Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:25, курсовая работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любой организации.
Успех работы организации, обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления организации предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом организации.
Введение
1. Теоретическая глава
1.1. Концепция управления персоналом в организации
1.2. Цели и функции службы управления персоналом в организации
1.3. Структура службы управления
2. Практическая глава
2.1. Анализ структуры управления персоналом в ГУ-УПФ в Уфимском районе
2.2. Разработка мероприятий и предложений по формированию структуры управления в ГУ-УПФ в Уфимском районе
Заключение
Список использованной литературы
- принимает решения о назначении (перерасчете) государственных пенсий, издает приказы и дает указания, обязательные для работников Управления;
- обеспечивает подбор, расстановку кадров и их обучение на рабочем месте;
- заключает и расторгает трудовые договора с работниками Управления;
- без доверенности действует от имени Управления, распоряжается его имуществом и заключает договора.
- решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.
Одним из важнейших элементов управления персоналом является характеристика персонала организации. В выпускной работе приводится анализ структуры персонала по следующим признакам: возрастному, половому, образовательному и стажу.
Анализ половозрастной структуры персонала ГУ - УПФ в Уфимском районе показывает, что доля женщин является преобладающей и составляет 81%.
Коллектив управления преимущественно молодой и зрелого возраста, поэтому при формировании политики в области управления персоналом необходимо вести подбор специалистов. Проведение отбора и подготовка специалистов необходима на дальнейшую перспективу для предстоящей замены работников, уходящих на пенсию.
В Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе края наблюдается тенденция к увеличению уровня образования сотрудников (24% повышают свой образовательный уровень).
Анализируя персонал управления, следует отметить, что необходимо работать в направлении подбора персонала. По образованию и кадровому составу специалистов сложилось благоприятное положение в управлении персоналом.
Анализ структуры управления персоналом будет неполным без анализа сложившейся системы управления, которая включает в себя следующие основные направления:
1) подбор и расстановка кадров;
2) формирование резерва и подготовка;
3) оценка и обучение;
4) мотивация.
В ГУ - УПФ в Уфимском районе за период существования учреждения из 22-х сотрудников, имеющихся по штатному расписанию за три года уволилось 7 специалистов, что составляет 30%. Подбор кадров производился по следующим основным критериям: уровень образования, послужной список и личные характеристики. При собеседовании сотрудникам разъяснялись основные должностные обязанности и требования, предъявляемые к специалистам. При заключении трудовых договоров оговаривался испытательный срок.
В Управлении придается большая значимость подбору персонала, проводится работа по отбору специалистов для работы на перспективу. Работа по поиску кадров проводится системно и целенаправленно, используя при этом следующие методы:
а) через СМИ;
б) личные связи;
в) образовательные организации («вузы»).
Обучение специалистов осуществляется внутри управления, с выездом в ГУ - ОПФ, что является положительным моментом в повышении квалификации специалистов, но к сожалению отсутствует специальные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов по пенсионному обеспечению.
Одним из важнейших элементов процесса управления персонала, является необходимость постоянно оценивать достижения результаты деятельности работников. Для оценки деятельности работников в управлении существует разработанная и предложенная шкала ГУ - ОПФ, где учитываются основные критерии и деятельность специалистов оценивается еженедельно.
Аттестация сотрудников - позволяет произвести оценку специалистов для поощрения и обеспечивает надлежащее управление и продвижение сотрудников в учреждении.
Как и в любой организации в управлении используется система мотивации сотрудников.
Системой оплаты труда предусмотрены надбавки к должностному окладу, размер которых зависит от должности и выполняемых задач, уровня квалификации и образования, опыта работы. Порядок установления надбавок разработан в Положении о порядке установления работникам ГУ-УПФ в Уфимском районе надбавок к должностным окладам за высокую квалификацию, за особые условия и специальный режим работы специалистам Управления и надбавок за сложность, напряженность и высокие достижения в труде обслуживающему персоналу. Надбавки устанавливаются по представлению руководителей подразделений, дифференцированно к должностному окладу в зависимости от занимаемой должности и с учетом соответствующего образования согласно должностной инструкции, стажа работы и практического опыта, его трудового вклада и отношения к исполнению своих должностных обязанностей, и утверждаются начальником Управления, и могут меняться, если специалист повышает или понижает свою результативность.
Также разработано Положение о премировании работников Управления, в котором предусмотрено, что премии выплачиваются за своевременное и качественное выполнение своих должностных обязанностей за отчетный период с учетом фактически отработанного времени и личного вклада работника в общие результаты работы. Система премирования предназначена для усиления материальной заинтересованности работников Управления в результатах своего труда.
Для проведения любых изменений в организации необходимо получить информацию о ее проблемах и возможностях, чтобы разработать конкретную политику осуществления изменений. При проведении диагностики проблемных ситуаций организаций обычно используются четыре подхода:
Опросы и интервью с сотрудниками. Преимущество опросов и интервью состоит в том, что их проведение позволяет вступить в прямой контакт с людьми, вовлеченными в ситуацию. Недостатками интервью является то, что сотрудники часто не испытывают желания раскрыть свои проблемы лицом к лицу с проводящим оценку.
Письменные вопросники позволяют отвечающим на вопросы сохранить анонимность. Этот метод имеет то преимущество, что все опрашиваемые отвечают на вопросы в одном формате, что дает возможность сравнивать и проанализировать их ответы.
Во многих случаях хорошие результаты при диагностике дают простые наблюдения.
Анализ отчетов, докладных записок и прочих доступных материалов. В данной работе основным методом был выбран метод письменного вопросника, а также использовались наблюдения и анализ документов. После проведенного анализа разработанных вопросников предназначенных для оценки системы управления персоналом организации были выбраны два: Интервью для общей ориентации. Цель интервью получить общее представление о работе подразделения организации и о тех проблемах, с которыми сталкивается подразделение.
Организационная диагностика по выявлению проблемной области. Цель вопросника выявить наиболее значимые для подразделения проблемные области. Выявление проблемных областей дает возможность определить наиболее эффективные направления проведения изменений в подразделении.
В проведении диагностики по вопросникам было задействовано 15 респондентов подразделения, которым было предложено заполнить выбранные вопросники. Результаты опроса и их анализ приведен ниже.
Интервью для общей ориентации позволило выявить основные проблемы, с которыми сталкивается управление при реализации своей деятельности. Перечень проблем приводится в таблице 2.
Таблица 2
Перечень проблем управления по результатам интервью
Проблемы | Повторяемость |
1 | 2 |
Задачи (Цели) |
|
Нет должного планирования Законодательство (постоянные новшества, противоречия) Не реальность целей и сроков |
4 4 |
Организация (структура) |
|
Часто возникают не предвиденные ситуации Нет четкой организации труда Много дополнительной работы (переделок) Нехватка техники, несовершенство программного обеспечения Нехватка специалистов Нерациональный режим работы Однообразная работа | 7
2
10 2 |
Взаимоотношения (координация) |
|
Возникают конфликты с другими подразделениями Конфликты с другими подразделениями из-за сроков предоставления информации Несогласованность районных подразделений Много сплетен, пересудов информация в виде слухов Нет согласованности с вышестоящей организацией |
3 3 3 |
Мотивация (оценка)
|
|
Не применяются методы охраны труда и здоровья Климат в коллективе на «3» Нет критериев оценки работы Повышение квалификации только платно Нет возможности повысить квалификацию Нет критериев хорошей работы и обратной связи Недостаточно поощрения хорошо сделанной работы Невысокая з/плата Нет возможности карьерного роста | 4
3 3 5 2 2 1 |
Лидерство (поддержка)
|
|
Нет представления о реальном положении дел на местах Забота о внешнем лоске |
|
Отношение к изменениям |
|
Инициатива не поощряется Можно стать «козлом отпущения» |
|
Были высказаны рекомендации: возможности в повышении профессионального мастерства, модернизация программного обеспечения помогло бы справиться с проблемами в законодательстве, повышение квалификации.
По опросу можно сделать вывод о том, что основными проблемами, с которыми сталкиваются работники при реализации деятельности являются проблемы, связанные с такими внешними для управления причинами как несовершенство и постоянное изменение законодательных актов, неясность миссии и основных целей организации. Большой блок проблем связан с организацией работы: с большим объемом работ и нехваткой специалистов, это в том числе вызвано проблемой нехватки техники и несовершенством программного обеспечения, а также большим количеством непредвиденных ситуаций, не позволяющих эффективно планировать и организовывать работу. Можно сделать вывод, что оценка персонала производиться не в полном объеме и критерии индивидуального результата труда работника учитываются, не отражают в полном объеме достижения и заслуги специалистов.
Для более комплексного анализа проблем в работе был проведен опрос среди работников по выявлению проблемных областей по восьми направлениям. Результаты опроса приведены в таблицах 3-4:
Таблица 3
Результаты опроса по выявлению проблемных областей подразделения
№ | Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Я хорошо представляю себе цели этой компании | 2 | 4 | 4 |
| 1 |
|
|
2 | Организация работы в компании является эффективной |
| 4 | 2 | 1 | 2 |
| 2 |
3 | Менеджеры всегда готовы выслушать новые идеи | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 |
|
|
4 | Меня поощряют в моем стремлении развивать мои способности |
| 6 | 3 | 1 | 2 | 1 |
|
5 | У моего непосредственного начальника есть полезные идеи, помогающие в работе мне и моей рабочей группе | 5 | 4 | 1 | 1 |
|
|
|
6 | Мой непосредственный начальник поддерживает меня и помогает мне в работе | 3 | 3 | 4 |
|
| 1 |
|
7 | В компании производится регулярная оценка процедур и форматов с точки зрения их соответствия текущим требованиям | 1 | 6 | 2 |
| 2 |
|
|
8 | Мы регулярно достигаем намеченных целей | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
9 | Цели организации четко определены | 2 | 4 | 2 |
| 1 | 2 |
|
10 | Должностные инструкции и линии команд являются гибкими | 3 | 2 | 2 |
| 2 | 2 |
|
11 | Мне всегда есть с кем обсудить проблемы, связанные с работой | 4 | 5 |
| 1 | 1 |
|
|
12 | Жалованье, которое я получаю, соответствует моей заботе | 1 |
| 3 | 2 |
| 1 | 3 |
13 | У меня есть все ресурсы и информация, необходимая для работы | 2 | 3 | 1 |
| 1 | 3 | 1 |
14 | Стиль руководства менеджеров высшего звена нацелен на поддержку сотрудников и продуктивен | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 |
15 | Мы постоянно пересматриваем наши методы работы и улучшаем их | 2 | 4 | 3 | 1 | 1 | 1 |
|
16 | Результаты являются следствием целенаправленной работы сотрудников для их достижения | 3 | 4 | 4 |
|
|
|
|
17 | Я чувствую себя мотивированном для выполнения своей работы | 3 | 3 | 4 |
|
| 1 |
|
18 | Распределение обязанностей является четким и понятным |
| 4 | 2 | 2 | 2 |
| 1 |
19 | У меня хорошие взаимоотношения с членами моей рабочей группы | 8 | 2 |
| 1 |
|
|
|
20 | В компании существуют хорошие возможности продвижения по служебной лестнице |
| 1 | 2 | 4 | 2 |
| 2 |
21 | В компании установлены реалистические цели |
| 2 | 2 | 2 | 2 |
| 2 |
22 | Моя работа регулярно оценивается моим начальником | 1 | 7 | 1 |
| 1 |
|
|
23 | Существуют моменты, когда мне хотелось бы спокойно обдумать, что можно изменить в моей работе | 2 | 5 | 3 |
|
| 1 |
|
24 | Сотрудники стремятся к снижению затрат и наилучшему использованию ресурсов | 2 | 5 | 1 | 2 | 1 |
|
|
25 | Приоритеты организации осознаются всеми сотрудниками | 2 | 1 | 4 | 5 |
| 2 |
|
26 | Происходит постоянный поиск улучшения методов нашей работы |
| 2 | 4 | 2 | 1 | 2 |
|
27 | Мы эффективно взаимодействуем друг с другом для выполнения поставленных задач | 2 | 6 | 3 |
|
|
|
|
28 | Все задачи и виды работ в компании поощряются и адекватно оцениваются | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 |
|
29 | Подразделения эффективно взаимодействуют для выполнения поставленных задач | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 |
|
30 | Существующая в компании команда менеджеров обеспечивает эффективное лидерство | 1 |
| 2 | 5 | 2 | 1 |
|
31 | Компания имеет внутренние возможности для осуществления изменений |
| 1 | 3 | 4 |
| 2 |
|
32 | Работа, которую мы выполняем, всегда является нужной и результативной | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
|
33 | В моей сфере деятельности цели и обязанности всех сотрудников определены четко | 1 | 3 | 2 | 2 |
| 1 |
|
34 | То, как организована работа в компании, вызывает чувство удовлетворения |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
35 | Конфликты разрешаются таким образом, что окончательные решения понятны и всеми принимаются |
| 2 | 5 | 1 | 2 | 1 |
|
36 | Все результаты индивидуальной деятельности оцениваются исходя из общепринятых стандартов | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
|
37 | Другие подразделения помогают моему подразделению, если в этом есть необходимость |
| 3 | 3 | 2 | 3 |
|
|
38 | Стиль руководства моего начальника помогает мне исполнить мою работу | 3 | 4 | 1 |
| 3 |
|
|
39 | В компании поощряются творческий подход и инициатива |
| 1 | 2 | 3 | 3 | 2 |
|
40 | Сотрудники всегда стараются выполнить работу как можно лучше | 5 | 5 |
|
| 1 |
|
|
| Сумма | 69 | 122 | 90 | 60 | 50 | 36 | 13 |
Таблица 4
Подведение итогов исследования
Количество ответов | Основные задачи | Структура | Взаимоотношение между людьми | Мотивация |
Согласных | 41 | 29 | 33 | 24 |
Нейтральных | 7 | 7 | 7 | 11 |
Не согласных | 7 | 20 | 5 | 22 |
Количество ответов | Поддержка | Лидерство руководства | Отношение к изменениям | Результаты деятельности |
Согласных | 31 | 34 | 35 | 41 |
Нейтральных | 8 | 8 | 8 | 4 |
Не согласных | 15 | 13 | 13 | 8 |