Работа социального педагога с неблагополучной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи. Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье.
2. Обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка.
3. Изучить особенности социализации детей из неблагополучных семей
4. Выявить основные виды и причины дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи
5. Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса 6
социализации
1.1. Социализация и развитие личности 6
1.2. Феномены, механизмы процесса социализации 10
1.3. Роль семьи в процессе социализации ребенка 12
Глава 2. Содержание работы социального 16
педагога с неблагополучной семьей
2.1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной 16
семьи
2.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе 18
2.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка 27
2.4. Общая концепция Работы социального
педагога с неблагополучной семьей 36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь 42
детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической 42
помощи неблагополучным семьям»
3.2. Анализ эффективности программы «Социально –
педагогической помощи неблагополучным семьям» 54
Заключение 90
Список литературы 93

Файлы: 1 файл

работа соц педагога с неблагополучной семьей.docx

— 112.44 Кб (Скачать)

§  Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложивштхся проблемных ситуаций.

§   Контрольные (оценка состояния семьи и ребенка,  динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций.

§   Адаптационно – реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи)

При разработке  плана работы с детьми, направленной на корректировку отношения к взрослым могут быть организованы следующие мероприятия:

1. классный час с целью  выяснения мнения детей на  заданную тему, ее обсуждения  и определения возможных форм  поведения в заданной ситуации.

2. ролевые игры, направленные  на определение существующих  установок, касающихся семьи,  а так же формирование новых,  адекватных семейной ситуации.

3. упражнения для выявления  и развития воображения детей,  способности к вербализации их  фантазий

4. индивидуальные консультации  для более открытого и доверительного  разговора.

В программе рассказывается о привлечение  социальным педагогом различных специалистов для осуществления помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и  педагогической.

Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и  школьного   психолога.

Во-вторых специалисты микросоциума.

Социальный педагог сотрудничает с наркологическим диспансером, инспектором  по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи. В программе подробно изложены цели и результаты взаимодействия социального педагога с специалистами микросоциума.

Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения программы просматриваются с  целью отслеживания и корректирования  работы, по каждому отдельному случаю ведется документация, которая описывается  в программе.

Для контроля по реализации программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное  проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени  ликвидации признаков неблагополучия.

Если при подведении итогов проведения программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность  программы наблюдается по следующим  параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное  настроение поднялось и общее  психологическое состояние приблизилось к норме.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Анализ эффективности  программы «Социально – педагогической  помощи детям из неблагополучных  семей»

 

Для апробирования программы, на базе эксперимента была выбрана  средняя общеобразовательная школа  № 114 имеющая статус государственного образовательного учреждения.

Цели, задачи и направления  деятельности школы № 114.

Целями школы является: достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физического и  эстетического развития, воспитание нравственной личности, руководящей  в  своей деятельности общечеловеческими ценностями, так же школа дает возможность освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и приемов самостоятельной деятельности, про – мимо этого школа представляет всем равные возможности для продолжения образования в соответствии с учетом способностей и призвания.

Исходя из целей, задачи школы  поставлены следующим образом: реализовать  общеобразовательные программы  и государственные стандарты  на уровнях начального, основного  и полного общего образования, а  так же дополнительного образовательных  программ, так же создать максимально  благоприятные условия для умственного, нравственного эмоционального и  физического развития учащегося, раскрытия  его способностей (см приложение)

Для реализации своих целей  и выполнения задач школа организует    и физического воспитание и оздоровление учащихся, как на платной, так и на бесплатной основе осуществляет обучение детей школьного возраста в рамках государственных стандартов и программ.

Школа № 114 – союз детей  и взрослых, который осуществляет свои общие цели и задачи в тесном взаимодействии с родителями и общественностью.

Школа реализует следующие  программы: программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы.

Школа состоит из 1 – 3 классы – I ступени, 5 – 9 классов – II ступени,  10 – 11 классов  III ступени. (Приложение № 3)

В целях создания условий  для качественного учебного воспитательного  процесса классы комплектуются в  количестве не менее 25 человек.

Классы комплектуются  из числа детей школьного возраста, проживающие по микрорайону школы. Классы полного общего образования  (3 ступень) комплектуется из числа наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы учащихся на конкурсной основе. В классы с углубленным изучением предметов (математика и биология) с 8 – го класса по результатам собеседования.

В школе устанавливается  продолжительность обучения:

- 1 ступень (начальное образование)  не менее 3 лет

- 2 ступень (основное общее  образование) – 5 лет

- 3 ступень (полное общее  образование)  не более 2 лет.

Психологическое обеспечение  образовательного процесса осуществляет школьный психолог, который проводит работы на основании  Положение о школьно психологе. В Должностные обязанности педагога – психолога школы № 114 входит: осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психологического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учреждении, так же способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивныех мероприятий по профилактике и возникновения социальной дезадаптации, по – мимо этого оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, кроме того составляет психолого – педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся и определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии и  проводит их психолого- педагогическую коррекцию.

В функциональные обязанности  педагога – психолога школы № 114 проведение индивидуальной углубленной  диагностики учащихся с различными психолого – педагогическим трудностями  с последующим оказанием различного вида психологической помощи учащимся и их родителям (психокоррекционной, консультативной), а так же осуществление  психологического просвещения педагогов  и родителей.  

Функционал классного  руководителя органически включает обязанности, относящиеся к сфере  социальной заботы о детях: забота о  здоровье детей, профилактика асоциального поведения, связь с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация  помощи и др.). Эти функции остаются за классными руководителями, но в  условиях комплекса, при наличии  социальных педагогов, классные руководители получают дополнительную весьма ощутимую поддержку. В необходимых случаях  они имеют от социальных педагогов  полную картину поведения и условий  жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, сведения о положении  и отношениях детей в семье, и  могут оперативно учитывать эти  данные в своей работе (Приложение № 4).

Классные руководители и  социальные педагоги имеют единые программы  социальной адаптации и, действуя каждый в своей сфере общения, помогают друг другу лучше понять ребенка  и его семью, обеспечивают условия  для оптимального развития личности ребенка.

Классные руководители, изучив семьи и учеников, выделяют тех  ребят, которые нуждаются в социальной помощи, помогают семьям в воспитании трудных детей и при необходимости  направляют их к психологу и/или  социальному педагогу (Приложение № 5)

Социальный педагог осуществляет ряд профессиональных обязанностей: обеспечивает профилактику негативных явлений в поведении детей, в  их общении, принимает меры по оздоровлению окружающей среды, оказывает помощь тем, кто находится в трудной  жизненной ситуации, а так же проводит роботу с родителями социально –  незащищенных детей.

В должностные обязанности  социального педагога входит: выявление  интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся  и своевременное оказание им социальную поддержки, способствование созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, выступает посредником между  личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных  служб.

В школе обучается  705 детей с 1 – 11 классы. В 2002 году в школе была создана психолого – медио – педагогическая комиссия (ПМПк) в целях оптимизации педагогических условий для детей с трудностями в обучении, общении и взаимодействии с окружающими в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В состав комиссии входят:

1. Председатель комиссии  – директор школы

2. Зам. председателя –  зам. директора по воспитательной  деятельности

3. Социальный педагог

4. Психолог

5. Представитель родительского  комитета

Психолого – медио –  педагогческая комиссия является одной  из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения , объединяющихся для психолого – педагогического  сопровождения обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии и/или  состояниями декомпенсации. Основаниями  организации комиссии являются: решения  педагогических советов, педагогов, психологов, медецинских работников, обращения  родителей (законных представителей) учащихся, сами учащиеся, сотрудники школы и  внешних структур.

Основные направления  психолого – медико – педагогческая  комиссия:

1. работа по анализу  и преодолению школьной не  успешности ребенка и девиантного  поведения.

2. Работа по раннему  выявлению и организация соответствующих  условий одаренных детей

3. Анализ и ликвидация  внутришкольных конфликтных ситуаций: учащийся – учащийся, учащийся  – педагог, учащийся – родители, педагог – педагог, педагог  – родитель (Приложение № 6)

Результатом работы психолого  – медико – педагогческая комиссии: является своевременная постановка «трудных» детей на внутришкольный контроль. Это значит, что внуришкольный  контроль не является мерой пресечения запущенных детей. Наоборот что на учет ставится ребенок ранее выявленный, для коррекционной работы с ним.

На внутришкольном учете  стоят 20 учеников с 1 – 11 классы. Они  и составили экспериментальную  группу. Причины  их постановки на учет различны:

§ Плохое, неадекватное поведение 35%

§ безвольность (потакание  плохому поведению) 15%

§ вранье 25%

§ плохая успеваемость 20%

§ курение 20%

§ прогулы 30%

Возрастная категория  «трудных» детей:

· Младший  школьник лет 20 %

· Подросток 55 %

· Старший школьник  25 %

По половое деление:

· мальчики – 75 %

· девочки – 25 %

Дети из этой группы различаются  и по возрасту, и по полу и по характеру  и по условиям проживания. Учащиеся «группы риска» являются членами:

· Неполных семей  25 %

· Полных семей 60%

· Проживающие,  в семье с  отчимом или мачехой 15 %

· Воспитывающиеся одним  родителем (мать) - одиночка 25 % (Приложение № 7)

Именно эти учащиеся стали  контингентом для участия в эксперименте.

Были проведены 2 диагностических  методики, учитывая все требования к диагностическим методикам, а  именно: проведенные методики не нанесли  угрозы психическому и физическому  здоровью обследуемых;  при этом количество и содержание методик соответствовало целям обследования и отражает возможность доказательства или отвержения диагностической гипотезы; методики подбирались с учетом:  возраста  и психофизиологическогого состояния обследуемых, места и времени обследуемых, а так же методики являются высоковалидными и надежными.

1)   Рисунок семьи. Цель: изучить детско – родительских взаимоотношений; определить ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта (Приложение № 8).

2)   Семейная социограмма.    Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений; изучить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.  (Приложение № 9)                                 

В результате  анализируя «Рисунок семьи» получили следующие данные:

· 50 % детей испытывают дефицит  общения в семье

· 23 % детей ощущают себя отверженными и не нужными

· 7 % детей включают в состав семьи посторонних людей

· 10 % не имеют никаких отношений  в семье

· 10 % выделяют одного члена  семьи, игнорируя остальных 

Результаты интерпретации  Семейной социограммы:

· 50 % детей не ощущают эмоциональной  взаимосвязи в семье

· 27%  общаются с членами опосредованно, через наиболее приятного им члена семьи

· 20 % выделили в своей семье  подсистемы: мама – папа, брат –  сестра, мама – дочь, папа – сын, мама – сын и др.

· 3 % детей обладают низкой самооценкой в семье и принимаются  остальными членами семьи.

Подводя итоги по результатам  этих методик было выяснено, что 50 % детей, жалующихся на дефицит внутрисемейного  общения и отсутствия взаимосвязи  между членами семьи из полных семей, то есть живущие с мамой  и папой.

Информация о работе Работа социального педагога с неблагополучной семьей