по общему признанию, под непосредственным влиянием работ Карла Маркса.

     К. Маркс является признанным предшественником современной конфликтологии, его идеи во многом разделяет большинство конфликтологов. Его основные тезисы, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, связаны с постулированием неизбежности классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделенности на враждующие классы (эксплуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собственности и ее распределения.

     И хотя сам К. Маркс ограничивает новизну сделанного им доказательством ряда положений, связанных с существованием классов и их постепенным уничтожением, полнота и глубина его описания и анализа классовой борьбы обеспечили ему приоритетное место в ряду исследователей этой проблематики. Все же К. Маркс, считается не просто известным, но наиболее значительным теоретиком конфликта, а его идеи оказали и продолжают оказывать влияние на многие представления современной конфликтологии.

     Заслуги К. Маркса усматриваются не столько  в выдвижении каких-то конкретных идей или решений проблем, но в создании «социологии классовой борьбы», в том, что его идеи «бросают прямой вызов допущениям, приписываемым функционализму, и служат интеллектуальным трамплином для конфликтной альтернативы социологического теоретизирования». 

     1. Карл Маркс как основоположник теории социального конфликта

     Карл  Маркс (1818 – 1883гг.) -  основоположник диалектико-материалистической социологии,  согласно которой структуры общества,  сознание и поведение живущих в нём людей анализируются через призму материальных условий их жизни,  через противоречия и конфликты в существующем способе производства, ибо эти факторы, а не субъективные мотивы, желания, идеи людей в конечном счете определяют, с точки зрения данной теории, характер социальных фактов.

     Карл  Маркс    родился 5  мая 1818  года в семье адвоката.  Учился в Боннском и Берлинском университетах.  В 1841  г.  получил докторскую степень на философском факультете Иенского университета,  по окончании которого занимается публицистической деятельностью, практически существуя на гонорары за публикации.  В 1843 г. Маркс женится на Женни фон Вестфален, которая была вынуждена разделить с ним все экономические и    эмиграционные тяготы.  Из-за его политического радикализма под давлением властей семья покидает Пруссию,  затем Францию и Бельгию, найдя, наконец, в 1849 г. прибежище в Англии. Здесь Маркс жил и работал до самой смерти, наступившей 14 марта 1883 г.

     К Марксу,  его научной и политической деятельности,  как в мире,  так и у нас, относятся по-разному. Западные исследователи большое внимание уделяют проблемам отчуждения, затронутым в таких работах как «Экономико-философские рукописи 1944 года», «К Критике гегелевской философии права», «Немецкая идеология» – последнюю,  как и многие другие,  Маркс написал в соавторстве со своим идейным единомышленником Ф.  Энгельсом. 

     Советские обществоведы, прежде всего рассматривали Маркса и Энгельса как создателей «науки о всеобщих законах развития природы,  общества и мышления»,  имеющей универсальное значение,  пригодной для всех времен и народов,  а между тем канонизировали отдельные положения их работ, особенно относящиеся к анализу революционных процессов в Европе в конце 40-х г. XIX  века.  Практически не учитывалось то весьма важное обстоятельство,  что с переходом европейских стран от революционного к эволюционному периоду развития воззрения Маркса и Энгельса становились другими.  После поражения европейской революции 1848  года,  Маркс отставляет политическую деятельность и в течение пятнадцати лет  (до создания  «Интернационала»  в 1964  году)  всецело занимается наукой.  С позиций своего диалектико-материалистического метода он анализирует новые реалии развития капиталистического общества.  Однако для читателя, воспитанного на трудах советского обществоведения,  Маркс так и остался прежде всего автором «Манифеста коммунистической партии» (1848).  Такие его произведения, как «Гражданская война во Франции» (1871), второй и особенно третий том «Капитала» (1885  и 1894),  произведения последних лет жизни,  в которых сам Маркс дезавуирует многие положения своих ранних работ, отмечая в них и «наивные иллюзии»,  и «почти детский энтузиазм»,  оказались не востребованными в полном объеме их новаций.

     Качественное изменение общественной системы, включающей в себя базис и надстройку, называется социальной революцией. Вопрос в том, какие общественные силы заинтересованы в сохранении, а какие - в изменении социальной системы. Понятно, что те общественные силы, которые занимают господствующее положение в старой системе общественных отношений, не заинтересованы в качественном изменении этой системы. Они, контролируя основную массу общественных ресурсов, будут так или иначе сопротивляться революционным переменам, в какой бы форме эти перемены ни происходили. Силы прогресса могут противопоставить силам реакции только свою организованность. Революционная организация должна овладеть надстройкой, чтобы, опираясь на новую надстройку, изменить базис, приведя его в соответствие с новым уровнем производительных сил. Первым шагом по пути революционного обновления общества, таким образом, оказывается качественное преобразование именно надстройки. А первой задачей новой надстройки становится, по Карлу Марксу, ограничение контроля над ресурсами тех общественных сил, которые представляли старый социальный порядок. Только решение этой задачи открывает перед силами прогресса возможности обновления общественного базиса. 

     Таким образом, Маркс утверждал, что в обществе постоянно воспроизводятся предпосылки социального конфликта между силами прогресса и силами реакции. Эти силы он определял как общественные классы, а конфликт между ними - как классовую борьбу. Классовая борьба, согласно теории Маркса, является движущей силой истории.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблема конфликта  в теории К. Маркса

     Свою диалектико-материалистическую теорию К. Маркс использовал для понимания природы общественных конфликтов и противоречий,  путей их разрешения,  а также для анализа механизма социальных изменений.  Для них противоречия и конфликты –  главный фактор социальных изменений. Заметим также, что их отношение к конфликтам,  как социальным фактом,  не нейтральное,  а ценностное – позитивное или негативное. 

     Согласно концепции Карла Маркса, именно конфликты объясняют социальные процессы и изменения, именно они пронизывают жизнь общества во всех его направлениях, именно конфликтами объясняется осуществление революций и переход к новому типу общества. Маркс характеризовал конфликт как естественное состояние классового, основанного на частной собственности общества, присущее изначально его природе. В качестве основного типа конфликта для него выступало взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями, которые на определенном этапе общественного  развития гармонировали между собой, но затем между ними наступало несоответствие. Оно было вызвано тормозящим и сдерживающим развитие производительных сил состоянием производственных отношений. 

     В конце концов, отношения между ними доходили до антагонизма и конфликта. Последний, мог быть разрешен лишь ценой перехода от одних производственных отношений (переставших соответствовать уровню и характеру развития производительных сил) к другим, после чего в обществе вновь устанавливалось состояние относительного равновесия.  Однако все дело в том, что антагонизм между производственными отношениями и производительными силами перерастал в конфликт между классами, выражавшими различные стороны и интересы развития способа производства.

     Таким образом, классовая борьба становилась особым типом конфликта. Сами антагонистические классы (эксплуататоров и эксплуатируемых) должны были, по мнению К. Маркса, исчезнуть лишь в коммунистической формации, поскольку последняя, по определению, может быть только бесклассовым, а, следовательно, бесконфликтным обществом. 

     В работах начального периода классовая борьба трактуется Марксом не иначе как сердцевина исторического процесса. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов, – говорится в «Манифесте». – Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, т.е. угнетающий и угнетенный находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую,  то явную борьбу,  всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

     Капиталистическое общество –  общество антагонистическое,  а класс,

буржуазии и пролетариат являются основными силами,  которые вступают в борьбу друг с другом.  В этой же работе Маркс замечает,  что,  кроме выше приведенных классов, есть множество промежуточных социальных групп – ремесленники, торговцы, крестьяне. Но он убежден, что по мере развития капитализма промежуточные слои не обладают самостоятельной исторической инициативной и потому будут примыкать в решающем конфликте либо к капиталистам, либо к рабочим.

     В последующих работах – «Классовая борьба во Франции с 1848  по 1850  г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» – Маркс более обстоятельно анализирует социальную структуру капиталистического общества,  выделяя промышленную буржуазию,  финансовую буржуазию,  торговую буржуазию,  мелкую буржуазию, крестьянство,  пролетариат и люмпен–пролетариат.  При этом он вводит уточняющие критерии класса:  отношение к средствам производства,  общность деятельности, способов мышления и образа жизни –  необходимые,  но недостаточные условия образования общественного класса.  Скажем,  не являются классом парцельные крестьяне, хотя они “составляют громадную массу, члены которой живут в одинаковых условиях,  не вступая,  однако,  в разнообразные отношения друг к другу.  Их способ

производства изолирует их друг от друга,  вместо того,  чтобы вызывать взаимный сношения между ними”.

     По Марксу, для образования класса необходимы осознание. единства,  ощущение отличных интересов от интересов других групп, наличие воли к

совместным действиям. При этом он подчеркивает, что различие классовых интересов проистекает не из классового сознания индивидов, а из их объективного положения в обществе в прежде всего в процессе производства. Люди могут не осознавать своих классовых интересов и тем не менее руководствоваться ими в своих действиях.

     Следует отметить более поздние суждения Маркса о классах капиталистического общества,  которые оказались не востребованными ортодоксальными формами “марксизма”. Речь идет о способности классов к эволюции,  что обусловлено изменениями в способе производства. В этой связи Маркс указывает,  что сами правящие классы Англии и США приступили к “радикальным изменениям”  отношений между  “капиталом и трудом”, “капиталом и отношений земельной собственности”,  попутно замечая,  что общество Германии и Франции  “не твердый кристалл,  а организм,  способный к превращениям и находящийся в постоянном процессе превращения”

     Еще резче проблемы изменения классов обозначаются им в третьем томе “Капитала”,  в котором Маркс отмечает качественное и количественное развитие основных социальных общностей капиталистического общества, выделяя при этом не два, а три класса – рабочих, капиталистов, земельных собственников

3. Основные тезисы концепции конфликта К. Маркса

     Марксистская социология внесла существенные коррективы в господствовавшие представления о процессах общественного развития. По Марксу, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые, не зависящие от их воли и сознания отношения. Наличие таких отношений и составляет своеобразную социальную материю, доступную объективному научному познанию. С точки зрения Маркса, структура общества имеет четыре основных элемента:

     - производительные силы,

     - производственные отношения,

     - политическая надстройка,

     - формы общественного сознания.

     Определенным образом упорядоченная система субординации и взаимодействия этих элементов составляет основу общей социологии марксизма. Вместе с тем теория Маркса представляет собой не только принципиально разработанную и научно обоснованную общую социологическую теорию, но и довольно стройную систему теории конфликта.

Информация о работе Роль конфликта в концепции К. Маркса