Проблема отцов и детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 10:14, реферат

Краткое описание

Целью своей работы считаю определить, какие же всё таки причины приводят к проблемам между отцом и ребёнком в нашей стране, каково настоящее отношение молодёжи к нашим предками и их заслугам.
Задачи работы: просмотреть этапы проблем "отцов и детей";
узнать, в результате чего возникают проблемы между отцами
и детьми.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Третий – ЛИШНИЙ?....................................................................................5
2. Отношения отцов и детей.…………………………………………………8
3. Этапы проблемы “отцов и детей”………………………………………..13
4. Отцы и дети………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

осн. часть.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

  Пусть ребенок наблюдает, когда вы что-то делаете по дому, подает инструменты, пытается сам закрутить шурупы. Но часто родители этого не понимают, отчуждая своего ребёнка отойти от места работы отца, т.к. он мешается под ногами или у него есть возможность получить травму. Не раздражайтесь, если что-то у него не получается, наоборот, похвалите за старание, предложите переделать, помогите. Если вы помогаете жене готовить — это обязательно переймет ваш сын.

  Современные семьи отличает малое партнерство  во всех домашних делах, потому и конфликтов на этой почве в них гораздо больше. Дети, подрастая,  не охотно подключаются к ведению домашнего хозяйства потому, что отец занимался только теми делами, которые  требуют мужской руки, а мать, домашними делами. Ребёнок в процессе роста, так и не понял, где и куда ему идти помогать.  Особенно много может сделать отец для умственного развития своего ребенка. Каждый из родителей мечтает, что сын или дочь будут талантливы, умны, интересны. Но мечты должны обретать реальную основу. Способности (а они есть у каждого) надо вовремя заметить, выявить и постараться их развить. Главное, конечно, книги: если ребенок рано научится читать, помогите ему разобраться в море литературы. Понаблюдайте, что ему нравится, поговорите о прочитанном, объясните то, что он сам не понял. Если же малыш не любит книги, увлеките его: читайте побольше, рассказывайте ему о литературных героях. Наши дети должны быть образованы, но не перепоручайте эту миссию телевизору, иначе ребенок не научится самостоятельно думать, анализировать. У нас много детских театров, не ленитесь, водите туда своих детей. Яркое зрелище, сопереживание, фантазия сделают их богаче эмоционально.

     Хорошим подспорьем являются развивающие игры. Ну какие игры может предоставить уставший отец? Следовательно, он начинает искать другие лазейки, чем заинтересовать  своего ребёнка, как бы отвлечь его от себя. Матери его не сбагришь, она и так повязла на кухне, готовя очередной семейный ужин. Да тут и ещё футбол через несколько минут начнётся. Мать, видя, что отец с ребёнком заниматься не особо желает, а если и желает, то делает это минут 15, начинает повышать голос на супруга, мол,  не видел ребёнка весь день, уделяешь мало времени ему. Это постепенно перерастает в маленькие, а затем и глобальные скандалы. Ребёнок в то время впитывает всё, что видит и слышит, анализируя со временем. В наше время, Мир полон различной электроники и техники, с помощью которой, не выходя из дома можно многое узнать, что творится за окном, в то вермя, как ребёнок должен познавать мир из уст родителей, видеть всё своими глазами, что плохо делать, а что хорошо. Тем самым мы не даём ребёнку возможности двигаться дальше, дать ему пощупать всё, потрогать, услышать. Ребёнок с каждой прогулкой по парку, будь то аллея или ещё где-нибудь, будет развивать в себе желание узнать больше.

      Велико разочарование взрослых, когда ребёнок вдруг не оправдывает их надежд. Мать в таких случаях всегда найдёт тысячу причин. Отец же, как правило, смотрит на своё чадо критически: учится неважно, ничем не увлекается, так, среднячок, посредственность одним словом. Не надо позволять себе так думать. Малоспособный ребёнок нуждается в вашем особом внимании, в похвале и помощи. Даже маленькие победы должны быть отмечены вашей радостью, уверенность, что дальше все пойдет на лад.

  Но  бывает и другой вариант — ребенок  наделен хорошей памятью, острым умом, способный во всех отношениях. Родители довольны. Осторожно: когда все дается легко, способный человек может довольствоваться малым, ему не надо корпеть над уроками, стараться, вчитываться. Есть опасность стать верхоглядом. Вот тут отцовский критический взгляд просто необходим. Впрочем, почему только отцовский? Родительский. Глубокие знания требуют и усидчивости, и работоспособности, и умной направленности.

  Растить ребенка — большое испытание  для обоих родителей. На ум, доброту, терпение, чуткость, внимание. И вы обязаны его выдержать, ведь цена вашей несостоятельности слишком велика — судьба ребенка, характер, его будущее. Мы, к сожалению, не задумываемся об этом, хотя нелишне иногда взять в руки томик А. С. Макаренко и поразмышлять вместе с ним: «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы...» 

Этапы проблемы "отцов  и детей"

     Не нами она придумана, и не в наших силах ее разрешить. Она была, есть и будет - большая и упитанная, ломающая, калечащая и заставляющая делать такое количество ошибок и глупостей, проблема взаимопонимания родителей и детей. 14-летняя Катя, возможно, в рот бы сигарету не взяла, если б не слова матери: "Увижу тебя с сигаретой - прибью, как паршивую собаку!". А у 25-летнего Даниила, наверняка, иначе сложилась бы карьера, если бы он умел смело и решительно говорить "нет" (увы, способность это делать у него отбили еще в 4 года). Проблема "отцов и детей", как и ребенок, проходит в своем развитии несколько качественно отличных стадий. Хотя, главным стержнем ее остается одна и та же вещь: стремление к свободе.

Малыши. Маленькие дети жаждут "качать права" не меньше, чем подростки. Правда, на этом этапе своей жизни они только пробуют "показывать зубки", как бы проверяя реальные границы дозволенного. И все их проявления свободолюбия сводятся к обыкновенному упрямству. Опасность этого периода "конфликта поколений" состоит в том, что нетерпеливые родители сводят все свои усилия по воспитанию к примитивному подчинению. И детей просто "ломают", дабы заставить их не капризничать, а в итоге - не иметь своего мнения.

Младшие школьники .Эту пору психологи называют "кризисом школьного возраста". В этом возрасте впервые возникает обратная ситуация: теперь уже мы, взрослые, пытаемся заставить детей быть ответственными, даем им определенную степень свободы для того, чтобы они… перестали нам мешать. Уроки, подготовка к различным школьным мероприятиям - все это теперь преимущественно детская забота. Родители же пытаются взять на себя роль строгого судьи, оценивающего конечный результат (двойка, выговор в дневнике, вызов в школу, или, наоборот - пятерка, грамота). Пока ребенок был в детском саду, мы пытались контролировать каждый его шаг. Теперь будто в компьютере сменили программу: "ты теперь большой. Ты будешь мыть посуду, ходить за хлебом в магазин, самостоятельно делать уроки и т.д. и т.п." Проблема лишь в том, что для ребенка это не самый лучший момент для крещения самостоятельностью. Первые несколько лет в школе - это время, когда родителям нужно быть особенно внимательными, понимающими и терпеливыми, для того, чтобы помочь ребенку построить новые отношения с учителями и одноклассниками. Причем, нужно постараться быть не опекающим (это сделает из ребенка инфантила), а ответственным и способным стать на защиту прав и личности своего ребенка перед посторонними людьми.

Тинейджеры .Возраст, когда желание свободы превышает все дозволенные "нормативы". В этом возрасте дети еще ориентируются на взрослых. Но им нужна теперь не столько защита, сколько признание себя, как самостоятельной личности, со своими желаниями, позицией, мнением. В семьях, где существуют доверительные отношения между членами семьи, этот период проходит относительно спокойно. Конечно, бывают нестандартные ситуации, но взаимоотношения родителей и детей позволяют им совместно "обсудить проблему" и найти ей правильное решение. Другое дело - авторитарные семьи и семьи, в которых больше всего внимания уделяется внешней стороне жизни ребенка (опрятный вид, сыт, послушен и т.п.). В подобных системах отношений стремление к свободе становится для ребенка самоцелью, т.е. - свобода ради возможности продемонстрировать свою свободу.  

Совершеннолетние. Исследователи проблем семейных взаимоотношений выяснили, что наибольшее отчуждение между родителями и детьми приходится на период с 17-18 до 27-28 лет. Для молодых это пора "швабоды", когда практически все "взрослые радости" становятся официально дозволенными: сигареты, выпивка, секс, деньги. И в этот период, выскочив из родительского гнезда едва оперившиеся "птенцы" стремятся совершенно отгородить себя от старших. Они практически не воспринимают советов родителей (либо имитируют внешнее согласие), сторонятся и избегают их компании. Именно в эти 10 лет дети "учатся на своих ошибках", игнорируя чужой опыт. Для родителей же, наоборот, это то время, когда они испытывают потребность общения с повзрослевшими детьми, как с равными (чего еще несколько лет назад добивались от них их 12-15-летние сыновья и дочки). И только ближе к 30 годам дети, потрепанные жизнью и наученные горьким опытом, начинают находить общий язык со своими уже не молодыми родителями. 

Отцы  и дети

         Сегодня, когда мы заметно меняем привычные воззрения, связанные с определенными периодами развития страны, когда обнаруживают себя полярные трактовки одних и тех же событий прошлого, раскалывая некогда единое общественное мнение, представляется интересным проанализировать влияние происходящего на молодежь: как она относится к подобным переоценкам ценностей, к опыту старшего поколения в целом, не углубляется ли в сложившейся обстановке грань отчуждения между «отцами и детьми»? С этой целью проведено исследование среди первокурсников металлургического, строительного и гуманитарного факультетов Магнитогорской государственной горно-металлургической академии им. Г.И. Носова, в ходе которого выявлялось отношение молодежи к истории своей семьи, рода, государства, а также к ветеранам войны и труда.

      Каждому студенту было предложено составить семейную генеалогию на основе воспоминаний родственников или сохранившихся документов. Задание заинтересовало большинство студентов, и более 70% из них, то есть 95 человек (36 девушек и 59 юношей в возрасте 18—19 лет) изъявили готовность заняться данной работой.

      Анализ составленных генеалогий показал, что сведения о жизни самого «древнего» поколения почти в каждой семье исчерпываются семейными событиями конца XIX века. Редким студентам удалось обогатить родословное древо сведениями о кровно близких людях, живших в середине XIX столетия и ранее. Редким студентам удалось обогатить родословное древо сведениями о кровно близких людях, живших в середине XIX столетия и ранее. Что же до остальных генеалогических экскурсов, совершенных студентами, то тут определенно сказалось небрежение, заложенное в советском прошлом к «дооктябрьским» истокам которое пригасило здоровый интерес людей к собственным предреволюционным фамильным нитям. Ведь чем тщательнее будет изучено родословие семьи, тем увереннее почувствует себя человек, ибо он инстинктивно станет опираться на опыт лучших представителей предшествующих поколении, испытывая естественную гордость за их жизнь и деяния. И это интуитивно ощущает молодежь.

      Анонимно отвечая на вопрос анкеты (распространенной среди задействованных нами молодых людей), сколь охотно воспринято полученное задание, 4,2% опрошенных заявили о своем безразличии, поясняя, что дело сие «ненужное», что «мертвым уже ничем не помочь», а 3,1% отметили, что оно «неинтересно, но хлопотно и заниматься этим лень».

Остальные же 92,7% высоко оценили существо поручения, считая выявление генеалогии необходимым для каждой семьи, и выказали явное желание ее написать.  
 

      Очевидная заинтересованность студентов в изучении генеалогий позволила определить во втором полугодии новое задание.  Оно состояло в том, чтобы записать рассказ какого-либо родственника (знакомого), являющегося ветераном Отечественной войны или труда, о ратных и трудовых

буднях  в пору военного лихолетья и привести историческую справку, подкрепленную материалами научной литературы, семейного архива, иллюстрирующими события, оказавшиеся в центре внимания интервьюируемого. Учитывая, что эмоциональность может помешать объективному взгляду на ветеранов как субъектов воспитания, в анкете высказывалось намеренное сомнение: «Следует ли обращаться к воспоминаниям ветеранов, если издана масса книг о военном времени,

довольно  полно и основательно раскрывающих минувшее?» Однако такое суждение поддержали только 10,5% респондентов, заявивших, что информация, исходящая от участников войны, незначительна и можно гораздо больше взять из опубликованного, что она нужна лишь тем, кто специально и углубленно занимается проблемами войны. Но 89,5%

указали на важность подобных встреч. 
 

      Очередной, более объемный вопрос анкеты, — о чувствах, которые возникают у студентов при изучении истории Отечества, — вызвал разноречивые ответы. Значительная их часть (33,3%) испытывает гордость своей Родиной, любовь и уважение к ней, 10%— стыд и вину за все содеянное в стране. Смешанное чувство гордости и стыда охватывает 22,2%.

Чисто академический  интерес, лишенный эмоциональных оценок, высказали 16,8%, а неприкрытое равнодушие— 10%. Сострадание к «людям социализма» и обиду за них проявили 5,5%, по-разному аргументируя это: «Наши деды и прадеды, выходит, воевали ни за что и в итоге остались ненужными государству»; «Я испытываю ненависть к правителям и жалость к соотечественникам, так как они не могут выйти из тупика». И, наконец, 2,2% выразили откровенное неприятие прошлой действительности без всякой мотивировки.

Информация о работе Проблема отцов и детей