Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:11, курсовая работа
Цель  исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи. Задачи  исследования:
1. Провести анализ современного  состояния проблемы неблагополучия  в семье.
2. Обобщить научную литературу  по проблеме влияния неблагополучной  семьи на процесс социализации  ребенка.
3. Изучить особенности  социализации детей из неблагополучных  семей
4. Выявить основные виды  и причины дезадаптации ребенка  из неблагополучной семьи
5. Обосновать пути решения  проблемы успешной социализации  ребенка из неблагополучной семьи.
Введение                                                                                                     3
Глава 1. Теоретические  аспекты изучения процесса                        6
социализации
1.1.   Социализация и развитие личности                                              6
1.2.   Феномены, механизмы процесса социализации                         10
1.3.   Роль семьи в  процессе  социализации ребенка                          12
Глава  2. Содержание работы социального                                        16               
 педагога с неблагополучной  семьей
2.1.   Теоретические аспекты феномена неблагополучной                 16                    
 семьи
2.2.   Виды неблагополучных семей в современном обществе          18
2.3.   Влияние неблагополучной семьи на развитие и                      
 воспитание ребенка                                                                        27
2.4.   Общая концепция Работы социального                       
 педагога с неблагополучной  семьей                                             36
Глава 3. Социально – педагогическая помощь                                 42              
 детям из неблагополучной  семьи
3.1. Программа «Социально - педагогической                                       42      
 помощи неблагополучным  семьям»
3.2. Анализ эффективности  программы «Социально –     
 педагогической помощи  неблагополучным семьям»                       54
Заключение                                                                                               90
Список литературы                                                                                 93
Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой [48, 159 – 160]
Социально – педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии. [40, 191]
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
1 этап: изучение семьи 
и осознание существующих в 
ней проблем, изучение 
2 этап: первичное обследование 
жилищных условий 
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
4 этап: знакомство с теми 
службами, которые уже оказывали 
помощь семье, изучение их 
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи
7 этап: составле6ние карты семьи
8 этап: координационная деятельность 
со всеми заинтересованными 
9 этап: составление программы 
работы с неблагополучной 
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи
11 этап: выводы о результатах 
работы с неблагополучной 
 
Изучив исследования Мудрика 
А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам 
социально – педагогической помощи 
различным типам семей и 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Социально – педагогическая помощь детям из неблагополучной семьи
3.1. Программа «Социально – педагогическая помощи детям из неблагополучных семей»
 
Для подтверждения поставленной 
перед выпускной 
§ раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
§ определение причин неблагополучия семьи;
§ осуществление информационной помощи семье;
§ организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
при кардинационно – 
Цели программы: создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, реализовывалась через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.
В практике современной школы 
возрастает число неблагополучных 
семей. Это семьи с низким социальным 
статусом, в какой – либо из сфер 
жизнедеятельности или 
Программа рассчитана для детей с 1 по 11 класс и реализуется непосредственно через школу. В программе описаны возможные виды помощи родителям, возникающих во взаимодействии с детьми:
· образовательная, которая заключается в предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществляется с родителями – путем их консультирования, а во вторую, с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала;
· психологическая, включающая в себя социально – психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;
· организационную, включающую в себя организацию семейного досуга;
· информационную, которая заключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;
·  координационную, направленн
Основные формы и методы работы, используемые в реализации программы.
Методы работы:
1. диагностические:
А) наблюдение – общенаучный 
метод исследования, предполагает целенаправленную, 
систематическую фиксацию проявлений 
деятельности личности, коллектива, группы 
людей. Наблюдение может быть сплошным 
и выборочным; включенным и простым; 
неконтролируемым и контролируемым 
(при регистрации наблюдаемых 
событий по заранее отработанной 
процедуре); полевым (при наблюдении 
в естественных условиях) и лабораторным 
(в экспериментальных условиях)
Б) опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;
В) тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;
2. управленческо – 
Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).
Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.
Работая с семьей, могут 
быть использованы наиболее распространенные 
приемы консультирования: эмоциональное 
заражение, внушение, убеждения, художественные 
аналогии, мини-тренинг и пр. при 
этом консультационная беседа может 
быть наполнена различным 
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.
Обучающий и развивающий тренинг – это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.
Групповые методы работы дают 
возможность родителям 
Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.
Психотерапия – это 
система лечебного воздействия 
на психику, на весь организм и поведение 
ребенка и взрослого, комплексное 
лечение психических, нервных и 
психосоматических расстройств, решающее 
задачи по смягчению или ликвидации 
имеющейся симптоматики и изменению 
отношений к социальному 
Содержание программы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  
  | ||||
 
 
 
 
  
  
  | 
 
 
 
 
Для выявления неблагополучных семей в программе представлены различные диагностики:
1. Наблюдение за детьми. Цель: оп
2. Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.
3. Проективная методики, направленные на изучение детско – родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный
Разработка плана работы с семьей, направленной на корректировку отношение к ребенку, происходила с учетом типа внутрисемейного воспитания.
Были организованы:
1. родительски собрание 
для группового обсуждения 
2. тренинги, направленные 
на развитие умений и навыков, 
которые помогают семьям 
· коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку «Я – сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др;
· психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др;
· психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.
3. деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.
4. При любом типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.
5. «Стенд для родителей», где изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.
 6. Патронаж – одна из 
форм работы социального 
Информация о работе Работа социального педагога с неблагополучной семьей