Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:31, контрольная работа
Деловое общение – это, прежде всего, коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Нередко при общении возникают конфликтные ситуации или противоречия. Каждый из нас сталкивался с конфликтными ситуациями. «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс» (Диксон Ч. Конфликт ).
1.Введение…………………………………………………………………….…2
2. Пути преодоления и разрешения конфликтов в деловом общении. Факторы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации: выжидание; удержание состояния неопределенности; поиск минимальной кооперации в зоне согласия; приближение – избегание; демонстрация усиления собственных ресурсов...............................................................................…………………......3
3. Моделирование разрешения конфликтов в деловом общении: установление смысловых и практических барьеров в общении; коррекция самооценки партнеров; ролевое взаимодействие, минимизация личной угрозы, самоподдержка, восприятие конфликтной ситуации как проблемной………………………………..………….…8
4. Практическая часть. Составьте аналитическую карту Ваших способов влияния на делового партнера в конфликтных ситуациях. Дайте обоснование их эффективности для разрешения деловых ситуаций.………………………………………………………………………...14
5.Заключение……………………………………………….…………………...15
6. Список использованной литературы…...…………………………………...16
После открытого противоборства ( т.е пика конфликта) наступает период спада, в этот период замечается существенное снижение остроты конфликта и наступает период разрешения конфликта.
3. Моделирование
разрешения конфликтов
в деловом общении: установление
смысловых и практических
барьеров в общении;
коррекция самооценки
партнеров; ролевое
взаимодействие, минимизация
личной угрозы, самоподдержка,
восприятие конфликтной
ситуации как проблемной.
Разрешение конфликта – заключительный этап управления конфликтом. Различают полное и неполное разрешение. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.д. Существует несколько методик моделирования разрешения конфликтов в деловом общении:
1.Установление
смысловых и практических
Коммуникативный барьер - абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально препятствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивацонно - операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся. Феномен "индуцированного барьера", т.е. вторичных неосознанных проблем в общении, которое возникают при взаимодействии с людьми напряженными, скованными.
Коммуникативные барьеры появляются под влиянием следующих факторов:
Разделяют также коммутативные барьеры:
Основными условиями любого успешного практического общения являются умения и навыки человека в использовании так называемых понимающих директивных приемов реагирования при взаимодействии с другими людьми. Основными причинами неэффективности любого реального общения являются склонности и привычки человека прибегать при взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместителям понимающего и директивного общения. Т.е сами люди препятствуют «нормальному» общению.
Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительных взаимоотношений, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.д. Эти приемы часто называют общением, ориентированным на собеседника, диагностическим общением или техникой рефлексивного общения.
Приемы понимающего общения представляют собой совокупность таких правил, умений и навыков работы с людьми, которые можно усвоить и приобрести без особой предварительной психологической подготовки. Ориентированный на понимание субъект, находящийся в роли изучающего, при взаимодействии с партнером акцентирует свое внимание в первую очередь на внутренней системе отсчета (критерии оценок, ценности, мотивы, проблемы) своего партнера, а не на своей собственной.
Существенными
для создания климата доверия (или
возникновения и развития психологического
контакта с собеседником) являются
следующие условия или
Установка - это осознанная готовность человека реагировать определенным образом в конкретной ситуации в соответствии со своими потребностями, целями и задачами.
В реальном общении барьеры присутствуют в виде независимых механизмов, которые даны человеку для защиты, но их действительная природа ему не известна.
Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охрану - при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все подступы к человеку. Однако возможны и другие варианты - ложная тревога и отключение сигнализации.
Во многих случаях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается ("неавторитетного" человека никто слушать не будет). Система защит человеком не осознается.
Противоположной ситуацией является "отключение" защиты. Важно подчеркнуть, что все барьеры можно охарактеризовать как внешние в том смысле, что они включают фильтр недоверия, не пропускающий воздействия "внутрь" человека, они охраняют мир человека снаружи. Что же происходит, если эти внешние барьеры отключены или вовремя не сработали? В таком случае человек доверяет собеседнику, а значит, воздействие состоится, и можно надеяться на эффективную коммуникацию.
Внутренние барьеры - какие-то внутренние препятствия против информации, которая грозит сильной перестройкой всех представлений человека, его поведения.
2. Коррекция самооценки партнеров - т.е завышение или занижение самооценки партнера, в основном для предотвращения и разращения конфликтной ситуации следует повысить, но не завышать самооценку партнера, т.е либо сказать комплемент или похвалу в адрес партнера, а если это не помогает следует посоветовать ему записаться на тренинг по повышению самооценки или воспользоваться другим методом.
3. Ролевое взаимодействие.
В 70-е гг. в Лейпцигском и
Йенском университетах под
4. Минимизация личной угрозы - метод направленный на то, чтобы человек, применяемый этот метод не чувствовал угрозы со стороны оппонента, следователь он будет вся чески себя защищать, ставить барьеры и попытается найти выход из конфликта, таким образом, чтобы не проиграть в этом конфликте и не быть обманутым.
5. Восприятие
конфликтной ситуации как
Для моделирования разрешения конфликта большое значение имеет осознание конфликтной ситуации.
Субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению дел. В литературе справедливо отмечается, что осознание конфликта всегда несет в себе элементы субъективизма и уже поэтому является в определенной мере искаженным.
Специалисты выделяют такие категории, как «неадекватно понятый» и «ложный» конфликты. К первому относятся те случаи, когда существует конфликтная ситуация и стороны воспринимают ее как таковую, но с существенными отклонениями от действительности. Под существенными отклонениями можно понимать, например, значительное преувеличение масштабов возникшей проблемы (разногласия, возникшие исключительно по частному поводу, ошибочно интерпретируются как имеющие глобальный характер) или, наоборот, значительное их преуменьшение. Применительно к последнему случаю можно говорить о неполном или частичном отражении конфликтной ситуации. Отклонения другого рода имеют место в ситуации «условного» конфликта, когда существование противоречий зависит от легко изменяющихся обстоятельств, что не осознается противоборствующими сторонами
В случаях же «ложного» конфликта объективная конфликтная ситуация полностью отсутствует, между субъектами нет никакого противоречия, но тем не менее стороны ощущают конфликтность взаимоотношений и вступают в противоборство.
Конфликт,
возникший по ошибке, может в дальнейшем
развиваться так, как будто он
имеет реальный предмет. Уже в
ходе конфликта возникает
В
конфликте большое значение имеет
характер восприятия конфликтной
ситуации сторонами. Реагируя на сложившуюся
ситуацию, человек действует в соответствии
с особенностями своего характера и взглядами.
Именно этим объясняется, что в одной и
той же ситуации разными людьми (и группами)
совершаются разные, порой противоположные
поступки. Именно взаимодействие конкретной
ситуации и свойств личности и способно
вызвать конфликт (или уберечь от него).
4. Практическая часть. Составьте аналитическую карту Ваших способов влияния на делового партнера в конфликтных ситуациях. Дайте обоснование их эффективности для разрешения деловых ситуаций.
Таблица 1.
Мои обычные действия в конфликтной ситуации.
Стиль разрешения конфликта | Отношение к стилю | |||
Использую чаще | Предпочитаю | Использую реже | Чувствую себя наименее комфортно | |
Конкуренция
(активно отстаиваю |
+ | |||
Уклонение (стараюсь уклониться от участия в конфликте) | + | |||
Сотрудничество (ищу пути совместного решения проблемы) | + | |||
Компромисс (ищу решение, основанное на взаимных уступках) | + | |||
Приспособление | + |
Конкуренция (активно отстаиваю собственную позицию)- я считаю стиль допустимым при конфликте руководства с подчиненными, т.к. начальник обладает властью и авторитетом, а если надо принять «непопулярное» решение, то у него хватит полномочий для этого шага.
Уклонение (стараюсь уклониться от участия в конфликте)- на мой взгляд, стиль уклонения достаточно эффективен для разрешения конфликтов в личной жизни, но не в деловом общении.
Сотрудничество (ищу пути совместного решения проблемы)- наиболее эффективно при разрешении конфликта. Я ищу приемлемое решение и делаю из оппонентов партнеров. Такой подход ведет к успеху в делах. Далее следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, выяснить, в чем разногласия компенсируют друг друга.
Компромисс (ищу решение, основанное на взаимных уступках)- на мой взгляд, компромисс является удачным способом поведения, т.к. он заставляет искать выход из конфликта. Партнеры пытаются прийти к единому решению и садятся за переговоры. В такой ситуации ни один из партнеров не проиграет и найдет выход.
Приспособление- я чувствую себя некомфортно и стараюсь не использовать. Этот стиль означает, что я подстраиваюсь под интересы оппонента, не пытаюсь отстоять собственные. Хотя порой он является оптимальным способом разрешения конфликта.