Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:24, реферат
Прежде всего, как и всякая целесообразная деятельность, коммуникативная деятельность подчиняется принципу рациональности, или принципу экономии усилий, который состоит в том, что, желая достичь некоторой цели, человек выбирает такое действие, которое позволит достичь этой цели быстрее и с минимальными затратами усилий и ресурсов. Важнейшим специальным принципом, лежащим в основе целенаправленной коммуникации, является принцип коммуникативного сотрудничества, сформулированный американским логиком Полом Грайсом в его знаменитой среди лингвистов работе «Логика и речевое общение».
1. принципы коммуникативного сотрудничества; коммуникативный кодекс и его основные принципы ( кооперации Гайса, вежливости Лича)
2. стратегия речевого воздействия в деловом общении. методы влияния: убеждение, внушение, принуждение, заражение..
3. аргументация в деловом общении
4. приемы суггестия в деловом общении
5. коммуникативные барьеры в деловом общении и их преодоление
информацией с целью изменения поведения объекта в направлении,
планируемом субъектом речевого воздействия (А.В. Олянич). Данное
определение принимается нами за основу, поскольку содержит важнейшие
признаки (наличие цели, субъекта и объекта) профессиональной
коммуникации как воздействующей.
Понятие стратегии, используемое применительно к коммуникации,
оказывается сложным и многоуровневым. Стратегия воздействия
(коммуникативного или речевого) может рассматриваться в модели общения,
построенной по принципу «субъект → объект» и направленной на
достижение определенной цели. Столь же многоуровневым оказывается
понятие тактики, поскольку набор тактик соотносится с каждой из стратегий.
Конечной целью
любой речевой стратегии
мира адресата. В большинстве случаев существует несколько способов
достижения цели, что и требует привлечения понятия тактики. В главе
рассматриваются предлагаемые исследователями (О.С. Иссерс, Е.В.
11
Чернявская) соотношение понятий стратегии, тактики, коммуникативного
хода, коммуникативно-речевого приема. Именно тактики выступают как
действительно доступные для изучения единицы, которые, по-видимому, и
являются практическим инструментом говорящего.
2.2. Воздействие одного
партнера по общению на другого имеет
цель изменить или сформировать установки
последнего путем предоставления ему
определенной информации. Эффект воздействия
на человека зависит не только от того,
каково содержание этой информации, но
и от того, какие механизмы воздействия
использовались: принуждение, убеждение,
внушение, заражение, подражание.
Заражение представляет
собой передачу определенного эмоционально-
Заражение имеет
интегративную и экспрессивную
функции. Первая используется для усиления
монолитности группы (например, в фашистской
Германии членов гитлерюгенда заставляли
коллективно слушать записи выступлений
фюрера и распевать нацистские песни),
вторая связана со снятием психической
напряженности. Экспрессивная функция
заражения ярко проявляется на зрелищных
мероприятиях. Влияние метода заражения
можно наблюдать и при удачной шутке говорящего
(выступающего). В этом случае улыбки, смех,
веселое настроение живо передаются среди
присутствующих людей, создавая у них
мажорный настрой. Заражение имеет разную
эффективность в зависимости отличных
и деловых качеств объекта (таких, например,
как сдержанность, высокий уровень самоконтроля
и пр.). Заражение всегда с успехом использовалось
руководителями различных религиозных
течений и конфессий. Определенного рода
эмоциональное состояние легко распространяется
в массе пришедших на религиозное собрание
людей. Это делает их более внушаемыми
и управляемыми.
Внушение – социально-
Внушаемость различна
у разных людей. Она определяется
как степень податливости слушателя
внушению, способность его к
Выделяют три основные
формы внушения:
1) гипнотическое
внушение (в состоянии гипноза);
2) внушение в состоянии
релаксации – мышечной и
3) внушение при
активном состоянии
Действенность внушения
зависит от особенностей субъекта и
объекта и особенно от складывающихся
между ними взаимоотношений. Наличие
позитивной установки у объекта
по отношению к субъекту способствует
оптимизации воздействия. Эффективность
внушающего воздействия можно осуществить
за счет повышения престижности субъекта
(например, выступает не представитель
партии, а ее лидер), повторения воздействия
в различных модификациях и подкрепления
содержания логически продуманными и
убедительными (с точки зрения реципиента)
доказательствами. Это объясняется тем,
что существующая настороженность у объекта
к внушаемой информации будет разрушаться
вескими аргументами. Если сопротивление
реципиента высокое, то доказательства
должны быть более убедительными и затрагивать
его чувства.
Подражание заключается
в осознанном или неосознанном следовании
объекта манере поведения пли примеру
субъекта воздействия. Подражание активно
используется, например, в педагогической
и управленческой деятельности. Следование
образцам достойного поведения преподавателей
и руководителей позволяет формировать
у обучающихся или подчиненных высокие
личные и деловые качества. Эффективность
подражания зависит от возраста, пола,
личных и деловых качеств субъекта и объекта,
взаимоотношений между ними и многих других
характеристик.
На основе методов
подражания, заражения и внушения
в нейролингвистическом программировании
разработаны техники «
Принуждение как
метод воздействия имеет две
модификации: физическое и морально-психологическое
принуждение. Первая связана с применением
физической или военной силы и
нами не будет рассматриваться. Вторая
модификация проявляется, например,
в управленческой или воспитательной
практике. Метод принуждения, с психологических
позиций, по сути совпадает с методом убеждения.
В обоих случаях задача коммуникатора
заключается в том, чтобы реципиент принял
его предложение. Как при убеждении, так
и при принуждении, субъект обосновывает
свою точку зрения с помощью доказательств.
Главная особенность метода принуждения,
по сравнению с убеждением, заключается
в том, что базовые посылки, с помощью которых
обосновывается данный тезис, потенциально
содержат о себе негативные санкции для
объекта. Последний соотносит возможные
отрицательные последствия со своей системой
ценностных ориентации. Практически это
интерпретируется объектом как определение
субъективного смысла значений (Леонтьев,
1985). И только в том случае, когда основания,
с помощью которых реципиенту доказывается
целесообразность принятия предложений,
субъективно представляются ему как имеющие
возможность разрушить существующую у
него иерархию ценностей, объект принимает
решение, которое ему предлагают.
В последнее время
с использованием метода принуждения
получили распространение тренинги
с негативным подкреплением или
наказанием, в основе которых лежат
различные предупреждения, порицания
и штрафы за нежелательное поведение
(например, в целях сдерживания
непроизвольных поведенческих актов
используются наказания рвотными лекарствами
и даже слабыми ударами электрошока).
Такие аверсионные процедуры и техники
достаточно спорны: они имеют как сторонников,
так и оппонентов.
Убеждение, как механизм
воздействия, апеллирует к логике, разуму
человека и предполагает достаточно
высокий уровень развития логического
мышления. Содержание и форма убеждения
должны соответствовать уровню развития
личности, его мышления. В психологической
и педагогической литературе понятие
«убеждение» используется в трех
планах, во-первых, как знания, являющиеся
частью мировоззрения; во-вторых, как
основной метод психологического воздействия
на сознание личности, в-третьих, как
процесс воздействия.
Убеждение применительно
к психологическому воздействию
может выполнять несколько
К источнику и
содержанию убеждающего воздействия
предъявляются следующие
1) убеждающая речь
должна строиться с учетом
индивидуальных особенностей
2) она должна быть
последовательной, логичной, максимально
доказательной, должна
3) необходимо анализировать
факты, известные слушателям;
4) убеждающий сам
должен быть глубоко убежден
в том, что он доказывает.
Малейшая неточность,
логическое несоответствие могут резко
снизить эффект убеждения. Процесс
убеждения начинается с восприятия
и оценки источника информации. Слушатель
сравнивает получаемую информацию с
имеющейся у него информацией, и
в результате создается представление
о том, как оратор преподносит
информацию, откуда он ее черпает. Если
человеку кажется, что оратор не правдив,
скрывает факты, допускает ошибки, то
доверие к нему резко падает. Далее
создается общее представление об
авторитетности убеждающего, сравниваются
установки оратора и слушателя (если расстояние
между ними очень велико, то убеждение
может быть неэффективным).
В случае имеющихся
различий наилучшей может быть следующая
стратегия убеждения. Вначале убеждающий
сообщает об элементах сходства со
взглядами убеждаемых, в результате устанавливается
лучшее понимание и создается предпосылка
для убеждения. Может быть применен и такой
вариант, когда вначале сообщают о большом
различии между установками, но в этом
случае убеждающий должен уверенно и доказательно
«разгромить» чуждые взгляды.
Всякое доказательство
состоит из трех частей: тезис, доводы
и демонстрации. Тезис – это
мысль, истинность которой требуется
доказать. Тезис должен быть ясно, точно,
недвусмысленно определен и обоснован
фактами. Довод-это мысль, истинность
которой уже доказана, и поэтому
она может быть приведена для
обоснования истинности или ложности
тезиса. Демонстрация-логическое рассуждение,
совокупность логических правил, используемых
в доказательстве.
Распространенные
ошибки доказательств:
1) подмена тезиса
в ходе доказательства;
2) использование
для доказательства тезиса
3. Оно требует профессиональных
знаний и общей эрудиции, концентрации
внимания, выдержки, решительности и корректности.
При этом мы во многом зависим от собеседника.
Ведь именно ему в конце концов решать,
принимает он наши аргументы или нет. В
структуру аргументации входят тезис,
аргументы и демонстрация.
Тезис — это формулировка
вашей позиции (вашего мнения, вашего
предложения другой стороне и
т. д.). Аргументы — это доводы,
положения, доказательства, которые
вы приводите, чтобы обосновать свою
точку зрения. Аргументы отвечают
на вопрос, почему мы должны верить во
что-то или делать что-то. Демонстрация
— это связь тезиса и аргумента
(т. е. процесс доказывания, убеждения).
Информация о работе Принципы коммуникативного сотрудничества