Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:25, курсовая работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любой организации.
Успех работы организации, обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления организации предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом организации.
Введение
1. Теоретическая глава
1.1. Концепция управления персоналом в организации
1.2. Цели и функции службы управления персоналом в организации
1.3. Структура службы управления
2. Практическая глава
2.1.  Анализ структуры управления персоналом в ГУ-УПФ в Уфимском районе
2.2. Разработка мероприятий и предложений по формированию структуры управления в ГУ-УПФ в Уфимском районе
Заключение
Список использованной литературы
- принимает решения о назначении (перерасчете) государственных пенсий, издает приказы и дает указания, обязательные для работников Управления;
- обеспечивает подбор, расстановку кадров и их обучение на рабочем месте;
- заключает и расторгает трудовые договора с работниками Управления;
- без доверенности действует от имени Управления, распоряжается его имуществом и заключает договора.
- решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.
Одним из важнейших элементов управления персоналом является характеристика персонала организации. В выпускной работе приводится анализ структуры персонала по следующим признакам: возрастному, половому, образовательному и стажу.
Анализ половозрастной структуры персонала ГУ - УПФ в Уфимском районе показывает, что доля женщин является преобладающей и составляет 81%.
Коллектив управления преимущественно молодой и зрелого возраста, поэтому при формировании политики в области управления персоналом необходимо вести подбор специалистов. Проведение отбора и подготовка специалистов необходима на дальнейшую перспективу для предстоящей замены работников, уходящих на пенсию.
В Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе края наблюдается тенденция к увеличению уровня образования сотрудников (24% повышают свой образовательный уровень).
Анализируя персонал управления, следует отметить, что необходимо работать в направлении подбора персонала. По образованию и кадровому составу специалистов сложилось благоприятное положение в управлении персоналом.
Анализ структуры управления персоналом будет неполным без анализа сложившейся системы управления, которая включает в себя следующие основные направления:
1) подбор и расстановка кадров;
2) формирование резерва и подготовка;
3) оценка и обучение;
4) мотивация.
В ГУ - УПФ в Уфимском районе за период существования учреждения из 22-х сотрудников, имеющихся по штатному расписанию за три года уволилось 7 специалистов, что составляет 30%. Подбор кадров производился по следующим основным критериям: уровень образования, послужной список и личные характеристики. При собеседовании сотрудникам разъяснялись основные должностные обязанности и требования, предъявляемые к специалистам. При заключении трудовых договоров оговаривался испытательный срок.
В Управлении придается большая значимость подбору персонала, проводится работа по отбору специалистов для работы на перспективу. Работа по поиску кадров проводится системно и целенаправленно, используя при этом следующие методы:
а) через СМИ;
б) личные связи;
в) образовательные организации («вузы»).
Обучение специалистов осуществляется внутри управления, с выездом в ГУ - ОПФ, что является положительным моментом в повышении квалификации специалистов, но к сожалению отсутствует специальные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов по пенсионному обеспечению.
Одним из важнейших элементов процесса управления персонала, является необходимость постоянно оценивать достижения результаты деятельности работников. Для оценки деятельности работников в управлении существует разработанная и предложенная шкала ГУ - ОПФ, где учитываются основные критерии и деятельность специалистов оценивается еженедельно.
Аттестация сотрудников - позволяет произвести оценку специалистов для поощрения и обеспечивает надлежащее управление и продвижение сотрудников в учреждении.
Как и в любой организации в управлении используется система мотивации сотрудников.
Системой оплаты труда предусмотрены надбавки к должностному окладу, размер которых зависит от должности и выполняемых задач, уровня квалификации и образования, опыта работы. Порядок установления надбавок разработан в Положении о порядке установления работникам ГУ-УПФ в Уфимском районе надбавок к должностным окладам за высокую квалификацию, за особые условия и специальный режим работы специалистам Управления и надбавок за сложность, напряженность и высокие достижения в труде обслуживающему персоналу. Надбавки устанавливаются по представлению руководителей подразделений, дифференцированно к должностному окладу в зависимости от занимаемой должности и с учетом соответствующего образования согласно должностной инструкции, стажа работы и практического опыта, его трудового вклада и отношения к исполнению своих должностных обязанностей, и утверждаются начальником Управления, и могут меняться, если специалист повышает или понижает свою результативность.
Также разработано Положение о премировании работников Управления, в котором предусмотрено, что премии выплачиваются за своевременное и качественное выполнение своих должностных обязанностей за отчетный период с учетом фактически отработанного времени и личного вклада работника в общие результаты работы. Система премирования предназначена для усиления материальной заинтересованности работников Управления в результатах своего труда.
Для проведения любых изменений в организации необходимо получить информацию о ее проблемах и возможностях, чтобы разработать конкретную политику осуществления изменений. При проведении диагностики проблемных ситуаций организаций обычно используются четыре подхода:
Опросы и интервью с сотрудниками. Преимущество опросов и интервью состоит в том, что их проведение позволяет вступить в прямой контакт с людьми, вовлеченными в ситуацию. Недостатками интервью является то, что сотрудники часто не испытывают желания раскрыть свои проблемы лицом к лицу с проводящим оценку.
Письменные вопросники позволяют отвечающим на вопросы сохранить анонимность. Этот метод имеет то преимущество, что все опрашиваемые отвечают на вопросы в одном формате, что дает возможность сравнивать и проанализировать их ответы.
Во многих случаях хорошие результаты при диагностике дают простые наблюдения.
Анализ отчетов, докладных записок и прочих доступных материалов. В данной работе основным методом был выбран метод письменного вопросника, а также использовались наблюдения и анализ документов. После проведенного анализа разработанных вопросников предназначенных для оценки системы управления персоналом организации были выбраны два: Интервью для общей ориентации. Цель интервью получить общее представление о работе подразделения организации и о тех проблемах, с которыми сталкивается подразделение.
Организационная диагностика по выявлению проблемной области. Цель вопросника выявить наиболее значимые для подразделения проблемные области. Выявление проблемных областей дает возможность определить наиболее эффективные направления проведения изменений в подразделении.
В проведении диагностики по вопросникам было задействовано 15 респондентов подразделения, которым было предложено заполнить выбранные вопросники. Результаты опроса и их анализ приведен ниже.
Интервью для общей ориентации позволило выявить основные проблемы, с которыми сталкивается управление при реализации своей деятельности. Перечень проблем приводится в таблице 2.
Таблица 2
Перечень проблем управления по результатам интервью
Проблемы  | Повторяемость  | 
1  | 2  | 
Задачи (Цели)  | 
  | 
Нет должного планирования Законодательство (постоянные новшества, противоречия) Не реальность целей и сроков  | 
 4 4  | 
Организация (структура)  | 
  | 
Часто возникают не предвиденные ситуации Нет четкой организации труда Много дополнительной работы (переделок) Нехватка техники, несовершенство программного обеспечения Нехватка специалистов Нерациональный режим работы Однообразная работа  | 7 
 2 
 
 10 2  | 
Взаимоотношения (координация)  | 
 
  | 
Возникают конфликты с другими подразделениями Конфликты с другими подразделениями из-за сроков предоставления информации Несогласованность районных подразделений Много сплетен, пересудов информация в виде слухов Нет согласованности с вышестоящей организацией  | 
 
 3 3 3  | 
Мотивация (оценка) 
  | 
 
  | 
Не применяются методы охраны труда и здоровья Климат в коллективе на «3» Нет критериев оценки работы Повышение квалификации только платно Нет возможности повысить квалификацию Нет критериев хорошей работы и обратной связи Недостаточно поощрения хорошо сделанной работы Невысокая з/плата Нет возможности карьерного роста  | 4 
 
 3 3 5 2 2 1  | 
Лидерство (поддержка) 
  | 
  | 
Нет представления о реальном положении дел на местах Забота о внешнем лоске  | 
  | 
Отношение к изменениям  | 
  | 
Инициатива не поощряется Можно стать «козлом отпущения»  | 
  | 
Были высказаны рекомендации: возможности в повышении профессионального мастерства, модернизация программного обеспечения помогло бы справиться с проблемами в законодательстве, повышение квалификации.
По опросу можно сделать вывод о том, что основными проблемами, с которыми сталкиваются работники при реализации деятельности являются проблемы, связанные с такими внешними для управления причинами как несовершенство и постоянное изменение законодательных актов, неясность миссии и основных целей организации. Большой блок проблем связан с организацией работы: с большим объемом работ и нехваткой специалистов, это в том числе вызвано проблемой нехватки техники и несовершенством программного обеспечения, а также большим количеством непредвиденных ситуаций, не позволяющих эффективно планировать и организовывать работу. Можно сделать вывод, что оценка персонала производиться не в полном объеме и критерии индивидуального результата труда работника учитываются, не отражают в полном объеме достижения и заслуги специалистов.
Для более комплексного анализа проблем в работе был проведен опрос среди работников по выявлению проблемных областей по восьми направлениям. Результаты опроса приведены в таблицах 3-4:
Таблица 3
Результаты опроса по выявлению проблемных областей подразделения
№  | Вопросы  | 1  | 2  | 3  | 4  | 5  | 6  | 7  | 
1  | Я хорошо представляю себе цели этой компании  | 2  | 4  | 4  | 
  | 1  | 
  | 
  | 
2  | Организация работы в компании является эффективной  | 
  | 4  | 2  | 1  | 2  | 
  | 2  | 
3  | Менеджеры всегда готовы выслушать новые идеи  | 1  | 2  | 3  | 4  | 1  | 
  | 
  | 
4  | Меня поощряют в моем стремлении развивать мои способности  | 
  | 6  | 3  | 1  | 2  | 1  | 
  | 
5  | У моего непосредственного начальника есть полезные идеи, помогающие в работе мне и моей рабочей группе  | 5  | 4  | 1  | 1  | 
  | 
  | 
  | 
6  | Мой непосредственный начальник поддерживает меня и помогает мне в работе  | 3  | 3  | 4  | 
  | 
  | 1  | 
  | 
7  | В компании производится регулярная оценка процедур и форматов с точки зрения их соответствия текущим требованиям  | 1  | 6  | 2  | 
  | 2  | 
  | 
  | 
8  | Мы регулярно достигаем намеченных целей  | 3  | 4  | 1  | 1  | 1  | 1  | 
  | 
9  | Цели организации четко определены  | 2  | 4  | 2  | 
  | 1  | 2  | 
  | 
10  | Должностные инструкции и линии команд являются гибкими  | 3  | 2  | 2  | 
  | 2  | 2  | 
  | 
11  | Мне всегда есть с кем обсудить проблемы, связанные с работой  | 4  | 5  | 
  | 1  | 1  | 
  | 
  | 
12  | Жалованье, которое я получаю, соответствует моей заботе  | 1  | 
  | 3  | 2  | 
  | 1  | 3  | 
13  | У меня есть все ресурсы и информация, необходимая для работы  | 2  | 3  | 1  | 
  | 1  | 3  | 1  | 
14  | Стиль руководства менеджеров высшего звена нацелен на поддержку сотрудников и продуктивен  | 1  | 2  | 1  | 3  | 1  | 3  | 1  | 
15  | Мы постоянно пересматриваем наши методы работы и улучшаем их  | 2  | 4  | 3  | 1  | 1  | 1  | 
  | 
16  | Результаты являются следствием целенаправленной работы сотрудников для их достижения  | 3  | 4  | 4  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
17  | Я чувствую себя мотивированном для выполнения своей работы  | 3  | 3  | 4  | 
  | 
  | 1  | 
  | 
18  | Распределение обязанностей является четким и понятным  | 
  | 4  | 2  | 2  | 2  | 
  | 1  | 
19  | У меня хорошие взаимоотношения с членами моей рабочей группы  | 8  | 2  | 
  | 1  | 
  | 
  | 
  | 
20  | В компании существуют хорошие возможности продвижения по служебной лестнице  | 
  | 1  | 2  | 4  | 2  | 
  | 2  | 
21  | В компании установлены реалистические цели  | 
  | 2  | 2  | 2  | 2  | 
  | 2  | 
22  | Моя работа регулярно оценивается моим начальником  | 1  | 7  | 1  | 
  | 1  | 
  | 
  | 
23  | Существуют моменты, когда мне хотелось бы спокойно обдумать, что можно изменить в моей работе  | 2  | 5  | 3  | 
  | 
  | 1  | 
  | 
24  | Сотрудники стремятся к снижению затрат и наилучшему использованию ресурсов  | 2  | 5  | 1  | 2  | 1  | 
  | 
  | 
25  | Приоритеты организации осознаются всеми сотрудниками  | 2  | 1  | 4  | 5  | 
  | 2  | 
  | 
26  | Происходит постоянный поиск улучшения методов нашей работы  | 
  | 2  | 4  | 2  | 1  | 2  | 
  | 
27  | Мы эффективно взаимодействуем друг с другом для выполнения поставленных задач  | 2  | 6  | 3  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
28  | Все задачи и виды работ в компании поощряются и адекватно оцениваются  | 1  | 1  | 2  | 1  | 3  | 2  | 
  | 
29  | Подразделения эффективно взаимодействуют для выполнения поставленных задач  | 1  | 1  | 3  | 3  | 2  | 1  | 
  | 
30  | Существующая в компании команда менеджеров обеспечивает эффективное лидерство  | 1  | 
  | 2  | 5  | 2  | 1  | 
  | 
31  | Компания имеет внутренние возможности для осуществления изменений  | 
  | 1  | 3  | 4  | 
  | 2  | 
  | 
32  | Работа, которую мы выполняем, всегда является нужной и результативной  | 3  | 2  | 1  | 1  | 2  | 2  | 
  | 
33  | В моей сфере деятельности цели и обязанности всех сотрудников определены четко  | 1  | 3  | 2  | 2  | 
  | 1  | 
  | 
34  | То, как организована работа в компании, вызывает чувство удовлетворения  | 
  | 2  | 2  | 2  | 2  | 2  | 1  | 
35  | Конфликты разрешаются таким образом, что окончательные решения понятны и всеми принимаются  | 
  | 2  | 5  | 1  | 2  | 1  | 
  | 
36  | Все результаты индивидуальной деятельности оцениваются исходя из общепринятых стандартов  | 1  | 2  | 2  | 3  | 2  | 1  | 
  | 
37  | Другие подразделения помогают моему подразделению, если в этом есть необходимость  | 
  | 3  | 3  | 2  | 3  | 
  | 
  | 
38  | Стиль руководства моего начальника помогает мне исполнить мою работу  | 3  | 4  | 1  | 
  | 3  | 
  | 
  | 
39  | В компании поощряются творческий подход и инициатива  | 
  | 1  | 2  | 3  | 3  | 2  | 
  | 
40  | Сотрудники всегда стараются выполнить работу как можно лучше  | 5  | 5  | 
  | 
  | 1  | 
  | 
  | 
  | Сумма  | 69  | 122  | 90  | 60  | 50  | 36  | 13  | 
Таблица 4
Подведение итогов исследования
Количество ответов  | Основные задачи  | Структура  | Взаимоотношение между людьми  | Мотивация  | 
Согласных  | 41  | 29  | 33  | 24  | 
Нейтральных  | 7  | 7  | 7  | 11  | 
Не согласных  | 7  | 20  | 5  | 22  | 
Количество ответов  | Поддержка  | Лидерство руководства  | Отношение к изменениям  | Результаты деятельности  | 
Согласных  | 31  | 34  | 35  | 41  | 
Нейтральных  | 8  | 8  | 8  | 4  | 
Не согласных  | 15  | 13  | 13  | 8  |