Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:24, реферат
Прежде всего, как и всякая целесообразная деятельность, коммуникативная деятельность подчиняется принципу рациональности, или принципу экономии усилий, который состоит в том, что, желая достичь некоторой цели, человек выбирает такое действие, которое позволит достичь этой цели быстрее и с минимальными затратами усилий и ресурсов. Важнейшим специальным принципом, лежащим в основе целенаправленной коммуникации, является принцип коммуникативного сотрудничества, сформулированный американским логиком Полом Грайсом в его знаменитой среди лингвистов работе «Логика и речевое общение».
1. принципы коммуникативного сотрудничества; коммуникативный кодекс и его основные принципы ( кооперации Гайса, вежливости Лича)
2. стратегия речевого воздействия в деловом общении. методы влияния: убеждение, внушение, принуждение, заражение..
3. аргументация в деловом общении
4. приемы суггестия в деловом общении
5. коммуникативные барьеры в деловом общении и их преодоление
1. принципы коммуникативного сотрудничества; коммуникативный кодекс и его основные принципы ( кооперации Гайса, вежливости Лича)
2. стратегия речевого
воздействия в деловом общении.
3. аргументация в деловом общении
4. приемы суггестия в деловом общении
5. коммуникативные барьеры в деловом общении и их преодоление
1.1. Прежде всего, как и всякая целесообразная деятельность, коммуникативная деятельность подчиняется принципу рациональности, или принципу экономии усилий, который состоит в том, что, желая достичь некоторой цели, человек выбирает такое действие, которое позволит достичь этой цели быстрее и с минимальными затратами усилий и ресурсов. Важнейшим специальным принципом, лежащим в основе целенаправленной коммуникации, является принцип коммуникативного сотрудничества, сформулированный американским логиком Полом Грайсом в его знаменитой среди лингвистов работе «Логика и речевое общение». Этот принцип гласит: «Делай свой вклад в разговор на данной его стадии таким, как этого требует принятая цель или направление разговора, в котором ты участвуешь» [Грайс 1985]. И хотя данный принцип был сформулирован для разговора, т.е. устного общения между конкретными адресатом и адресантом в едином временном интервале, он легко может быть распространен и на случай массовой коммуникации, поскольку СМИ также вступают в коммуникативное взаимодействие с различными социальными группами, чтобы в конечном счете способствовать решению разнообразных проблем, возникающих в процессе функционирования современного общества. Поэтому и здесь действует принцип коммуникативного сотрудничества и поддерживающие его правила, которые Грайс называет максимами. Это максимы количества информации (сообщай не больше и не меньше информации, чем требуется на данной стадии развития коммуникативного процесса); максимы качества информации (сообщай только то, что считаешь истинным и для чего у тебя есть достаточные подтверждения); максима отношения (сообщаемое должно быть релевантным, т.е. как минимум иметь отношение к обсуждаемой проблеме); максимы способа (высказывание должно быть ясным, недвусмысленным, кратким по форме и последовательным). Поскольку аудитория ожидает от СМИ соблюдения этих правил, их демонстративное нарушение порождает импликатуры – домысливание информации, не высказанной в явном виде.
1.2. Успешность делового
общения во многом определяется соблюдением
целого ряда условий, способствующих осуществлению
коммуникативной цели.
Очень важно
создать позитивный
Созданию такого
климата способствует
Принцип кооперации
предполагает готовность партнеров
к сотрудничеству.
Этот принцип
сформулировал Г.П. Грайс в работе
«Логика и речевое общение» он пишет: «Твой
коммуникационный вклад на данном шаге
диалога должен быть таким, какого требует
совместно принятая цель (направление)
этого диалога».
В работе формулируются
конкретные постулаты,
Категорию количества
он связывает с тем объемом
информации, который требуется передать:
Твое высказывание должно содержать
не меньше информации, чем требуется;
Твое высказывание должно содержать
не больше информации, чем требуется.
К категории
качества Г.П. Грайс относит общий
постулат: Старайся, чтобы высказывание
было истинным, а также два более конкретных:
Не говори того, что считаешь ложным; Не
говори того, для чего у тебя нет достаточных
оснований.
С категорией
отношения, по мнению ученого,
связан один единственный
Категория способа
касается не того, что говорится,
а того, как говорится: выражайся
ясно; Избегай непонятных выражений;
Избегай неоднозначных
Автор подчеркивает
целесообразность и полезность
соблюдения принципа
Принцип вежливости
описал другой зарубежный ученый Дж. Н.
Лич. Этот принцип требует соблюдения
ряда правил, которые формулируются следующим
образом.
Правило такта: Не следует
затрагивать тем, потенциально опасных
для собеседника (частная жизнь,
индивидуальные предпочтения и т.д.).
Правило великодушия:
Не следует связывать партнера обязательствами,
обещаниями, клятвой и т.д., то есть
как-то обременять его.
Правило одобрения,
позитивности в оценке других: Не осуждай
других; Не судите, да не судимы будете.
Правило скромности:
Не будьте высокомерны в разговоре
с собеседником.
Правило согласия: Старайтесь
избегать конфликтных ситуаций во имя
достижения коммуникативных целей.
Правило симпатии: Демонстрируйте
доброжелательность по отношению к
партнеру.
Принцип кооперации
и принцип вежливости
Базовые категории,
формирующие коммуникативный
Важнейшими критериями
в составе коммуникативного
При рассмотрении
коммуникативного кодекса,
Чтобы деловое
общение было продуктивным, следует
придерживаться и ряда
Принцип равной безопасности,
предполагающий непричинение психологического
или иного ущерба партнеру в информационном
обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные
выпады против реципиента, унижение чувства
собственного достоинства партнера. Ярлыки,
грубые слова и выражения, обидные реплики,
оскорбления, презрительный и насмешливый
тон могут вывести человека из состояния
равновесия, нанести ему моральную травму
и даже физический ущерб здоровью, а значит,
помешать восприятию и пониманию информации.
Конечно, каждый участник диалога имеет
право защищать и отстаивать свою точку
зрения, не соглашаться с высказываниями
оппонента, показывать и доказывать ошибочность
его позиции, но он обязан с уважением
относиться к личности собеседника.
Принцип децентрический
направленности, означающий непричинение
ущерба делу, ради которого стороны вступили
во взаимодействие. Суть этого принципа
состоит в том, что силы участников коммуникации
не должны тратиться на защиту эгоцентрических
интересов. Их следует направлять на поиск
оптимального решения проблемы. Отмечается,
что это довольно часто нарушаемый принцип.
Нередко люди, руководствуясь самыми различными
мотивами, в пылу эмоций забывают о самом
предмете обсуждения.
Принцип адекватности
того, что воспринято, тому, что сказано,
т.е. непричинение ущерба сказанному путем
намеренного искажения смысла. Порой участники
общения сознательно искажают позицию
оппонента, передергивают смысл его слов,
чтобы таким путем добиться преимущества
в разговоре. Это приводит к разногласиям
и взаимному непониманию.
Установлению
благоприятного климата
- признание не
на словах, а на деле плюрализма
мнений, наличия многообразия точек
зрения на различные проблемы
современной жизни, что
- предоставление
каждому возможности
- предоставление
равных возможностей в
- осознание того,
что необходимость
- определение общей
платформы для дальнейшего
Несоблюдение этих
условий, игнорирование названных Принципов
превращают конструктивный диалог в деструктивный,
препятствуют организации эффективной
деловой коммуникации.
Одна из причин
появления деструктивных
Причиной появления
деструктивных элементов в
Нравственная
установка — это готовность
личности действовать в
2. Понятие стратегии является важнейшим при изучении речевого
воздействия. Основной
проблематикой его
считается изучение стратегий говорящего и всех находящихся в его
распоряжении языковых ресурсов, которые определяют достижение им
коммуникативной цели (О.С. Иссерс).
10
В современных работах, посвященных преимущественно
исследованию речевого воздействия в массовой коммуникации, понятия
коммуникативных/речевых стратегий и тактик зачастую не
разграничиваются. В данной главе рассматриваются основные подходы к
определению этих понятий в исследованиях по коммуникации (О.С. Иссерс,
А.В. Олянич, Е.И. Шейгал и Ю.М. Иванова).
Определяющим для понимания стратегии является признак
целенаправленности, поскольку без цели нет стратегии. Для описания
стратегии мы предлагаем использовать понятие «коммуникативные
противоречия». Противоречие создает взаимное исключение, несовпадение
(в том числе и кажущееся) целей коммуникации участников этого процесса.
Коммуникативное противоречие превращает коммуникацию в особый вид,
который мы предлагаем обозначить как стратегическую коммуникацию. В
основе стратегической коммуникации лежат стратегии речевого воздействия.
Стратегия речевого воздействия понимается как способ оперирования
Информация о работе Принципы коммуникативного сотрудничества