Родители
избавляются от чувства безысходности,
одиночества, чувствуют поддержку
друг друга, расширяется круг общения,
более осознанной становится организация
внутрисемейной жизни, получают возможность
педагогически грамотно формировать
личность своих детей.
3.2.
Программа государственной
поддержки многодетных
семей в Российской
Федерации.
Государственную
поддержка многодетных семей одна из основных
приоритетных направлений государственной
семейной политики.
Во многих
субъектах Российской Федерации
приняты специальные законы, направленные
на социальную поддержку многодетных
семей, повышение их статуса в
обществе и улучшение положения
в них детей.
При этом
в настоящее время в субъектах
Российской Федерации существует ряд
общих проблем в сфере законодательного
и практического обеспечения
прав и интересов членов многодетных
семей:
* отсутствие
в большинстве субъектов Российской
Федерации специальных правовых
документов, определяющих стратегию
и приоритеты региональной политики
в отношении многодетных семей;
* недостатки
существующего нормативно-правового
регулирования на уровне субъектов
Российской Федерации (отсутствие
в ряде субъектов нормативных
правовых актов, объединяющих
основания, условия и порядок
предоставления социальной поддержки
многодетным семьям; действующие
правовые акты не всегда адекватно
отражают реальные потребности
многодетных семей);
* недостаточная
открытость и прозрачность системы
финансирования мер государственной
поддержки многодетных семей
на региональном уровне;
* недостаточная
информированность многодетных
семей о существующих мерах
государственной поддержки;
* недостатки
в правовой регламентации и
практической организации выявления
многодетных семей, нуждающихся
в поддержке, влекущие неполный
охват многодетных семей, нуждающихся
в помощи.
Таким
образом, в целом по Российской Федерации
эффективность социальной поддержки
многодетных семей является недостаточной.
Среди
направлений государственной поддержки
многодетных семей наименее разработанным
и обеспеченным адекватными мерами
реализации, является информационное
обеспечение государственной демографической
политики в части пропаганды семейных
ценностей в средствах массовой
информации.
Эффективная
государственная поддержка многодетных
семей позволяет повысить не только
демографический потенциал, но и
экономический потенциал Российской
Федерации. Обеспечение поддержки
многодетных семей в сельской
местности в перспективе является
одним из условий решения проблем
социально-экономического развития аграрных
регионов.
Важным
направлением государственной демографической
политики в Российской Федерации
должно стать наряду с предоставлением
материальной поддержки оказание моральной
поддержки многодетным семьям. Поддержка
многодетных семей, находящихся
в трудной жизненной ситуации,
требует разработки и реализации
комплекса мероприятий по поощрению
сознательного и ответственного
материнства и отцовства на основе
индивидуализированного подхода, учитывающего
все факторы неблагополучия многодетных
семей.
Реализация
настоящей Программы, помимо достижения
основных ожидаемых результатов, произведет
целый ряд долговременных положительных
эффектов на социально-экономическое
развитие страны, морально-психологическую
обстановку в обществе.
Цель
Программы - стимулирование увеличения
числа многодетных семей и, вследствие
этого, повышения рождаемости в Российской
Федерации, защита прав и законных интересов,
обеспечение достойного качества жизни
и повышение социального престижа многодетных
семей в России.
Задачи
Программы.
- обеспечение
условий для улучшения материального
положения многодетных семей, в том числе
адресного увеличения помощи таким семьям
с учетом уровня их доходов, уменьшение
бедности многодетных семей;
- улучшение
качества жизни и охраны здоровья многодетных
семей;
- создание
условий социальной комфортности для
многодетных семей;
- повышение
конкурентоспособности трудоспособных
членов многодетных семей на рынке труда;
- обеспечение
работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных
условий для сочетания трудовой деятельности
с выполнением семейных обязанностей;
- усиление
помощи многодетным семьям в воспитании
детей, повышение доступности образования
для детей из многодетных семей;
- повышение
социальной привлекательности и престижа
многодетной семьи.
Основные
показатели Программы.
Основные
показатели, свидетельствующие о
достижении цели и выполнении задач
настоящей Программы к 2015 году:
- повышение
доли многодетных семей в общем числе
семей с детьми с 6-7 % до 12-15 %;
- снижение
к 2011 году до 25 % доли многодетных семей,
имеющих ежемесячный среднедушевой доход
ниже 1 прожиточного минимума, установленного
в соответствующем субъекте Российской
Федерации; до 10 % к 2015 году, ниже половины
прожиточного минимума - до 5 % к 2010 году,
до 1 % к 2012 году.
- повышение
доли лиц с высшим образованием среди
членов многодетных семей до среднероссийского
значения;
- снижение
уровня безработицы среди многодетных
матерей до среднероссийских значений,
многодетных отцов - до 50 % к 2010 году от
среднероссийского уровня, до 20 % к 2015 году;
- снижение
уровня безработицы среди многодетного
родителя, воспитывающего детей без супруга
(супруги), активно ищущего работу, до 20
% к 2011 году от среднероссийского уровня,
до 5 % к 2015 году.
Главным
итогом реализации настоящей Программы
станет значительное улучшение демографической
обстановки.(Учитывая тот факт, что рожденные
в многодетных семьях, как правило, несут
установку на многодетность, и более склонны
к многодетности при достижении совершеннолетия,
улучшение демографической обстановки
будет носить долгосрочный характер) .
Рост
доли многодетных семей приведет
также к следующим положительным
изменениям:
- снижение
уровня смертности в результате сокращения
алкоголизма и наркомании;
- сокращение
числа разводов и абортов;
- снижение
преступности;
- снижение
безработицы;
- рост числа
выданных ипотечных кредитов и рост строительной
отрасли.
Повышение
рождаемости, а также все вышеперечисленные
положительные социально-экономические
последствия приведут к росту
ВВП и налоговых поступлений,
которые, как показывает опыт развитых
стран, осуществляющих активную семейную
политику, в долгосрочной перспективе
превысят расходы федерального, региональных
и муниципальных бюджетов на реализацию
Программы.
Принципы
государственной
поддержки многодетных
семей в Российской
Федерации.
1. Принцип
учета региональных особенностей
при разработке и реализации
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации
мер социальной поддержки.
2. Принцип
приоритета мер по созданию
условий для самообеспечения
многодетной семьи в системе
мер их социальной поддержки.
3. Принцип
целеполагания в осуществлении
государственных мер по поддержке
многодетных семей, в частности
по достижению ими среднестатистических
по Российской Федерации показателей
уровня обеспечения доступа к получению
образования, медицинских услуг, иных
гарантированных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами социальных
прав.
4. Принцип
объединения усилий и координации
действий органов государственной
власти, местного самоуправления, общественных
объединений в реализации мер
социальной поддержки многодетным
семьям.
5. Принцип
сочетания заявительного порядка
оказания социальной поддержки
и активной деятельности социальных
служб по выявлению многодетных
семей, нуждающихся в социальной
помощи, по определению их потребностей
с целью эффективного оказания
им социальной помощи (поддержки).
6. Принцип
адресности мер государственной
поддержки и социальной избирательности
(объем государственной социальной
помощи зависит от уровня доходов
семьи и количества в ней
детей).
Направления
реализации Программы.
Программа
реализуется по следующим направлениям:
- совершенствование
системы учета многодетных семей и правового
регулирования их государственной поддержки;
- государственная
помощь многодетным семьям в решении жилищных
проблем;
- содействие
в трудоустройстве членов многодетных
семей, стимулирование экономической
активности и самозанятости многодетных
семей;
- поддержка
фермерских (крестьянских) и садово-огороднических
хозяйств многодетных семей;
- повышение
доступности образования для детей из
многодетных семей;
- формирование
и укрепление в общественном сознании
нравственных, в том числе семейных, ценностей,
представлений о социальной привлекательности
и престиже многодетных семей;
- совершенствование
системы государственных пособий и компенсаций
для многодетных семей;
- обеспечение
доступности медицинского обслуживания
и лекарственного обеспечения;
- содействие
нормальному питанию детей из многодетных
семей;
- обеспечение
совместного досуга и отдыха многодетных
семей;
- повышение
доступности услуг учреждений культуры
и спорта для многодетных семей;
- создание
условий социальной комфортности для
многодетных семей;
- повышение
мобильности многодетных семей;
- привлечение
институтов гражданского общества к поддержке
многодетных семей;
- моральное
поощрение родителей, ответственно и добросовестно
воспитывающих (воспитавших) детей в многодетных
семьях.
Источники
финансирования.
Выполнение
настоящей Программы обеспечивается
за счет федерального бюджета Российской
Федерации, бюджетов субъектов Российской
Федерации, бюджетов муниципальных
образований, государственных внебюджетных
фондов, иных источников в соответствии
с законодательством Российской
Федерации.
Организационно-правовое
обеспечение реализации
Программы.
Правовые
основы настоящей Программы составляют
Конституция Российской Федерации,
федеральные законы и другие нормативные
правовые акты Российской Федерации, законы
и другие нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, нормативные
правовые акты органов местного самоуправления,
общепризнанные принципы и нормы
международного права, международные
договоры, участником которых является
Российская Федерация.
Исполнители
Программы:
- Министерство
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, Федеральная
служба по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития, Федеральная служба
по труду и занятости, Федеральное агентство
по здравоохранению и социальному развитию;
- Министерство
образования и науки Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки, Федеральное агентство
по науке и инновациям, Федеральное агентство
по образованию, Департамент государственной
молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Министерства образования
и науки Российской Федерации;
- Министерство
регионального развития Российской Федерации,
Федеральное агентство по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству;
- Министерство
экономического развития и торговли Российской
Федерации;
- Министерство
финансов Российской Федерации;
- Министерство
культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации, Федеральная служба по надзору
за соблюдением законодательства в сфере
массовых коммуникаций и охране культурного
наследия,
- Федеральное
агентство по физической культуре и спорту;
- другие федеральные
органы исполнительной власти, государственные
внебюджетные фонды, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
а также органы местного самоуправления,
иные заинтересованные лица, осуществляющие
свои полномочия в соответствии с законодательством
Российской Федерации.