Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:25, курсовая работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любой организации.
Успех работы организации, обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления организации предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом организации.
Введение
1. Теоретическая глава
1.1. Концепция управления персоналом в организации
1.2. Цели и функции службы управления персоналом в организации
1.3. Структура службы управления
2. Практическая глава
2.1. Анализ структуры управления персоналом в ГУ-УПФ в Уфимском районе
2.2. Разработка мероприятий и предложений по формированию структуры управления в ГУ-УПФ в Уфимском районе
Заключение
Список использованной литературы
1.3. Структура службы управления персоналом
Структура управления персоналом рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Процесс управления является общей суммой всех функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Кадровая политика (политика в области управления персоналом) позволяет принимать более взвешенные кадровые решения, организовать процессы с учетом интересов собственников, руководства и персонала.
Назовем факторы, определяющие выбор кадровой политики:
- стратегические цели и приоритеты организации;
- характер деятельности организации;
- размер организации, ее географическое положение;
- стиль управления;
- организационная структура и корпоративная культура;
- экономическая и социальная политика организации.
Для того чтобы определить ценности и принципы организации. Все ценности можно разделить на четыре категории:
- наши сотрудники;
- выполнение работы;
- деловое взаимодействие;
- отношения в коллективе.
Приведем примеры ценностей для категории «наши сотрудники»:
- Профессионализм;
- Узкая специализация;
- Исполнительность;
- Самосовершенствование
- Развитие конкурентных преимуществ;
- Дисциплинированность;
- Ответственность;
- Взвешенность решений;
- Ценность интересов клиентов, забота о них;
- Стабильность результатов. [17, c. 563]
Для того чтобы выработанные руководством ценности стали ценностями всего коллектива их необходимо донести до людей, инсталлировать в их сознании. Для этого можно использовать следующие рекомендации:
1) Сформировать четкое представление о целях и ценностях.
2) Использовать средства корпоративной печати.
3) Личный пример.
4) Закрепление ценностей через поведенческие стандарты.
5) Поощрение работников, демонстрирующих ценности и стандарты поведения организации.
Организационные ценности закрепляются в стандартах, своеобразных «правилах игры» организации. Корпоративные стандарты закрепляются в культурных артефактах: ритуалах и церемониях, истории и мифы, организационная символика, корпоративный язык, внешний вид, принятый стиль одежды, имидж работников, стиль взаимоотношений.
Таблица 1
Ценности организации определяют принципы, по которым осуществляется управление персоналом
Функции управления персонала | Принципы |
Подбор и расстановка кадров | Принцип соответствия должности Принцип профессиональной компетенции Принцип практических достижений |
Формирование и подготовка резерва кадров | Принцип конкурсности Принцип ротации Принцип проверки делом Принцип систематичности оценки |
Оценка и аттестация | Принцип надежности методов оценки Принцип объективности методов оценки |
Развитие персонала | Принцип систематичности и саморазвития |
Мотивация и стимулирование | Принцип соответствия вознаграждения результатам труда Принцип стимулирования и сочетания его методов |
Постановка целей в области управления персоналом позволяет:
- наглядно представить желаемое состояние системы на стратегический период;
- определить направления и конкретные действия по эффективному управлению персоналом;
- способствует формированию единства внутри службы персонала, укреплению корпоративного духа, стимулирует, вдохновляет сотрудников.
Для формулирования целей кадровой политики полезно ответить на следующие вопросы:
- кто персонал компании; что вы знаете о реальной жизни, поведении, ожиданиях и ценностях людей работающих в организации?
управление персонал мотивация
Рисунок – 1. Этапы формирования структуры управления персоналом
Безусловно, структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организаций, особенностями выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций.
В ряде организаций формируются структуры управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами. [27, c. 433]
В зависимости от размеров организаций состав подразделений будет меняться: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняют отдельные подразделения, кадровых служб организации, структурировании ее состава необходимо исходить из следующих посылок.
Перечень работ, связанных с обеспечением эффективного управления персоналом, имеет относительно стандартный вид для всех организаций. Это значит, что их реализация является необходимым и достаточным условием реализации задач и функций управления.
Принципиальное построение кадровой службы в современных условиях не имеет общепризнанной формы. Один из ее вариантов представлен на рис.3. Он ориентирован на стандартный набор работ и реализацию стратегического подхода в кадровой политике в увязке с развитием организации. [10, c. 283]
Конкретное построение кадровой службы, распределение кадровой работы между структурными подразделениями, а внутри структурного подразделения между исполнителями может варьировать в большом диапазоне, поскольку зависит от многих моментов. Среди них следует отметить, прежде всего, размер организации (численность занятого на нем персонала), объем управленческих работ каждого вида, понимание руководством задач управления персоналом: несмотря на эффективность комплексного подхода к управлению персоналом в организациях, тем не менее, во главу угла ставиться, например, подбор кадров, на других – планирование трудовой карьеры, на третьих – оценка результатов и оплата труда. Влияют также стиль и методы руководства администрации подчиненными и т.д.
При проектировании структуры службы управления персоналом и организации ее работы исходят из того, что существование какого-либо структурного подразделения оправданно лишь в определенных условиях (при определенной численности персонала, объеме управленческих работ данного вида). В других же условиях данная функция может быть поручена (передана) другому структурному подразделению или даже отдельному лицу в составе любого структурного подразделения.
Изучение отечественной практики организации управления персоналом показывает, что работа с кадрами в организациях строится по схеме, весьма отличающейся от представленной. Организационно работа с кадрами продолжает оставаться распыленной по многим функциональным подразделениям заводоуправления. Более того, самостоятельной кадровой службы с единым административным и методическим руководством вообще может не быть. [10, c. 569]
Как показывает изучение опыта управления организациями и соответствующей литературы, возможны следующие варианты некоторых изменений оргструктуры службы управления персоналом.
При немногочисленности персонала и соответственно незначительной суммарной трудоемкости функций службы управления персоналом выполнение отдельных задач может быть поручено конкретному специалисту, а не подразделению. В любом случае, вне зависимости от особенностей организации, состав функций службы управления персоналом остается постоянным. Меняется только трудоемкость их выполнения.
Ряд функций может быть передан другим подразделениям, не входящим структурно в службу управления персоналом. Отдельные функции могут выполнять, например, подразделения технического развития. Некоторые функции (например, информационного обеспечения службы управления персоналом) могут быть переданы в компетенцию подразделения по организации управления.
Вместе с тем намечаются положительные тенденции, в частности преобразование отделов кадров в отделы управления персоналом, правда, пока с незначительной трансформацией функций, что, естественно, существенно не сказывается на эффективности работы с персоналом. Другие организации идут значительно дальше и подчиняют управляющему по кадрам не только такие традиционные управленческие структуры, как отдел кадров, отдел подготовки кадров, но и социологические подразделения (если они имеются), отдел труда и заработной платы, отел (лабораторию) НОТ и др. [12, c. 387]
После определения функциональной структуры кадровой службы, составляющих ее подразделения (отделы, бюро), решается вопрос о перечне задач каждого структурного подразделения, его функциях, численном составе и должной структуре занятых в них работников, должностных обязанностях каждого из них, а так же о взаимоотношениях подразделений друг с другом в рамках кадровой службы и с другими подразделениями организации как в части входящей и исходящей информации, так и в отношении методического обеспечения кадровой работы, реализации функции контроля и надзора за ее проведением. [15, с. 452]
2. Практическая глава
2.1. Анализ структуры управления персоналом в ГУ-УПФ в Уфимском районе
Формирование структуры управления персоналом является обязательным для ГУ-УПФ, так как на современном этапе происходят серьезные изменения и складываются новые отношения и подходы к управлению человеческими ресурсами. Руководители стали смотреть на участие работников в повышении эффективности деятельности, на повышение производительности и качества работы стратегически.
Стратегическая роль структуры управления человеческими ресурсами является особенно существенной и для управлений.
В курсовой работе поставлена задача проанализировать структуру управления персонала ГУ-УПФ в Уфимском районе. Для этого необходимо изучить характеристику управления и анализ системы управления персоналом ГУ - УПФ в Уфимском районе.
Организационная структура - это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.
Организационной структуре Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе присущи функциональная и горизонтальная специализация и основной принцип специализации деятельности - функциональный. Сотрудники объединены в подразделения в соответствии с видами деятельности, которые они выполняют.
На рисунке 2 представлена структура ГУ-УПФ в Уфимском районе:
ОНПиВП - отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсии;
ОПП - группа по оценке пенсионных прав застрахованных лиц;
ФЭГ - финансово-экономическая группа;
ПУиВСЗЛ- группа персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;
АХГ - административно-хозяйственная группа.
Рисунок – 2. Организационная структура ГУ-УПФ в Уфимском районе
Руководство Государственным учреждением - Управлением пенсионного фонда РФ в Уфимском районе осуществляет начальник, который назначается на должность приказом управляющего Отделения ПФР.
Начальник Управления:
- несет всю полноту ответственности за выполнение работы возложенной на Управление, является распорядителем средств и несет ответственность за правильное использование этих средств: