Принципы коммуникативного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:24, реферат

Краткое описание

Прежде всего, как и всякая целесообразная деятельность, коммуникативная деятельность подчиняется принципу рациональности, или принципу экономии усилий, который состоит в том, что, желая достичь некоторой цели, человек выбирает такое действие, которое позволит достичь этой цели быстрее и с минимальными затратами усилий и ресурсов. Важнейшим специальным принципом, лежащим в основе целенаправленной коммуникации, является принцип коммуникативного сотрудничества, сформулированный американским логиком Полом Грайсом в его знаменитой среди лингвистов работе «Логика и речевое общение».

Оглавление

1. принципы коммуникативного сотрудничества; коммуникативный кодекс и его основные принципы ( кооперации Гайса, вежливости Лича)

2. стратегия речевого воздействия в деловом общении. методы влияния: убеждение, внушение, принуждение, заражение..

3. аргументация в деловом общении

4. приемы суггестия в деловом общении

5. коммуникативные барьеры в деловом общении и их преодоление

Файлы: 1 файл

Принципы коммуникативного сотрудничества.docx

— 36.79 Кб (Скачать)

1. принципы коммуникативного  сотрудничества; коммуникативный кодекс  и его основные принципы ( кооперации Гайса, вежливости Лича)

2. стратегия речевого  воздействия в деловом общении.  методы влияния: убеждение, внушение, принуждение, заражение..

3. аргументация в  деловом общении

4. приемы суггестия  в деловом общении

5. коммуникативные барьеры в деловом общении и их преодоление

1.1. Прежде всего, как и всякая целесообразная деятельность, коммуникативная деятельность подчиняется принципу рациональности, или принципу экономии усилий, который состоит в том, что, желая достичь некоторой цели, человек выбирает такое действие, которое позволит достичь этой цели быстрее и с минимальными затратами усилий и ресурсов. Важнейшим специальным принципом, лежащим в основе целенаправленной коммуникации, является принцип коммуникативного сотрудничества, сформулированный американским логиком Полом Грайсом в его знаменитой среди лингвистов работе «Логика и речевое общение». Этот принцип гласит: «Делай свой вклад в разговор на данной его стадии таким, как этого требует принятая цель или направление разговора, в котором ты участвуешь» [Грайс 1985]. И хотя данный принцип был сформулирован для разговора, т.е. устного общения между конкретными адресатом и адресантом в едином временном интервале, он легко может быть распространен и на случай массовой коммуникации, поскольку СМИ также вступают в коммуникативное взаимодействие с различными социальными группами, чтобы в конечном счете способствовать решению разнообразных проблем, возникающих в процессе функционирования современного общества. Поэтому и здесь действует принцип коммуникативного сотрудничества и поддерживающие его правила, которые Грайс называет максимами. Это максимы количества информации (сообщай не больше и не меньше информации, чем требуется на данной стадии развития коммуникативного процесса); максимы качества информации (сообщай только то, что считаешь истинным и для чего у тебя есть достаточные подтверждения); максима отношения (сообщаемое должно быть релевантным, т.е. как минимум иметь отношение к обсуждаемой проблеме); максимы способа (высказывание должно быть ясным, недвусмысленным, кратким по форме и последовательным). Поскольку аудитория ожидает от СМИ соблюдения этих правил, их демонстративное нарушение порождает импликатуры – домысливание информации, не высказанной в явном виде.

1.2. Успешность делового общения во многом определяется соблюдением целого ряда условий, способствующих осуществлению коммуникативной цели. 
 

 Очень важно  создать позитивный коммуникационный  климат, помогающий установить контакт  и взаимоотношение в процессе  общения. Известно, что количество  передаваемой информации, ее точность  увеличивается в атмосфере доверия  и открытости между участниками  общения. 

 Созданию такого  климата способствует соблюдение  участниками диалога важных организационных  принципов речевой коммуникации: принципа кооперации и принципа  вежливости. 
 

Принцип кооперации предполагает готовность партнеров  к сотрудничеству.  

 Этот принцип  сформулировал Г.П. Грайс в работе «Логика и речевое общение» он пишет: «Твой коммуникационный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». 

 В работе формулируются  конкретные постулаты, применение  которых способствует соблюдению  этого принципа. Эти постулаты  автор делит на четыре категории  — количества, качества, отношения  и способа. 
 

Категорию количества он связывает с тем объемом  информации, который требуется передать: Твое высказывание должно содержать  не меньше информации, чем требуется; Твое высказывание должно содержать  не больше информации, чем требуется. 

 К категории  качества Г.П. Грайс относит общий постулат: Старайся, чтобы высказывание было истинным, а также два более конкретных: Не говори того, что считаешь ложным; Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. 

 С категорией  отношения, по мнению ученого,  связан один единственный постулат  релевантности (англ. rеlеvаnt, — уместный, относящийся к делу): Не отклоняйся от темы разговора. 

 Категория способа  касается не того, что говорится,  а того, как говорится: выражайся  ясно; Избегай непонятных выражений;  Избегай неоднозначных выражений:  Избегай ненужного многословия. 

 Автор подчеркивает  целесообразность и полезность  соблюдения принципа кооперации  и его постулатов для всякого,  кто стремится к достижению  конечных целей речевого общения  (это может быть передача и  получение информации, оказание  влияния на других и подчинение  себя чьему-либо влиянию и т.п.). 
 

Принцип вежливости описал другой зарубежный ученый Дж. Н. Лич. Этот принцип требует соблюдения ряда правил, которые формулируются следующим образом. 

Правило такта: Не следует  затрагивать тем, потенциально опасных  для собеседника (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.). 

Правило великодушия: Не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвой и т.д., то есть как-то обременять его. 

Правило одобрения, позитивности в оценке других: Не осуждай  других; Не судите, да не судимы будете. 

Правило скромности: Не будьте высокомерны в разговоре  с собеседником. 

Правило согласия: Старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя  достижения коммуникативных целей.  

Правило симпатии: Демонстрируйте доброжелательность по отношению к  партнеру. 
 

 Принцип кооперации  и принцип вежливости составляют  основу коммуникативного кодекса,  регулирующего речевое поведение  обеих сторон в ходе коммуникативного  акта. 

 Базовые категории,  формирующие коммуникативный кодекс, — коммуникативная (речевая) цель  и коммуникативное (речевое) намерение. 

 Важнейшими критериями  в составе коммуникативного Кодекса  признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий  искренности (верность себе). 

 При рассмотрении  коммуникативного кодекса, анализе  возможностей его использования  в практике речевого общения,  конечно, следует помнить, что  сформулированные правила не  имеют абсолютного значения. Ни  одно из правил само по себе  не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников, более того, соблюдение одного правила может привести к нарушению другого и т.п. Однако нельзя не признать, что применение описанных принципов позволяет более успешно организовать речевое взаимодействие, повысить его эффективность. 

 Чтобы деловое  общение было продуктивным, следует  придерживаться и ряда психологических  принципов, сформулированных в  научной и методической литературе. Назовем основные из них. 
 

Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации. Конечно, каждый участник диалога имеет право защищать и отстаивать свою точку зрения, не соглашаться с высказываниями оппонента, показывать и доказывать ошибочность его позиции, но он обязан с уважением относиться к личности собеседника. 
 

Принцип децентрический направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми различными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете обсуждения. 
 

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т.е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимущества в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию. 
 

 Установлению  благоприятного климата делового  общения способствуют также следующие  факторы: 

- признание не  на словах, а на деле плюрализма  мнений, наличия многообразия точек  зрения на различные проблемы  современной жизни, что является  необходимой предпосылкой демократического  решения вопросов; 

- предоставление  каждому возможности осуществить  свое право высказать собственную  точку зрения; 

- предоставление  равных возможностей в получении  необходимой информации для обоснования  своей позиции; 

- осознание того, что необходимость конструктивного  диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем для той и другой стороны; 

- определение общей  платформы для дальнейшего взаимодействия  и сотрудничества, стремление найти  в высказываниях партнера и  его поведении то, что объединяет  с ним, а не разъединяет,  поиск общих точек соприкосновения. 
 

 Несоблюдение этих условий, игнорирование названных Принципов превращают конструктивный диалог в деструктивный, препятствуют организации эффективной деловой коммуникации. 

 Одна из причин  появления деструктивных элементов  в Процессе общения — стереотипно-догматическое  мышление, нетерпимость к чужому  мнению. Основанием деструктивности могут стать и личностные особенности его участников: эгоизм, амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, поступиться собственными интересами, а также отсутствие здравого смысла, непонимание реальных процессов, происходящих в обществе. 

 Причиной появления  деструктивных элементов в процессе  общения может стать отсутствие  позитивных нравственных установок  его участников по отношению  друг к другу и к окружающему  миру. 
 

 Нравственная  установка — это готовность  личности действовать в соответствии  с определенными моральными нормами,  принципами, представлениями о добре  и зле, о социальной ответственности,  справедливости, долге и т.д. Нравственная  установка личности формируется  в процессе социализации, т.е.  воспитания в семье, при получении  образования, усвоении соответствующих  профессиональных и корпоративных  кодексов морали. Специалист, некомпетентный  в области этики, вряд ли  может считаться полноценным.

2. Понятие стратегии является важнейшим при изучении речевого

воздействия. Основной проблематикой его лингвистического анализа

считается изучение стратегий говорящего и всех находящихся в его

распоряжении языковых ресурсов, которые определяют достижение им

коммуникативной цели (О.С. Иссерс).

10

В современных работах, посвященных преимущественно

исследованию речевого воздействия в массовой коммуникации, понятия

коммуникативных/речевых  стратегий и тактик зачастую не

разграничиваются. В  данной главе рассматриваются основные подходы к

определению этих понятий  в исследованиях по коммуникации (О.С. Иссерс,

А.В. Олянич, Е.И. Шейгал и Ю.М. Иванова).

Определяющим для  понимания стратегии является признак

целенаправленности, поскольку без цели нет стратегии. Для описания

стратегии мы предлагаем использовать понятие «коммуникативные

противоречия». Противоречие создает взаимное исключение, несовпадение

(в том числе  и кажущееся) целей коммуникации участников этого процесса.

Коммуникативное противоречие превращает коммуникацию в особый вид,

который мы предлагаем обозначить как стратегическую коммуникацию. В

основе стратегической коммуникации лежат стратегии речевого воздействия.

Стратегия речевого воздействия понимается как способ оперирования

Информация о работе Принципы коммуникативного сотрудничества