Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:11, курсовая работа
Цель  исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи. Задачи  исследования:
1. Провести анализ современного  состояния проблемы неблагополучия  в семье.
2. Обобщить научную литературу  по проблеме влияния неблагополучной  семьи на процесс социализации  ребенка.
3. Изучить особенности  социализации детей из неблагополучных  семей
4. Выявить основные виды  и причины дезадаптации ребенка  из неблагополучной семьи
5. Обосновать пути решения  проблемы успешной социализации  ребенка из неблагополучной семьи.
Введение                                                                                                     3
Глава 1. Теоретические  аспекты изучения процесса                        6
социализации
1.1.   Социализация и развитие личности                                              6
1.2.   Феномены, механизмы процесса социализации                         10
1.3.   Роль семьи в  процессе  социализации ребенка                          12
Глава  2. Содержание работы социального                                        16               
 педагога с неблагополучной  семьей
2.1.   Теоретические аспекты феномена неблагополучной                 16                    
 семьи
2.2.   Виды неблагополучных семей в современном обществе          18
2.3.   Влияние неблагополучной семьи на развитие и                      
 воспитание ребенка                                                                        27
2.4.   Общая концепция Работы социального                       
 педагога с неблагополучной  семьей                                             36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь                                 42              
 детям из неблагополучной  семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической                                       42      
 помощи неблагополучным  семьям»
3.2. Анализ эффективности  программы «Социально –     
 педагогической помощи  неблагополучным семьям»                       54
Заключение                                                                                               90
Список литературы                                                                                 93
§ Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложивштхся проблемных ситуаций.
§ Контрольные (оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций.
§ Адаптационно – реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи)
При разработке плана работы с детьми, направленной на корректировку отношения к взрослым могут быть организованы следующие мероприятия:
1. классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации.
2. ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации.
3. упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий
4. индивидуальные консультации 
для более открытого и 
В программе рассказывается о привлечение социальным педагогом различных специалистов для осуществления помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической.
Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и школьного психолога.
Во-вторых специалисты микросоциума.
Социальный педагог 
Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения программы просматриваются с целью отслеживания и корректирования работы, по каждому отдельному случаю ведется документация, которая описывается в программе.
Для контроля по реализации программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия.
Если при подведении итогов 
проведения программы заметна ликвидация 
факторов неблагополучия в семье, то 
это дает основание для снятия 
с учета семью. Чаще всего эффективность 
программы наблюдается по следующим 
параметрам: у детей улучшилась успеваемость, 
сократились прогулы, эмоциональное 
настроение поднялось и общее 
психологическое состояние 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.2. Анализ эффективности 
программы «Социально – 
 
Для апробирования программы, 
на базе эксперимента была выбрана 
средняя общеобразовательная 
Цели, задачи и направления деятельности школы № 114.
Целями школы является: достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физического и эстетического развития, воспитание нравственной личности, руководящей в своей деятельности общечеловеческими ценностями, так же школа дает возможность освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и приемов самостоятельной деятельности, про – мимо этого школа представляет всем равные возможности для продолжения образования в соответствии с учетом способностей и призвания.
Исходя из целей, задачи школы 
поставлены следующим образом: реализовать 
общеобразовательные программы 
и государственные стандарты 
на уровнях начального, основного 
и полного общего образования, а 
так же дополнительного 
Для реализации своих целей и выполнения задач школа организует и физического воспитание и оздоровление учащихся, как на платной, так и на бесплатной основе осуществляет обучение детей школьного возраста в рамках государственных стандартов и программ.
Школа № 114 – союз детей и взрослых, который осуществляет свои общие цели и задачи в тесном взаимодействии с родителями и общественностью.
Школа реализует следующие программы: программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы.
Школа состоит из 1 – 3 классы – I ступени, 5 – 9 классов – II ступени, 10 – 11 классов III ступени. (Приложение № 3)
В целях создания условий для качественного учебного воспитательного процесса классы комплектуются в количестве не менее 25 человек.
Классы комплектуются 
из числа детей школьного 
В школе устанавливается продолжительность обучения:
- 1 ступень (начальное 
- 2 ступень (основное общее образование) – 5 лет
- 3 ступень (полное общее образование) не более 2 лет.
Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет школьный психолог, который проводит работы на основании Положение о школьно психологе. В Должностные обязанности педагога – психолога школы № 114 входит: осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психологического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учреждении, так же способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивныех мероприятий по профилактике и возникновения социальной дезадаптации, по – мимо этого оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, кроме того составляет психолого – педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся и определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии и проводит их психолого- педагогическую коррекцию.
В функциональные обязанности 
педагога – психолога школы № 
114 проведение индивидуальной углубленной 
диагностики учащихся с различными 
психолого – педагогическим трудностями 
с последующим оказанием 
Функционал классного руководителя органически включает обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: забота о здоровье детей, профилактика асоциального поведения, связь с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.). Эти функции остаются за классными руководителями, но в условиях комплекса, при наличии социальных педагогов, классные руководители получают дополнительную весьма ощутимую поддержку. В необходимых случаях они имеют от социальных педагогов полную картину поведения и условий жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, сведения о положении и отношениях детей в семье, и могут оперативно учитывать эти данные в своей работе (Приложение № 4).
Классные руководители и социальные педагоги имеют единые программы социальной адаптации и, действуя каждый в своей сфере общения, помогают друг другу лучше понять ребенка и его семью, обеспечивают условия для оптимального развития личности ребенка.
Классные руководители, изучив 
семьи и учеников, выделяют тех 
ребят, которые нуждаются в социальной 
помощи, помогают семьям в воспитании 
трудных детей и при 
Социальный педагог 
В должностные обязанности 
социального педагога входит: выявление 
интересов и потребностей, трудностей 
и проблем, конфликтных ситуаций, 
отклонений в поведении обучающихся 
и своевременное оказание им социальную 
поддержки, способствование созданию 
обстановки психологического комфорта 
и безопасности личности обучающихся, 
выступает посредником между 
личностью обучающихся и 
В школе обучается 705 детей с 1 – 11 классы. В 2002 году в школе была создана психолого – медио – педагогическая комиссия (ПМПк) в целях оптимизации педагогических условий для детей с трудностями в обучении, общении и взаимодействии с окружающими в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
В состав комиссии входят:
1. Председатель комиссии – директор школы
2. Зам. председателя – 
зам. директора по 
3. Социальный педагог
4. Психолог
5. Представитель родительского комитета
Психолого – медио – 
педагогческая комиссия является одной 
из форм взаимодействия специалистов 
образовательного учреждения , объединяющихся 
для психолого – 
Основные направления психолого – медико – педагогческая комиссия:
1. работа по анализу 
и преодолению школьной не 
успешности ребенка и 
2. Работа по раннему 
выявлению и организация 
3. Анализ и ликвидация 
внутришкольных конфликтных 
Результатом работы психолого – медико – педагогческая комиссии: является своевременная постановка «трудных» детей на внутришкольный контроль. Это значит, что внуришкольный контроль не является мерой пресечения запущенных детей. Наоборот что на учет ставится ребенок ранее выявленный, для коррекционной работы с ним.
На внутришкольном учете стоят 20 учеников с 1 – 11 классы. Они и составили экспериментальную группу. Причины их постановки на учет различны:
§ Плохое, неадекватное поведение 35%
§ безвольность (потакание плохому поведению) 15%
§ вранье 25%
§ плохая успеваемость 20%
§ курение 20%
§ прогулы 30%
Возрастная категория «трудных» детей:
· Младший школьник лет 20 %
· Подросток 55 %
· Старший школьник 25 %
По половое деление:
· мальчики – 75 %
· девочки – 25 %
Дети из этой группы различаются и по возрасту, и по полу и по характеру и по условиям проживания. Учащиеся «группы риска» являются членами:
· Неполных семей 25 %
· Полных семей 60%
· Проживающие, в семье с отчимом или мачехой 15 %
· Воспитывающиеся одним родителем (мать) - одиночка 25 % (Приложение № 7)
Именно эти учащиеся стали контингентом для участия в эксперименте.
Были проведены 2 диагностических методики, учитывая все требования к диагностическим методикам, а именно: проведенные методики не нанесли угрозы психическому и физическому здоровью обследуемых; при этом количество и содержание методик соответствовало целям обследования и отражает возможность доказательства или отвержения диагностической гипотезы; методики подбирались с учетом: возраста и психофизиологическогого состояния обследуемых, места и времени обследуемых, а так же методики являются высоковалидными и надежными.
1) Рисунок семьи. Цель: изучить детско – родительских взаимоотношений; определить ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта (Приложение № 8).
2)   Семейная социограмма.    Цель: выявить 
положение субъекта в системе межличностных 
отношений; изучить характер коммуникаций 
в семье – прямой или опосредованный.  
(Приложение № 9)                            
В результате анализируя «Рисунок семьи» получили следующие данные:
· 50 % детей испытывают дефицит общения в семье
· 23 % детей ощущают себя отверженными и не нужными
· 7 % детей включают в состав семьи посторонних людей
· 10 % не имеют никаких отношений в семье
· 10 % выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных
Результаты интерпретации Семейной социограммы:
· 50 % детей не ощущают эмоциональной взаимосвязи в семье
· 27% общаются с членами опосредованно, через наиболее приятного им члена семьи
· 20 % выделили в своей семье подсистемы: мама – папа, брат – сестра, мама – дочь, папа – сын, мама – сын и др.
· 3 % детей обладают низкой 
самооценкой в семье и 
Подводя итоги по результатам этих методик было выяснено, что 50 % детей, жалующихся на дефицит внутрисемейного общения и отсутствия взаимосвязи между членами семьи из полных семей, то есть живущие с мамой и папой.
Информация о работе Работа социального педагога с неблагополучной семьей